=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Общение христиан: трапеза. Работа и молитва

По книге: Дитрих Бонхоффер. Жизнь в христианском общении messia.info/bibliotk/b/bonhioff/zho2.htm#ohzs;
Другой перевод:
Жить вместе // Рашн Ресорсес Пресс + Триада, 2000
(Оба перевода оставляют желать лучшего...)

 

Общение христиан за столом

Итак, на пороге каждого дня стоит Божье Слово, гимн Церкви и общая молитва. Но лишь после того, как христиане укрепятся хлебом вечной жизни, они получают от Бога хлеб земной для телесной жизни. Воздавая благодарение Богу и прося Его благословений, христианская семья получает хлеб свой насущный из рук Господа. С тех пор, как Иисус Христос сидел за столом с учениками, общение за столом благословляется Его присутствием. "И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его" (Лк.24:30-31).

В Писании говорится о трех видах застолья, при котором присутствует Иисус: ежедневное общение за столом, Святое Причастие и, наконец, пир в Царстве Божьем. Во всех этих случаях главным является то, что "открылись у них глаза, и они узнали Его".

Что значит "в дарах узнать Иисуса Христа"?

Во-первых, это значит увидеть в Нём вместе с Отцом и Духом Подателя этих даров, Господа и Творца нашего мира.

Во-вторых, это значит признать, что все земные дары даются только ради Христа, как и весь этот мир сохраняется только ради Иисуса Христа, ради Его Вести. Он - истинный хлеб жизни. Он не только Податель, но и Дар, ради которого даются все земные дары. Бог в Своем терпении продолжает поддерживать нас своими дарами - только потому, что благая весть об Иисусе Христе должна распространяться дальше и найти верующих и потому что наша задача еще не выполнена.

В-третьих, община Христа верит, Господь всегда будет с ней, где бы она Его ни попросила. Она молится: "Господи Иисусе, приди, будь нашим гостем", исповедуя тем самым милостивую вездесущность Иисуса Христа. Каждый раз, когда христиане садятся за стол, они проникаются благодарностью к присутствующему среди них живому Господу и Богу, Иисусу Христу. Нельзя сказать, что молясь о присутствии Господа за столом, христиане преследуют цель "освящения" материальных даров. Наоборот, преисполненные великой радостью от получения благих даров в своей физической жизни, христиане признают своего Господа истинным дарителем всех даров. Подлинным Даром, истинным Хлебом самой жизни и, наконец, Тем, кто призывает их на пир в Царстве Божьем. Вот почему ежедневное общение за столом особенным образом соединяет христиан с их Господом и друг с другом. За столом они узнают своего Господа - Того, кто преломляет хлеб для них, и глаза их веры открываются.

Общение за столом носит праздничный характер. Среди нашей повседневной работы оно служит постоянным напоминанием о том, что Бог отдыхал, завершив Свою работу, о Шаббате как о смысле и цели недели, и о нашем труде. Наша жизнь  - это не только труд и работа, это также обновление сил и радость в благости Божьей. Трудимся мы, но Бог питает и поддерживает нас. Это повод для празднования. Человек не должен есть "хлеб печали" (Пс.126:2); он должен "есть с веселием хлеб свой" (Еккл.9:7); но, разумеется, "кто может есть и кто может наслаждаться без Него?" (Эккл.2:25). Бог не приемлет наше непраздничное и невеселое настроение, когда мы едим наш хлеб в печали, в показной торопливой спешке или даже с чувством стыда. Бог призывает нас возрадоваться и отдохнуть посреди нашего рабочего дня, сев за стол со своими братьями.

Общение христиан за столом предлагает определенное обязательство. Мы едим наш насущный хлеб, а не каждый ест свой собственный. Мы разделяем хлеб друг с другом. Таким образом, мы связаны друг с другом не только в Духе, но и во всём нашем физическом существе. Один хлеб, данный всем нам, связывает всех нас вместе в прочный союз. Никто не должен быть голодным, если у другого есть хлеб, и тот, кто нарушает это общение материальной жизни, тот нарушает общение в Духе. "Раздели с голодным хлеб" (Ис.58:7). "Не опечаль души алчущей" (Сирах 4:2), ибо это Господь приходит под видом "алчущего" (Мф.25:37). "Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?" (Иак.2:15,16). Когда мы едим хлеб наш насущный вместе, нам для насыщения достаточно даже самой малой толики. Голод наступает только тогда, когда человек захочет сохранить для себя свой хлеб. Таков странный божественный закон. Разве история о том, как Иисус накормил пять тысяч человек двумя рыбами и пятью хлебами (а также и другие библейские истории) не говорит нам о том же?

