=рассылка *Христианское просвещение*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

Тема выпуска:
Общая молитва: Псалтырь

Автор: Дитрих Бонхоффер
Опубликовано: Жизнь в христианском общении
www.krotov.info/library/b/bonho_2.html / messia.info/bibliotk/b/bonhioff/zho2.htm

 

> 2. День в христианском общении

> "Тебе - наша утренняя песнь хвалы,
Тебе - мы возносим нашу вечернюю молитву,
Твоей славе поклоняемся мы
Всегда и во веки веков".

                     Амвросий.

<.....>

Секрет Псалтыри

> В Новом Завете особенно подчеркивается необходимость "назидания себя псалмами" (Еф.5:19): "научайте и вразумляйте друг друга псалмами" (Кол.3:16). Со времен ранней Церкви совместному пению (чтению) псалмов придается особое значение. До сегодняшнего дня во многих церквях псалмами начинается каждое богослужение. Но в наши дни раннехристианская традиция совместного чтения псалмов в значительной мере утрачена, и хорошо бы возродить ее.

> Псалтырь занимает уникальное место в Священном Писании. Это  –  Слово Божие и, за несколькими исключениями, это и молитва верующих. Как это понимать? Как Слово Божие может одновременно быть и молитвой, обращенной к Богу?

> Этот вопрос связан с открытием, которое делает каждый, кто начинает молиться Псалмами. Сначала человек произносит Псалмы как личную молитву, но вскоре он начинает понимать, что некоторые стихи не могут быть его личными прошениями. Вспомним, например Псалмы, темой которых является безгрешность, озлобление, проклятие, а также некоторые Псалмы о страданиях Мессии. И, тем не менее, эти Псалмы-молитвы являются словами Священного Писания, которые христианин не может обойти, как нечто устаревшее, как "ранний этап религии". Верующий не может придираться к Слову Священного Писания, хотя и понимает, что не может молиться этими словами. Он может читать и слушать Псалмы как молитвы другого человека, он может удивляться, он может негодовать, но он не может ни использовать их в качестве своей молитвы, ни исключить их из Библии.

> В подобной ситуации лучше всего поступать так: сначала пользоваться псалмами, обходя то, что кажется необъяснимым, вновь и вновь возвращаясь к тем местам, которые просты и понятны. Однако, именно благодаря этим "непонятным" Псалмам мы начинаем проникать в секрет Псалтыри. Тот Псалом, который мы не можем произнести как свою молитву, на котором мы "спотыкаемся" и который ужасает нас, подсказывает нам, что здесь молится Кто-то другой, а не мы  –  Тот, кто утверждает свою езгрешность, кто призывает Божий суд, кто достиг бесконечных глубин в страданиях, и этот кто-то есть сам Христос. И Он молится не только в этих Псалмах, но и во всех остальных Псалмах.

> Такое понимание признается и провозглашается и в Новом Завете, и Церковью. Человек Иисус Христос, которому знакомы бедствия, болезни и страдания, и который, тем не менее, совершенно безгрешен и праведен, молится в псалмах Псалтыри устами Церкви. Псалтырь  –  молитвенная книга Христа в самом подлинном значении слова. Его молитвы создали Псалтырь, которая стал теперь Его молитвой на все времена. Понимаем ли мы, как Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращенные к Богу, и Слово самого Бога, как в ней мы находим молящегося Христа? Через Псалтырь Иисус Христос молится в своей Церкви (Общине). Его Церковь также молится. Молится и каждый верующий в отдельности. В последнем случае, поскольку в верующем молится сам Христос, христианин молится не от своего имени, а во имя Иисуса Христа; он молится, исходя не из естественного желания своего сердца, а исходя из мужества, приданного ему Христом; он молится, исходя из молитвы Человека Иисуса Христа. Обещано, что именно такая молитва будет услышана. Поскольку Христос молится Псалмами вместе с отдельным человеком и со всей Общиной пред небесным Престолом или, вернее, поскольку христиане, произнося в молитве Псалмы, объединяются воедино молитвой Иисуса Христа, их молитва доходит до слуха Божьего. Христос становится их Заступником.

> Псалтырь  –  это заступническая молитва Христа за Церковь. Теперь, когда Христос находится одесную Отца, новое Христово человечество  –  Его Тело на земле  –  продолжает молиться Его молитвой, и так будет до конца времен. Эта молитва принадлежит не отдельному человеку, а всему Христову Телу. Только в едином Христе вся Псалтырь становится реальностью, тем единым целым, которое человек никогда не сможет полностью понять и назвать своим. Вот почему, когда верующие в молитве произносят Псалмы, они объединяются в особое братство. Даже если христианин пропускает какой-то стих или Псалом в своей молитве, он всё равно присутствует в молитве другого члена Братства. Поэтому со уверенностью можно сказать, что Псалтырь  –  молитва истинного Человека Иисуса Христа и Его Тела на земле. В Псалтыри мы учимся молиться, на примере молитвы Христа. Псалтырь  –  великая школа молитвы.

