Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) Тема выпуска: |
|||||||
по книге: протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства", гл. 3 (www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_31.html)
Предыдущие части:
3. ТАИНСТВО ВХОДА
IВ древности первым актом Литургии после собрания верующих был вход предстоятеля. Именно входом и с входа начиналось священнодействие, о чем до сих пор свидетельствует наш чин встречи архиерея. В дальнейшем, в силу разных причин, этот начальный вход оброс в свою очередь другим "началом", так что теперь то, что мы называем "малым входом", уже больше не воспринимается как именно первое, начальное священнодействие Литургии. Отсюда, кстати сказать, и популярное толкование его в категориях "изобразительного символизма" как выхода Христа на проповедь и т.п. Напомнить о первоначальной практике уместно здесь потому, что для понимания Евхаристии идея входа имеет решающее значение. Всё наше исследование призвано в конечном итоге показать, что смысл Евхаристии заключается во вхождении Церкви в Царство Божие, и что вся Евхаристия есть, таким образом, вход, и что возношение, άναφορά, относится не только к Св. Дарам ("святое возношение в мире приносити..."), но и к самой Церкви, к самому собранию. Ибо Евхаристия есть таинство Царства, совершаемое восхождением и вхождением Церкви в небесное святилище. Поскольку теперь входу предшествует некая вводная часть (состоящая из великой ектеньи, трех антифонов и трех молитв) нужно объяснить, хотя бы кратко, как и почему эта "довходная часть" возникла и превратилась, как общее правило, в начало Литургии. Начнем с великой ектеньи то есть ряда молитвенных прошений, которыми, согласно современному уставу, начинаются все без исключения литургические службы Церкви: мы находим ее в начале вечерни, утрени, последований брака, отпевания, водоосвящения и т.п. По всей вероятности антиохийского происхождения, великая ектенья сравнительно рано появляется в византийском чине богослужения как начальная общая молитва собранной Церкви. Однако, вплоть до XII-XIII веков, ектенья эта произносилась не как сейчас в начале Литургии, а после входа и сопровождающего его пения Трисвятого, входного молитвословия, состоящего в исповедании святости Божией: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". (В некоторых рукописях великая ектенья и называется "ектеньей Трисвятого" или "прошениями Трисвятого".) Это еще раз доказывает, что подлинным началом Евхаристического священнодействия был именно вход, из чего следует, что на свое теперешнее место перед антифонами великая ектенья перенесена была тогда, когда эти антифоны были присоединены к Литургии как ее начало. Прежде всего нужно заметить, что "служба трех антифонов", то есть соединение в одном чине (последовании) антифонного (попеременного, двумя певцами или хорами) пения трех псалмов, отделенных друг от друга молитвами, является очень распространенной в византийском типе богослужения. (Мы находим такие антифоны и в так называемом "Песенном Последовании", то есть воскресном бдении константинопольского чина, и в службе дневного круга: утрени, вечерни, повечерия и т.п.) Можно считать несомненным, что к евхаристическому чину они были присоединены именно как "целое", как уже существовавшее отдельно от Литургии богослужебное "последование". Обычно оно составляло часть службы в честь того или иного святого или события и исполнялось во время процессии в храм, в котором "память" эта имела быть празднуемой совершением Евхаристии. Нужно помнить, что в отличие от нашего теперешнего устройства, в котором каждый приход богослужебно "независим" и внутри себя совершает весь богослужебный цикл, в византнийской церкви город, и особенно, конечно, Константинополь, рассматривался церковно как одно целое, так что богослужебный "Устав Великой Церкви" (Св. Софии в Константинополе) обнимал собою все храмы, посвященные каждый той или иной "памяти". В определенные дни церковная процессия (наш теперешний "крестный ход") начиналась в Св. Софии и направлялась в храм, посвященный памяти празднуемого святого или события, в котором вся Церковь, а не отдельный "приход", эту память праздновала. (Так, например, 16 января, в день празднования "уз св. Апостола Петра процессия по указанию "Устава Великой Церкви" выходит из Великой Церкви и направляется в храм св. Петра, где и совершается праздничная Евхаристия".) Пение антифонов и совершалось во время этой процессии и заканчивалось у дверей храма чтением "молитвы входа" и самим входом в храм духовенства и народа Божия для совершения Евхаристии. Отсюда многообразие антифонов, их "изменчивость" в зависимости от празднуемого события, отсюда существование до сего дня особых антифонов, предписанных в дни больших Господних праздников и т.