Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||
Тема выпуска: В конце этого выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. |
|||||||||
Автор:
свящ. Александр Шмеман > СИМВОЛ ВЕРЫ > 1. Введение > В жизни христианской Церкви с давних пор занимал и продолжает занимать особое место так называемый Символ веры: сравнительно краткое исповедание того, во что верит Церковь. Слово "символ" в его первоначальном значении можно перевести так: то, что "держит вместе, соединяет, содержит". Так вот. Символ веры именно со-держит все эти истины, которые верит Церковь необходимы для человека, для полноты его жизни и для спасения от греха и духовной гибели. > Исторически Символ веры возник из подготовления новообращенных, то есть вновь уверовавших, готовящихся ко вступлению в Церковь, к Таинству крещения. В древности принимали крещение главным образом взрослые. Как и в наши дни, люди приходили к вере, принимали Христа, желали вступить в Церковь, стать членами церковной общины каждый в итоге своего особого пути. Ибо всякое обращение, всякая встреча человека с Богом есть тайна благодати Божией, проникнуть в которую нам не дано. Одни приходят к Богу в страдании и горе, другие в радости и счастье. Так было, так будет всегда. > Зарождение веры в душе человеческой есть тайна. И, однако, сама вера во Христа приводит человека к Церкви, к общине тех, кто верит во Христа. Сама вера ищет и требует единства верующих, которые именно этим своим единством, любовью друг ко другу свидетельствуют перед миром, что они ученики и последователи Христа. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, сказал Христос, если будете иметь любовь между собою". Любовь и единство веры, про которое апостол Павел говорит, что оно составляет главную радость христиан: "Я весьма желаю увидеть вас, пишет он христианской Церкви в Риме, чтобы утешиться с вами общей верой, вашей и моей..." > Христианская жизнь новоуверовавшего начиналась, таким образом, с того, что его приводили к епископу местной Церкви, и тот начертывал рукою крест на лбу нового христианина, как бы ставя на нем метку Христову. Человек пришел к Богу, поверил во Христа. Теперь, однако, надлежит ему узнать содержание веры. Он становится учеником, его начинают, как говорится в церковных книгах, оглашать. Ибо христианство это не эмоция, не просто чувство, нет, это встреча с Истиной, это трудный подвиг приятия ее всем существом. Как человек, страстно любящий музыку, для того, чтобы исполнять ее, должен пройти через трудное обучение, так и поверивший во Христа, полюбивший Христа должен теперь осознать содержание своей веры и то, к чему она обязывает. > Накануне праздника Пасхи ибо в ранней Церкви крещение совершалось в пасхальную ночь, каждый готовящийся к крещению торжественно читал Символ веры, совершал "отдачу" его, исповедовал его приятие и свое вступление в единство веры и любви. У каждой большой местной Церкви Римской, Александрийской, Антиохийской был свой крещальный символ веры, и, хотя все они были повсюду выражением единой и неразделимой веры, в стиле, фразеологии они разнились между собою. В начале IV века в Церкви возникли большие споры, касавшиеся основного христианского учения о Христе как Боге. В 325 году в городе Никее собрался Первый Вселенский Собор, и на нём был выработан общий, единый для всех христиан Символ веры. Спустя несколько десятилетий, на Втором Вселенском Соборе в Константинополе, Символ веры был дополнен и получил название Никео-Царьградского, общего для всей Вселенской Церкви. Наконец, Третий Вселенский Собор в Эфесе в 431 году постановил, чтобы этот символ оставался навеки неприкосновенным, чтобы, иными словами, не делалось к нему больше дополнений. > С тех пор вселенский Символ веры поется или читается в Церкви на каждой литургии. Он есть всеобщее, для всех обязательное выражение Церковью своей веры. И потому всякий, желающий узнать, во что верит Церковь, в чём наша вера, в чем та Истина, которую несет христианство миру, ответ на это находит в Символе веры.
