=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Праздники в Православии: Введение Богородицы во Храм, Рождество Христово

Автор: свящ. Александр Мень
Опубликовано: свящ. Александр Мень. Таинство, слово и образ
. глава 4.
www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_4.html
(дополнено переводом песнопений на русский язык иером. Амвросия (Тимрота), www.azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/prmin.htm, с небольшими изменениями)

 

> ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Днесь благоволения Божия предображение,
и человеков спасения проповедание:
во храме Божий ясно Дева является
и Христа всем предвозвещает.
Той и мы велегласно возопиим:
радуйся, смотрения Зиждителева исполнение
.

В сей день - предзнаменование Божия благоволения
и спасения людей предвестие:
в храме Божием Дева открыто является
и Христа всем предвозвещает.
Ей и мы громогласно воззовем:
"Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!"

> Праздник Введения справляется 21 ноября, или 4 декабря по новому стилю{}. По-видимому, первоначально его связывали с воспоминанием о том, как родители посвятили Деву Марию Богу43. Но по ветхозаветному обычаю через посвящение проходили только первенцы мужского пола; поэтому праздник отнесли к событию, описанному в апокрифическом "Евангелии Иакова". Там мы читаем:

> "Дитя достигло трехлетнего возраста, и сказал Иоаким: "Позовите непорочных дев еврейских, и пусть возьмут светильники и зажгут их, и пусть не обращается назад Дитя и дух Ее да не отделится от Дома Божия". И девы сделали так, и вошли в Храм. И первосвященник принял Дитя, поцеловал Ее и сказал: "Мария, Господь дал величие имени Твоему во все роды и в конце дней Господь проявит в Тебе цену искупления сынов Израилевых". И он поставил Ее на третью ступень жертвенника, и Господь Бог излил милость Свою на Нее, и Она дрожала от радости, и плясала на ногах Своих, и полюбил Ее весь дом Израилев. Пошли родители Ее, дивясь и славя Бога, что Дитя не обернулось к ним. Мария воспитывалась, как голубица, в Храме Господнем, и получала Она пищу из рук ангелов"44.

> Средневековые авторы добавили рассказу апокрифа одну знаменательную деталь: принимая Дитя, первосвященник ввел Ее в Святая Святых Храма.

> В этом сказании следует искать не столько исторические факты, сколько духовный смысл, переданный языком легенды.

> Двир, Святая Святых Храма, был местом, скрытым от взоров людей. Туда входил, да и то раз в год, только первосвященник. Там, во мраке, пребывала незримая Слава Господня. Двир — символ всего дохристианского богопознания. Сущий неприступен. Даже пребывая со Своим народом, Он скрывает от него Свой Лик.

> Но вот "ангелы, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых...".

> Младенец, переступивший заветный порог, Сам уготован стать "одушевленным Храмом". Мария предназначена быть Матерью Богочеловека, Который явит миру Лик Вечного.

Кондак праздника:

Пречистый храм Спасов,
многоценный чертог и Дева,
священное сокровище славы Божия,
днесь вводится в дом Господень,
благодать совводящи,
яже в Дусе Божественном,
Юже воспевают Ангели Божии:
Сия есть селение небесное
.

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева,
священное сокровище славы Божией,
в сей день вводится в дом Господень,
вводя благодать с Собою,
ту, что в Духе Божественном.
Её воспевает Ангелы Божии;
Она - скиния Небесная.

 

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам служащии
звездою учихуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока,
Господи, слава Тебе
.

Рождество Твое, Христе Боже наш,
озарило мир светом знания,
ибо чрез него звездам служащие
звездою были научаемы
Тебе поклоняться, Солнцу правды,
и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.
Господи, слава Тебе!

> <...> Рождество Христово празднуется 25 декабря, то есть 7 января по новому стилю45. Предваряет его Рождественский пост, который начинается 15 (28) ноября.

> Два воскресенья ("недели"), предшествующие празднику, посвящены памяти предков Христа по плоти и ветхозаветных праведников. Богослужение этих дней отражает библейскую историю как подготовку к Боговоплощению. Читается "Родословие Иисуса Христа" из Евангелия от Матфея. Это "драгоценное родство", как называл его митрополит Иосиф, напоминает нам о великой тайне. Бог становится человеком, Братом людей, чтобы бесконечно приблизить их к Себе.

* * *

> И вот вновь слышится ангельская песнь: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".