п... Иногда, однако, вместо антифонов пелись специальные тропари святому, и тогда "Устав", отмечая эти тропари, предписывает: "...И входим в Церковь св. Петра и поется "Слава" с тем же тропарем. Антифонов нет, а сразу Трисвятое...". Таким образом, даже из этого краткого анализа, а его можно было бы удлинить в сто раз, видно, что "антифоны" составляли первоначально своего рода отдельную службу, совершавшуюся до Евхаристии и, вначале, вне храма. Она принадлежала к типу литии (процессии по городу), чрезвычайно популярной в Византии, а в теперешнем богослужении сохранившейся как лития на Всенощном Бдении и "крестные ходы". В дальнейшем, по той логике развития богослужения, в которой действует своеобразный закон превращения "особенностей" в "общее правило", служба эта стала мыслиться как уже неотъемлемая часть Евхаристии, как литургическое выражение "собрания в Церковь". Однако и тут она всё еще воспринималась как отдельная, вводная часть: Патриарх, например, входил в храм только после пения антифонов. Это же до сего дня видно в нашей архиерейской Литургии, в которой архиерей фактически не участвует до "малого входа", так что и начальное "благословение Царства" и все возгласы делаются священниками. Из сказанного видно, что сначала "три антифона пелись не в храме, а вне его и только в случае торжественной процессии. А то, что теперь называется "малым входом", было не чем иным, как входом народа и духовенства в храм либо в конце процессии, либо же без предварительной процессии". IIВсё это представляло бы только исторический и археологический интерес, если бы не подчеркивало не только то, что вход действительно составляет начало Евхаристического священнодействия, а и входной, динамический характер этого священнодействия, Евхаристию как движение. Мы теперь не живем в христианском, или, лучше сказать, в "христианизированном" мире, который мог в литургических символах литиях, процессиях и т.д. выявлять свою отнесенность к Церкви как пути в Царство, и тем самым свою собственную направленность к Царству Божьему. Наши храмы окружены секуляризированным, религиозно-нейтральным, равнодушным, если не враждебным миром. Поэтому так важно, чтобы мы осознали и почувствовали ту основную, изначальную и неизменную соотносительность Церкви и мира, которая когда-то, в совсем других условиях, нашла свое литургическое выражение в этих процессиях народа в храм... Если "собрание в Церковь" предполагает отделение от мира, то исход этот совершается, ради спасения мира. Ибо мы плоть от плоти и кровь от крови мира сего, мы часть его, и только нами и через нас он восходит к своему Творцу, Спасителю и Господу, к своей цели и исполнению. Мы отделяемся от мира, чтобы его принести, возвести в Царство, его сделать снова причастным вечного Божьего Царства. В этом назначение Церкви, для этого она оставлена в мире, как часть его, как символ его спасения. Этот символ мы исполняем, "реализуем" в Евхаристии... По мере того, как мы будем следить за чином Евхаристии, это ее назначение будет раскрываться всё яснее и глубже. Но уже с самого начала, уже в этих "общих и согласных молитвах", в этих радостных и победных антифонах, возвещающих и прославляющих Царствие Божие, знаменуем мы, что "собрание в Церковь" есть прежде всего радость возрожденной и обновленной твари, собрание мира, в противоположность распаду его в грехе и смерти. Таинство Царства Евхаристия, тем самым, есть и Таинство мира (ради этого мира), который "так возлюбил Бог, что отдал Сына Своего..." (Ин.3,16). |
|||||||
В последнем
выпуске: Свт. Андрей Критский: С юности, Христе, я заповеди Твои преступил... |
|||||||
|
|||||||
|