=рассылка *Христианское просвещение*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

Тема выпуска:
Совместное чтение Писания

Автор: Дитрих Бонхоффер
Опубликовано: Жизнь в христианском общении
www.krotov.info/library/b/bonho_2.html / messia.info/bibliotk/b/bonhioff/zho2.htm

 

> 2. День в христианском общении

> "Тебе - наша утренняя песнь хвалы,
Тебе - мы возносим нашу вечернюю молитву,
Твоей славе поклоняемся мы
Всегда и во веки веков".

                     Амвросий.

<.....>

Чтение Священного Писания

> Когда вся семья собирается для поклонения Богу, после молитвы с произнесением псалмов и пения гимна, следует читать Священное Писание. "Занимайся чтением" (1Тим.4:13). Здесь мы также должны преодолеть много вредных предубеждений, чтобы придти к правильному чтению Священного Писания. Почти все мы выросли с пониманием того, что чтение Св. Писания - это всего лишь слышание слова Божия на данный конкретный день. Поэтому для многих чтение Св. Писания заключается лишь в выборе нескольких кратких стихов, формирующих основную мысль дня. Несомненно, подборка стихов из Библии для ежедневного чтения, опубликованная Моравскими Братьями, является настоящим благословением для всех, кто знаком с ней. Это к своему удивлению открыли многие христиане, особенно во время испытаний в церкви. Но несомненно также и то, что эти краткие библейские отрывки не могут заменить чтение всего Св. Писания в целом. Библейский стих на сегодняшний день - это еще не всё Священное Писание, которое остается на все времена, вплоть до Последних Дней. Священное Писание - это нечто большее, чем призыв; больше, чем "свет, освещающий сегодняшний день". Это - явленное Богом Слово для всех людей и на все времена. Священное Писание не есть совокупность отдельных отрывков; это - единое целое и именно так оно должно восприниматься.

> В целом Священное Писание представляет собой Слово Божье. Только в бесконечности его внутренних связей, в соединении Ветхого и Нового Завета, обетований и их исполнений, жертвенности и закона, закона и Евангелия, жизни и надежды можно постигнуть во всей полноте свидетельство об Иисусе Христе. Вот почему, помимо молитвы с произнесением псалмов, молитвенное время должно включать более продолжительное чтение текстов из Ветхого и Нового Заветов.

> Каждое утро и каждый вечер христианская семья должна читать вслух одну главу из Ветхого Завета и хотя бы полглавы из Нового Завета. Когда семья начинает вводить эту практику у себя дома, многим членам семьи даже такой небольшой объем чтения кажется чрезмерным. Они возражают против нового порядка, говоря, что невозможно воспринять и удержать так много мыслей и событий, что читать больше, чем можно усвоить, значит проявлять неуважение к Божьему Слову. Мы довольно охотно соглашаемся с этими возражениями и возвращаемся к старому обычаю - читать только отдельные библейские стихи.

> Однако здесь таится большая ошибка. Если нам, взрослым христианам действительно трудно понять даже одну главу Ветхого Завета, то нам должно быть стыдно. Что это говорит о нашем знании Св. Писания и о нашем предыдущем чтении его? Если бы нам была знакома суть читаемого, мы могли бы спокойно, без затруднения прослушать целую главу, особенно, если перед нами лежит открытая Библия и мы участвуем в чтении. Конечно же, мы должны признаться, что мы еще мало знакомы со Св. Писанием. Осознание нашего незнания Божьего Слова приводит нас к серьезному пересмотру нашего отношения к чтению Библии, иначе и не может быть. И не должны <ли> мы, служители церкви, быть самыми первыми в этой работе?

> Не пытайтесь возразить, что цель молитвенного времени гораздо глубже, чем изучение содержания Св. Писания, что это слишком простая цель, которая достигается отдельно от поклонения. Подобное возражение связано с совершенно ошибочным пониманием "молитвенного собрания". Божье Слово должно быть услышано каждым по-своему в зависимости от меры своего понимания. Ребенок впервые слышит и постигает Библию в семейном кругу. Взрослый христианин постоянно изучает Библию, совершенствуя свои знания; этому процессу нет конца.