> Почему так волнует нас сказание евангелистов о Младенце, рожденном в убогом вертепе? Почему так непохож на другие праздник Рождества? Быть может, причина здесь кроется в воспоминаниях детства, связанных со снегом, тихо падающим за окном, с запахом свечей и елки, с рождественскими напевами и звездными зимними ночами? Нет, не только память о детстве трогает нас в день Рождества, да многие и не имеют таких воспоминаний. Есть у этого праздника неумирающая реальная сила. Миру, погруженному в сумрак, "воссиял свет Разума", и Его сияние неугасимо. Слабый Ребенок бросает вызов царству насилия и ненависти, испытывает сердца, будит совесть...

> Для Христа не нашлось места в доме. Он родился в хлеву. Но разве так было только во дни переписи Августа? Разве не происходит это из века в век?

> Сколько душ испуганно затворяют свои двери, когда Христос стучится в них! Одни боятся нарушить свой покой или стеснить себя, другие оглушены заботами, а в иных давно угасла духовная жажда, огонь давно уже не тлеет в их душах. Правда, есть и такие, что непрочь отвести Богу некоторое место в своей жизни, но чаще всего это место похоже на задворки...

> Перед нами другая картина. Окрестности Вифлеема, пастухи, расположившиеся вокруг костров под открытым небом. Это те люди, которые не раздумывают и не колеблются. Полные доверия к Богу, поспешат они в город, где первыми удостоятся припасть к колыбели Спасителя.

> На улицах Иерусалима волхвы разыскивают Царя Иудейского. В их лице встретить Христа идет древняя языческая мудрость. Волхвы не слышали ангельских гимнов, не видели сияния Славы — только загадочная звезда указывала им цель. Путь волхвов — это тернистый путь человеческого разума, путь "умножающих знание". Но и он может приводить к обретению Бога.

> И наконец, Ирод. Представитель земной, человеческой власти. Он готов даже поверить, что Новорожденный — Мессия, но это не помеха его кровавым замыслам. И в каждом столетии ироды, тайно страшась и открыто ненавидя, защищают свою власть ценой преступлений...

> Звонят рождественские колокола, "Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите...". Эта благая весть требует выбора: за кем идти — за Иродом или за пастухами и волхвами.

* * *

> Рождество, великий день всего христианского мира, издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Оно стало своего рода семейным праздником. Повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг46. Во многих странах в рождественскую ночь зажигают свечи на елках, дети поют песни (колядки, от греч. "каланда", новомесячие), носят по улицам изображение звезды.

> Канун праздника именуется навечерием, или сочельником. В сочельник читают так называемые "царские часы" {Название это — чисто исторического происхождения. Оно связано, с византийским обычаем поздравлять императора с наступающим праздником.}. На каждом часе звучат праздничные Апостол и Евангелие. Литургия сочельника совершается вместе с вечерней (в древности она служилась во вторую половину дня). Ночная служба под Рождество начинается с великого повечерия. При пении "С нами Бог..." чтец произносит слова пророчества Исаии о Спасителе (9,6).

> <...>

Кондак праздника:

Дева днесь Пресущественнаго рождает,
и земля вертеп Неприступному приносит:
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися
Отроча младо, превечный Бог
.

Дева в сей день Сверхсущественного рождает,
и земля пещеру Неприступному приносит;
Ангелы с пастухами славословят,
волхвы же за звездою путешествуют,
ибо ради нас родилось
Дитя, предвечный Бог!

> Воскресенье, которое следует за Рождеством, посвящено памяти Иосифа Обручника и царя Давида, предка Христа по плоти.


43 См.: М. Н. Скабалланович. Христианские праздники. Киев, 1916, с. 115.

44 Евангелие Иакова, VII-VIII.

45 Спаситель родился "во дни царя Ирода" (Мф.2,1; Лк.1,5), между тем Ирод умер весной 4 г. до н.э. Следовательно, Рождество не могло совершиться позже этой даты. Когда в Иерусалим прибыли волхвы, Иисусу было уже около двух лет (Мф.2,16). Из этого историки сделали вывод, что Он родился около 7-6 гг. до н.э. Месяц Рождества остается неизвестным, но оно не могло быть зимой, поскольку на зиму пастухи загоняли стада в укрытия (ср. Лк.2,8).

46 См.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники. М., 1973, с. 22 сл.

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов! 
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»