> Остановимся на том слове, с которого начинается Символ веры. Слово это верую. Оно определяет собою всю тональность Символа веры, его духовную исключительность и единственность. Поэтому, хотя слово это кажется знакомым и понятным, в него нужно вдуматься, его нужно заново открыть и постоянно открывать для себя каждому из нас. > Итак, что говорю я, или, лучше сказать, о чём говорю, когда произношу слово верую? Мне кажется, достаточно задать этот вопрос, чтобы ощутить прежде всего глубочайшее отличие самого слова "верую" от всех других, которыми я выражаю содержание моего внутреннего "я". > Когда я говорю "я думаю", и мне и другим понятно, о чём идет речь: о направленности моего сознания на тот или иной объект. Сказать: "Я думаю, что есть Бог" это значит высказать некую догадку, построенную на тех или иных предпосылках. Когда я говорю: "Я знаю, убежден, ощущаю", я остаюсь в пределах вполне объяснимых, разумных, ничего загадочного в себе не содержащих состояний моего сознания. Ни к одному из этих состояний слово "верую" не применимо, так как оно для них не нужно. Сказать "я верую, что идет дождь" просто глупо, так как тут я имею дело с объективным фактом. > Таким образом, очевидно, что слово верую относится только к тому, что во мне, и вне меня лишено очевидности. К тому, иначе говоря, что лишено и чувственной очевидности, и очевидности рациональной, и, наконец, очевидности фактической. > А вместе с тем (и тут мы подходим к самому главному) слово верую не только существует, и, следовательно, соответствует, хотя бы во мне, чему-то реальному и наполнено внутренней силой, так как не нуждается в подпорках извне. Я говорю "верую" только про то, что глазами не вижу, ушами не слышу, руками не трогаю, к чему не имеет отношения никакое "дважды два четыре", но во что я верю и что этой верой я знаю. > "Бога никто никогда не видел..." Для верующих вера отлична от всего, так как в том суть ее, что направлена она на то, что "просто" знать и "просто" доказать невозможно. В этом смысле веру можно назвать и чудом, и тайной. Чудом ощущает ее прежде всего сам верующий. Действительно, откуда в душе, откуда в сознании эта одновременно радостная и страшная несомненность присутствия, встречи, дух захватывающей любви? Словно не я, а какая-то сила во мне говорит: "Верую" в ответ на эту встречу. Я не могу объяснить ее словами, так как слова всё о земном, о фактах, о видимом и осязаемом. А опыт веры так очевидно опыт свыше, и как выразить, передать его? Словно не я куда-то пришел, а кто-то пришел ко мне, прикоснулся к моему сердцу: "Се стою у двери и стучу!" этот стук, это пришествие ощутила душа и радуется, и знает... > Чудо и, следовательно, тайна. Вера это прикосновение к тайне, узрение другого измерения, присущего всему в мире. В вере оживает тайный смысл жизни. За гладкой, объяснимой, однозначной поверхностью вещей начинает светить их подлинное содержание. Сама природа начинает говорить и свидетельствовать о том, что над нею, внутри нее, но отлично от нее. Говоря самыми простыми словами, вера видит, знает, ощущает в мире присутствие Бога. Она, по утверждению апостола Павла, есть "обличение вещей невидимых", и действительно для верующего всё в жизни и сама жизнь начинают ощущаться как явление. "Небеса <проповедуют> славу Божию, творение рук Его возвещает <небесный свод>". Это не поэзия, это голос, это свидетельство веры. Чудо, тайна, знание, радость, любовь. Всё это звучит в слове "верую!" одновременно и ответ и утверждение. Ответ Тому, Кто возлюбил меня, утверждение моего принятия этого происшествия, реальности этой встречи. "Верую!" и дальше весь Символ веры: рассказ, свидетельство о том, что узнала в этой встрече душа. |
|||||||||
Цель этого голосования
выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым
темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду
отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь
более высокий рейтинг (средний балл). Голосование почтой: #### нажмите на эту ссылку, в открывшемся письме (в теле) после слова "Ocenka:" поставьте Вашу оценку выпуска: 1-5 и отправьте письмо! |
|||||||||
www.messia.info/r2/2/087.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск темы | ||||
|
![]() |