> Не только молодые христиане, но также и взрослые, жалуются на слишком долгое чтение Св. Писания на молитвенном собрании и на то, что многое в нём они не понимают. На это можно сказать следующее: для зрелого христианина каждое чтение Св. Писания является "слишком длинным", даже самое короткое. Что это значит? Св. Писание  -  это единое целое, каждое его слово и предложение многосторонне связаны с единым целым настолько, что невозможно иметь в виду это целое, слушая отдельные отрывки. И поэтому совершенно очевидно, что всё Св. Писание и, следовательно каждый его отрывок выше нашего понимания. Хорошо бы, чтобы нам постоянно напоминали об этом факте, который снова указывает на самого Иисуса Христа, "в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения". (Кол.2:3). Поэтому можно сказать, что каждый раз чтение Св. Писание должно быть немного "слишком длинным", потому что это не просто полезная и практичная мудрость, но Божье Слово, открывающееся в Иисусе Христе.

> Поскольку Св. Писание является corpus, живым единым целым, семейные молитвенные собрания должны придерживаться так называемого lectio continua, т.е. последовательного чтения Св. Писания. Исторические книги, пророки, Евангелия, Послания и Откровение должны читаться как Слово Божье в своем контексте. Слушая их, верующие переносятся в чудесный мир откровений израильского народа с его пророками, судьями, царями и князьями, с его войнами, праздниками, жертвоприношениями и страданиями.

> Общение верующих вплетается в события, связанные с Рождеством, крещением, чудесами и учением Христа, с Его страданиями, смертью и воскресением. Верующие участвуют абсолютно во всех событиях, которые произошли на этой земле во имя спасения мира, получая при этом спасение в Иисусе Христе.

> Последовательное чтение библейских книг позволяет каждому слушателю оказаться там, где когда-то Бог совершил Свое деяние раз и навсегда ради спасения людей. Мы становимся участниками событий, которые совершились ради нашего спасения. Забыв и потеряв себя, мы тоже переходим Красное Море, бродим в пустыне и, пересекая р. Иордан, входим в обетованную землю. Вместе с Израилем мы испытываем сомнения и неверие; и через наказание и раскаяние мы вновь обретаем Божью помощь и верность. Всё это  -  не просто фантазия, а святая, божественная реальность. Мы вырваны из нашего реального существования и помещены в гущу событий Святой истории Бога на земле. В ней Бог занимался нами, и в ней он по-прежнему занимается нами, нашими нуждами и нашими грехами  -  наказывая и даруя милость. Не Бог есть зритель и соучастник нашей настоящей жизни, как бы важно это ни было; скорее мы являемся почтительными слушателями и участниками деяний Бога в священной истории  -  истории Христа на земле. И только потому, что мы находимся там, в этой истории, Бог с нами и сегодня.

> Здесь мы видим совершенно иной взгляд на вещи. Божье присутствие и Божья помощь должны проявляться не в нашей жизни; Божье присутствие и помощь должны быть показаны нам в жизни Иисуса Христа. Для нас более важно знать, что Бог совершил для Израиля, для Своего Сына Иисуса Христа, чем пытаться понять, что Бог намерен сделать для нас сегодня. Тот факт, что Иисус Христос умер, более важен, чем тот, что я умру. Тот факт, что Иисус Христос воскрес из мертвых, является единственным основанием моей надежды на то, что я тоже воскресну в Последний День. Наше спасение находится "вне нас". Я не могу найти спасение в истории моей жизни, я могу найти его только в истории Иисуса Христа. Только тот, кто позволяет найти себя в Иисусе Христе, в его воплощении, его Кресте и Его воскресении, пребывает с Богом, а Бог пребывает с ним.

> В свете такого восприятия чтение Св. Писания на молитвенных собраниях становится с каждым днем всё более значимым и благотворным. То, что мы называем нашей жизнью, нашими бедами, нашей виной - это отнюдь не является всей реальностью. Там - в Св. Писании - наша жизнь, наши нужды, наша вина и наше спасение. Поскольку Богу было угодно проявить Себя для нас там, то только там мы будем спасены. Только в Священном Писании мы учимся познавать нашу собственную историю.

