Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) Тема выпуска: |
|||||||||
Автор:
свящ. Александр Мень
> РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
> Первый двунадесятый праздник осени установлен в IV веке. Он посвящен "началу нашего спасения". Рождеству Девы Марии (8/21 сентября). Обстоятельства этого события описаны не в Новом Завете, а в апокрифе II века "Евангелии Иакова"36. Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, один книжник сказал ему: "Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства в Израиле" (в народе бесплодие считалось знаком гнева Божия). Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо воробья на ветке лавра. "Увы! воскликнула Анна. Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа". > И тогда явился в саду Ангел Господень. "Анна, Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь, и будет славен во всем мире род твой". Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. "Анна была у дверей дома своего, читаем мы в апокрифе, и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на шею ему, говоря: "Теперь я знаю, что Господь Бог благословил меня". А через девять месяцев у престарелых родителей появилась Дочь. Ее назвали Марией. > Хотя Церковь не приняла "Евангелия Иакова" в качестве вполне достоверного и канонического, предание, запечатленное в нем, пользовалось авторитетом и любовью у народа. Часто к нему обращались поэты, иконописцы и великие западные художники (например, Джотто). > Нам же важен самый смысл сказания. Богоматерь рождается в семье праведников, а в родословии Ее немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует, что появление в мир чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений. > Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощная с чтением паремий и литией. Паремии, как и в другие "Богородичные" дни, включают тексты из Библии, в которых можно видеть символы, прообразующие Деву Марию. > Кондак праздника:
> Праздник Воздвижения посвящен Кресту Христову (14/27 сентября). > Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об искупительной жертве Христа. Поэтому он также стоит в начале церковного года. > Знак креста с глубокой дохристианской древности был символом Божественного и вечной жизни во многих религиях37. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения. > С непостижимой для язычников быстротой неслась по миру весть о "безумии Креста"; иудеи требовали знамений, эллины доказательств, но в ответ они слышали: "Мы проповедуем Христа Распятого...". > "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, поет Церковь; и святое Воскресение Твое славим...". > Через страдание к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. "Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет". Это не просто тяготы и страдания; сами по себе они могут и не быть "крестом". "Взять крест свой" значит "отвергнуть себя", победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу. > Песнопения праздника говорят о Кресте, который возносится над миром как "красота Церкви", как "верных утверждение". Он знак любви Бога к человеку, вестник грядущего преображения природы. "Да возрадуются древа дубравные, освятившуся естеству их, от Него же изначала насадишеся" (<Да возрадуются все деревья дубрав; ибо освятилось естество их Тем, Кто насадил их в начале>, канон Воздвижения). > Уже во II веке христиане стали осенять себя крестным знамением38. Еще раньше в Церкви появились первые изображения креста. Эти изображения предшествуют Распятиям, самые ранние из которых созданы около VI века. > Из всех типов Распятий, пожалуй, самое величественное то, что возникло в Византии. Христос изображен "предавшим дух". Голова склонена, глаза закрыты. Но самое замечательное это руки. Они не безжизненны. Они раскрыты словно объятия. Во всём облике Распятого покой и прощение. Уже как бы предчувствуется победа над смертью... Кондак праздника:
> Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (IV век), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения. Это место с первых лет существования Церкви привлекало христианских паломников, но в начале II века император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру св. Гроба и соорудил там храм Венеры. > Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. "Снимали слой за слоем, пишет современник событий Евсевий, вдруг в глубине земли, сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство, а потом честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения"39. Это была пещера Гроба Господня. Император снабдил иерусалимского епископа Макария средствами для возведения над пещерой храма. > Через некоторое время Палестину посетила престарелая мать Константина Елена. У Евсевия нет сообщений о том, что ей удалось найти подлинный Крест Христов. Но во второй половине IV века эта реликвия уже чтилась в Иерусалиме. Св. Кирилл свидетельствует, что части Креста были разосланы по всей империи40. Согласно св. Иоанну Златоусту, признаком, по которому узнали, что это именно Крест Господень, послужила надпись на нем41. В начале V века Руфин уже определенно связывал находку с именем св. Елены, а историк Созомен около 440 года записал сказание о том, как царица искала Крест и нашла его зарытым в земле близ Голгофы. Чтобы удостовериться в его подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. После этого патриарх "воздвиг" Крест над молящейся толпой42. Отсутствие сведений у Евсевия дало повод историкам считать рассказ Созомена легендой. Но в том, что Крест был действительно найден, нет ничего невероятного. По иудейскому обычаю орудия казни клали в братскую могилу вместе с телами распятых. Поэтому Крест Христов мог быть захоронен рядом с разбойниками. > Как бы то ни было, почитание Креста имеет великое общехристианское значение. В честь этой святыни и был установлен праздник Воздвижения. > Накануне его во время всенощной (после Великого славословия) священник выносит изображение Креста на середину храма. В соборных церквах есть обычай "воздвигать" его на четыре стороны света при пении "Господи, помилуй". > В день Воздвижения установлен пост.
|
|||||||||
Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.
|
|||||||||
|