Общение за столом учит христиан понимать, что они по-прежнему едят преходящий хлеб своего земного странствия. Но если они разделяют друг с другом этот хлеб, они также все вместе получат нетленный хлеб в доме Отца. "Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!" (Лк.14:15).

Повседневный труд

От рассвета до вечера христианский день принадлежит работе. "Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера" (Пс.103:23). Молиться и работать - две разные вещи. Работа не должна мешать молитве, а молитва не должна мешать работе. Как в соответствии с Божьей волей человек должен работать шесть дней, а на седьмой отдыхать и праздновать перед Его лицом, так и каждый день христианина по Божьей же воле посвящен двум вещам: молитве и работе. Молитва имеет право на свое время. Но большая часть дня принадлежит работе. Только там, где и работа и молитва получают то, что им положено, становится ясно, что они неразделимы. Без труда и тягот дня молитва не будет молитвой, а без молитвы работа не будет работой. христианин знает это. Единство труда и молитвы становится явным, когда есть четкое разграничение между ними.

Работа погружает человека в мир вещей. Христианин выходит из мира братских отношений и вступает в мир безличных вещей, ибо мир  - всего лишь инструмент в руках Бога для очищения христиан от эгоцентричности и своекорыстия. Мирская работа может быть сделана только там, где человек забывает о самом себе, где он утратит себя ради дела, ради реальности, ради задачи. В труде человек приучается ограничиваться только работой, работа для него становится лекарством против лености и нерадивости. Страсть плоти угасает в мире вещей. Но это может произойти только если христианин прорывается через "бездушность вещей", через "это" к ТЫ, т.е. к Богу, который дает ему работу и делает так, что работа становится средством освобождения человека от самого себя.

При этом работа не перестает быть работой. Наоборот, тот, кто понимает, что для него делает работа, ищет трудную и тяжелую работу. Борьба с миром вещей по-прежнему продолжается, она ведется постоянно. Но в то же время происходит откровение: человек открывает для себя единство молитвы и работы, единство дня. Найти за бездушным миром работы божественное ТЫ означает, как сказал апостол Павел "молиться непрестанно" (1Фес.5:17). Молитва христианина выходит за рамки отведенного ей времени, прорастая в работу. Она пронизывает весь день, но при этом она не мешает работе, а наоборот способствует ей, придавая ей смысл и радость. Таким образом, каждое слово, каждый труд и каждое усилие христианина становится молитвой. Это не означает, что он постоянно отворачивается от работы, которая должна быть выполнена. Это означает, что он пробивается через бездушность вещей к милостивому ТЫ. "И всё, что вы делаете словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа" (Кол.3:17)

Благодаря такой цельности дня - единению молитвы и труда - в нём присутствует порядок и дисциплина. В утренней молитве необходимо искать и найти это единство, в работе же его нужно сохранить. Утренняя молитва определяет день. Сожаление о бесцельно потраченном времени, одолевающие нас искушения, лень и вялость в нашей работе, недисциплинированность и беспорядок в наших мыслях и в наших отношениях с другими людьми зачастую являются причиной нашего невнимания во время утренней молитвы. Если наше время укоренено в молитве, оно будет лучше организованно, распределено и использовано. Искушения, которые нам приносит рабочий день, преодолеваются нашим обращением к Богу. Решения, принятия которых требует работа, будут проще и легче, если мы будем принимать их, исходя не из страха перед людьми, а в присутствии Бога. "И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей" (Кол.3:23). Даже нудная механическая работа будет выполняться с большим терпением, если человек будет делать ее, помня о Боге и о Его повелениях. Наша сила и наша энергия, которую мы вкладываем в работу, возрастают, когда мы молимся Богу, прося укрепить нас для совершения нашей повседневной работы.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»