Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) Тема
выпуска: | |||||||||
Автор:
свящ. Александр Мень
> ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
> Праздник Введения справляется 21 ноября, или 4 декабря по новому стилю{}. По-видимому, первоначально его связывали с воспоминанием о том, как родители посвятили Деву Марию Богу43. Но по ветхозаветному обычаю через посвящение проходили только первенцы мужского пола; поэтому праздник отнесли к событию, описанному в апокрифическом "Евангелии Иакова". Там мы читаем: > "Дитя достигло трехлетнего возраста, и сказал Иоаким: "Позовите непорочных дев еврейских, и пусть возьмут светильники и зажгут их, и пусть не обращается назад Дитя и дух Ее да не отделится от Дома Божия". И девы сделали так, и вошли в Храм. И первосвященник принял Дитя, поцеловал Ее и сказал: "Мария, Господь дал величие имени Твоему во все роды и в конце дней Господь проявит в Тебе цену искупления сынов Израилевых". И он поставил Ее на третью ступень жертвенника, и Господь Бог излил милость Свою на Нее, и Она дрожала от радости, и плясала на ногах Своих, и полюбил Ее весь дом Израилев. Пошли родители Ее, дивясь и славя Бога, что Дитя не обернулось к ним. Мария воспитывалась, как голубица, в Храме Господнем, и получала Она пищу из рук ангелов"44. > Средневековые авторы добавили рассказу апокрифа одну знаменательную деталь: принимая Дитя, первосвященник ввел Ее в Святая Святых Храма. > В этом сказании следует искать не столько исторические факты, сколько духовный смысл, переданный языком легенды. > Двир, Святая Святых Храма, был местом, скрытым от взоров людей. Туда входил, да и то раз в год, только первосвященник. Там, во мраке, пребывала незримая Слава Господня. Двир символ всего дохристианского богопознания. Сущий неприступен. Даже пребывая со Своим народом, Он скрывает от него Свой Лик. > Но вот "ангелы, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых...". > Младенец, переступивший заветный порог, Сам уготован стать "одушевленным Храмом". Мария предназначена быть Матерью Богочеловека, Который явит миру Лик Вечного. Кондак праздника:
> <...> Рождество Христово празднуется 25 декабря, то есть 7 января по новому стилю45. Предваряет его Рождественский пост, который начинается 15 (28) ноября. > Два воскресенья ("недели"), предшествующие празднику, посвящены памяти предков Христа по плоти и ветхозаветных праведников. Богослужение этих дней отражает библейскую историю как подготовку к Боговоплощению. Читается "Родословие Иисуса Христа" из Евангелия от Матфея. Это "драгоценное родство", как называл его митрополит Иосиф, напоминает нам о великой тайне. Бог становится человеком, Братом людей, чтобы бесконечно приблизить их к Себе. * * * > И вот вновь слышится ангельская песнь: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". > Почему так волнует нас сказание евангелистов о Младенце, рожденном в убогом вертепе? Почему так непохож на другие праздник Рождества? Быть может, причина здесь кроется в воспоминаниях детства, связанных со снегом, тихо падающим за окном, с запахом свечей и елки, с рождественскими напевами и звездными зимними ночами? Нет, не только память о детстве трогает нас в день Рождества, да многие и не имеют таких воспоминаний. Есть у этого праздника неумирающая реальная сила. Миру, погруженному в сумрак, "воссиял свет Разума", и Его сияние неугасимо. Слабый Ребенок бросает вызов царству насилия и ненависти, испытывает сердца, будит совесть... > Для Христа не нашлось места в доме. Он родился в хлеву. Но разве так было только во дни переписи Августа? Разве не происходит это из века в век? > Сколько душ испуганно затворяют свои двери, когда Христос стучится в них! Одни боятся нарушить свой покой или стеснить себя, другие оглушены заботами, а в иных давно угасла духовная жажда, огонь давно уже не тлеет в их душах. Правда, есть и такие, что непрочь отвести Богу некоторое место в своей жизни, но чаще всего это место похоже на задворки... > Перед нами другая картина. Окрестности Вифлеема, пастухи, расположившиеся вокруг костров под открытым небом. Это те люди, которые не раздумывают и не колеблются. Полные доверия к Богу, поспешат они в город, где первыми удостоятся припасть к колыбели Спасителя. > На улицах Иерусалима волхвы разыскивают Царя Иудейского. В их лице встретить Христа идет древняя языческая мудрость. Волхвы не слышали ангельских гимнов, не видели сияния Славы только загадочная звезда указывала им цель. Путь волхвов это тернистый путь человеческого разума, путь "умножающих знание". Но и он может приводить к обретению Бога. > И наконец, Ирод. Представитель земной, человеческой власти. Он готов даже поверить, что Новорожденный Мессия, но это не помеха его кровавым замыслам. И в каждом столетии ироды, тайно страшась и открыто ненавидя, защищают свою власть ценой преступлений... > Звонят рождественские колокола, "Христос раждается славите, Христос с небес срящите...". Эта благая весть требует выбора: за кем идти за Иродом или за пастухами и волхвами. * * * > Рождество, великий день всего христианского мира, издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Оно стало своего рода семейным праздником. Повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг46. Во многих странах в рождественскую ночь зажигают свечи на елках, дети поют песни (колядки, от греч. "каланда", новомесячие), носят по улицам изображение звезды. > Канун праздника именуется навечерием, или сочельником. В сочельник читают так называемые "царские часы" {Название это чисто исторического происхождения. Оно связано, с византийским обычаем поздравлять императора с наступающим праздником.}. На каждом часе звучат праздничные Апостол и Евангелие. Литургия сочельника совершается вместе с вечерней (в древности она служилась во вторую половину дня). Ночная служба под Рождество начинается с великого повечерия. При пении "С нами Бог..." чтец произносит слова пророчества Исаии о Спасителе (9,6). > <...> Кондак праздника:
> Воскресенье, которое следует за Рождеством, посвящено памяти Иосифа Обручника и царя Давида, предка Христа по плоти.
| |||||||||
Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.
| |||||||||
|