> Бог Авраама, Исаака и Иакова - это Бог и Отец Иисуса Христа и наш Отец. Мы должны учиться заново постигать и изучать Св. Писание, чтобы знать его так, как знали отцы Реформации и наши отцы. Мы не должны жалеть свое время и старания, затраченные на изучение Св. Писания. Мы должны знать Св. Писание, прежде всего, ради нашего спасения. Но помимо этого есть и другие веские причины. Например, как мы можем приобрести чувство уверенности для нашей личной жизни и для нашего участия в церковных делах, если мы не имеем под собой прочного библейского основания? Наш путь определяется не нашим сердцем, но Словом Божьим. Но кто сегодня понимает, что нам необходимы библейские подтверждения? Как часто мы слышим бесконечные доводы, взятые "из жизни" и "из опыта", которые приводятся в поддержку принятия жизненного важных решений, но при этом отсутствуют доводы из Св. Писания. Подобное обоснование решения укажет выход из затруднительной ситуации прямо в противоположном направлении. Поэтому неудивительно, что человек, который пытается поставить под сомнение библейскую мудрость, всегда оказывается человеком, который несерьезно читает Св. Писание, не изучает и не знает его. Тот, кто не учится разбираться в Библии применительно к самому себе, тот не является евангелическим христианином.

> Далее, можно задать следующий вопрос: "Как иначе мы можем помочь брату - христианину решить его проблему и рассеять его сомнения, как не с помощью Слова Божия? Все наши собственные слова оказываются несостоятельными. Но тот, кто подобно хорошему "хозяину... выносит из сокровищницы своей новое и старое" (Мф.13:52), кто может, исходя из богатства Слова Божия, извлечь из Св. Писания много наставлений, предостережений и утешений, тот, сможет с помощью Божьего Слова изгнать демонов и помочь своему брату. "Притом ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасении..." (2Тим.3:15).

> Как мы должны читать Св. Писание? В кругу семьи лучше всего читать вслух по очереди. Вскоре члены семьи начинают понимать, что читать Библию вслух для других не так уж легко. Чем более естественно будет относиться человек к читаемому тексте, тем более его чтение будет соответствовать содержанию.

> Во многих случаях легко заметить разницу между опытным христианином и новичком в чтении. Следует принять за правило не отождествлять себя с тем лицом, которое "говорит" в читаемом тексте Библии. Это не я разгневан, а Бог; это не я утешаю, а Бог; это не я наставляю, а Бог в Св. Писании. Конечно, я мог бы изобразить, как Бог гневается, утешает, наставляет, как бы представив себя в описываемой ситуации и читая текст не с монотонным безразличием, а с подлинным волнением и переживаниями. Однако разница между правильным и неправильным чтением Св. Писания заключается в том, что я не должен отождествлять себя с Богом, я просто должен служить Ему. В противном случае мое чтение будет напыщенным, эмоциональным и сентиментальным или же повелительным и властным, т.е. я буду привлекать внимание слушателей к себе, а не к Слову Божьему, что является наихудшим из грехов при чтении Св. Писания.

> Для лучшего понимания можно привести аналогичный пример из другой области. Положение, в котором находится человек, читающий Св. Писание вслух, можно сравнить с чтением письма своего друга другим людям. Вы ведь не будете читать это письмо так, как если бы вы сами написали его. При чтении письма дистанция между вами и вашим другом сохраняется. Но, с другой стороны, вы не можете читать это письмо другим людям так, если бы оно было вам безразлично. Вы бы читали его с интересом и уважением. Нельзя добиться правильного чтения вслух Св. Писания путем заучивания каких-то технических приемов. Правильное чтение Св. Писания может быть лучше или хуже в зависимости от духовного настроя ума. Во многих случаях не приукрашенное неторопливое чтение Библии рядовыми христианами, имеющими большой опыт чтения, намного превосходит самое возвышенное чтение священнослужителя.

> Последовательное чтение Св. Писания не означает, что верующие забывают о коротких отрывках из Библии. Их можно читать как текст на предстоящую неделю или на предстоящий день в начале молитвенного собрания или в других случаях.

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»