> Во-первых, мы учимся понимать, что такое молитва  –  это молитва согласно Слову Божьему, на основе обетований. Христианская молитва стоит на прочном фундаменте явленного Слова, она не имеет ничего общего с расплывчатыми эгоистичными, прихотливыми желаниями. Мы молимся на основе молитвы истинного Человека  –  Иисуса Христа. Именно это имеет в виду Писание, когда говорит, что Святой Дух молится в нас и за нас, что Христос молится за нас, что мы можем обращаться с молитвой к Богу только во имя Иисуса Христа.

> Во-вторых, мы учимся понимать, как надо молиться. Хотя молитвы Псалтыри охватывают очень широкий спектр жизненных ситуаций, который намного превосходит опыт одного человека, человек молится в вере всей молитвой Христа, молитвой Того, кто был истинным Человеком и кто является единственным, испытавшим всю полноту жизненного опыта, присутствующего в молитве.

> Можем ли мы произносить в наших молитвах Псалмы проклятия? Если исходить из того, что мы, будучи грешниками, выражаем в молитве грешные мысли, призывая к отмщению, то мы не должны этого делать. Но если исходить из того, что в нас пребывает Христос, который принял на себя вместо нас всё отмщение Бога, подвергшись гневу Божьему ради искупления своих врагов, то мы, находясь во Христе, тоже можем молиться, произнося псалмы через Иисуса Христа, исходящими из сердца. С Псалмопевцем называть себя безвинными, благочестивыми и праведными? Нет, не можем, являясь тем, кто мы есть. Мы не можем говорить о наших добродетелях в молитве, исходящей из нашего порочного сердца. Но мы можем и должны говорить о них, если молитва исходит из сердца Иисуса Христа, который был безгрешен и чист, непорочность Которого мы принимаем через веру. Поскольку мы облеклись во Христа, мы можем и должны молиться псалмами невинности как молитвой Христа за нас, которая есть Его дар нам. Через Него эти псалмы принадлежат и нам.

> Но как мы можем молиться, произнося Псалмы, где говорится о невыразимых страданиях и несчастьях, смысл которых не доходит до нас? Мы можем и должны молиться Псалмами страданий и мучений не для того, чтобы прочувствовать на себе то, с чем наши сердца не сталкивались на нашем жизненном пути. Мы можем это делать, потому что все эти страдания были реальны во Христе; потому что Человек Иисус Христос испытал болезни, боль, стыд и претерпел смерть; потому что в Его страданиях и смерти всё живое страдало и умерло. Мы получаем право молиться этими Псалмами, благодаря тому, что произошло с нами на Кресте Христа (смерть нашего «ветхого человека»), и тому, что реально происходит и должно происходить в нас после того, как мы крестились в смерть нашей плоти. Именно это дает нам право произносить такие молитвы. Через Крест Христа эти Псалмы переданы Его Телу на земле как молитвы, исходящие из Его сердца.

> В-третьих, псалмы учат нас молиться сообща. Молится всё тело Христово, и каждый отдельный христианин понимает, что его молитва  –  лишь крохотная часть общей молитвы Церкви. Он учится молиться молитвой Тела Христова. Это приподнимает его над его личными заботами, позволяя ему молиться беззаветно. Вполне вероятно, что в ветхозаветных общинах верующих многие псалмы использовались как антифон. Так называемый "параллелизм", этот примечательный повтор во второй строке стиха представляет собой не просто литературную форму; он имеет определенное значение для Церкви и богословия.

> Остановимся на этом подробнее. Прочтите псалом 5, являющийся яркий примером антифона. Человек никогда не бывает один, когда он молится! В молитве всегда присутствует второй человек, собрат, член Тела Христова, сам Иисус Христос, который молится с верующим, чтобы его молитва могла быть истинной. Разве повторы одной и той же мысли, которым в псалме 118, кажется, нет конца, не дают нам полное основание предположить, что каждое прошение должно проникнуть в глубину сердца, а это может быть достигнуто только бесконечным повторением? Разве это не указывает на то, что молитва  –  это не излияния чувств в минуты горя или радости, а непрекращающееся постоянное познавание, принятие и запечатление в человеческом уме Божьей воли в Иисусе Христе? Отингер, расположив Псалмы в ином порядке  –  а именно, согласно семи прошениям Молитвы Господней,  – обнаружил, что весь спектр молитвенных прошений Псалтыри связан с краткими прошениями Молитвы Господней. Во всех наших молитвах присутствует только молитва Христа. Только к ней относится обетование исполнения и только она освобождает нас от пустословных языческих повторов. Чем более глубоко мы постигаем Псалмы, тем проще и богаче становятся наши молитвы.

 

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов! 
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
<= предш. вып. о молитве
<= предш. вып. об общении
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»