Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||||||
Тема
выпуска: В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. | ||||||||||||
> О книгах Иисуса Навина и Судей> Книги Иисуса Навина, Судей и Царств, продолжая одна другую, описывают историю еврейского народа от смерти Моисея до вавилонского плена. Своего рода "прологом" к этим книгам служит Второзаконие прощальная речь Моисея, за которой следует рассказ о его смерти. Именно во Второзаконии сформулирована та религиозно-политическая концепция, из которой исходят авторы книг Иисуса Навина, Судей и Царств, когда они пишут историю Израиля, оценивают отдельных героев этой истории, истолковывают судьбу еврейского народа. Поэтому в современной научной литературе весь этот корпус книг принято называть "девтерономической историей" (от латинского Deuteronomium "Второзаконие"). > Важнейшее из требований, которые предъявляет Второзаконие к израильтянам, не служить и не поклоняться никаким богам, кроме Господа (Яхве). Израильтяне обязаны уничтожить в Земле Обетованной все места поклонения "чужим богам". Они не должны вступать ни в политические союзы, ни в браки с местными народами иначе эти народы соблазнят израильтян поклоняться "чужим богам". Более того, чтобы не подвергаться такому соблазну, израильтяне обязаны без остатка истребить все народы и племена, обитавшие в Палестине до их прихода. Иначе Господь не будет помогать израильтянам и они будут изгнаны из страны, которую Господь даровал им (Втор 7:15). > "Девтерономическая история" иллюстрирует эти положения. Наличие сквозных тем и языковое единство важнейших текстов говорят о том, что "девтерономическая история" это единое, целостное произведение. Оно было создано, как предполагают, в середине I тыс. до н.э.; последнее упомянутое в ней событие освобождение царя Иехонии из вавилонской тюрьмы (4 Цар 25:27-30) датируется 561 г. до н.э. > Книга Иисуса Навина> Книга называется так по имени предводителя израильтян во время завоевания Ханаана. Его еврейское имя Ехош`уа, сын Н`уна. В Септуагинте (древний перевод еврейской Библии на греческий язык) это имя передано как Иисус, сын Нав`э. В церковнославянском и Синодальном переводах, которые следуют греческой Библии, оно отражено как Иисус, сын Навин (т. е. "Иисус, сын Нав`ы" та же самая словообразовательная модель, что "Фомин сын" или "Лук`ин брат"). Общепринятое название шестой книги Ветхого Завета в русском языке Книга Иисуса Навина. > Первая часть книги (главы 112) это рассказ о завоевании Палестины, во время которого Господь чудесным образом помогает израильтянам. "Господь отдал израильтянам всю эту страну как Он и обещал их праотцам… всё сбылось!" (Иис.Нав 21:43-45). Израильтяне, со своей стороны, выполняют все предписания Господа (Иис.Нав 11:12,14-15). Лишь грех Ах`ана ставит под угрозу союз Господа с Израилем израильтяне попадают в беду. Но нарушитель наказан, и Господь вновь на стороне Израиля (Иис.Нав 7). > Иисус Навин предстает как идеальный вождь Израиля и что специально подчеркивается как достойный преемник Моисея (1:5; 3:7; 4:14). В критическую минуту Иисус ходатайствует пред Богом за израильский народ (7:6-9), как это делал Моисей (Втор 9:25-29). Важнейшие события Исхода (встреча Моисея с Богом, первое празднование Пасхи, переход через море Суф) отражены, как в зеркале, в книге Иисуса Навина: переход через Иордан (главы 34), первое празднование Пасхи в Земле Обетованной (5:10-12), встреча Иисуса с вождем воинства Господнего (5:13-15). Торжеству Моисея над египтянами соответствует торжество Иисуса над жителями Ханаана. Близость книг Исхода и Иисуса Навина видна даже в деталях. Жест, которым Иисус простирает свой меч в сторону вражеского города (8:18), напоминает жест, которым Моисей простирает свой посох, призывая на Египет божью кару (Исх 10:13). Один и тот же образ "стена воды" (евр. нед; очень редкое слово) употреблен в Исх 15:8 и Иис.Нав 3:13-16. Как и в Исх 4:25, в Иис.Нав 5:2-3 обрезание совершается каменными (кремневыми) ножами. Наконец, как в Исх 12:23 кровь на дверных косяках ограждает дом от смерти, так и в Иис.Нав 2:18-21 алый шнурок в окне у Рахав спасает ее род от уничтожения. > Далее (главы 1321) идет рассказ о разделе завоеванных земель между израильскими племенами. В понимании авторов книги Иисуса Навина границы Израиля в целом, равно как и границы отдельных племен, установлены самим Богом, и поэтому владения каждого из племен описаны со всей возможной тщательностью. Перед нами, по сути дела, подробнейшее описание географии древней Палестины. > Это описание явно неоднородно. "Наделу" племени Иуды уделено шестьдесят три стиха: описание границ надела и подробный список селений Иуды, разбитый по округам (гл. 15). Племени Вениамина уделено восемнадцать стихов: описание границ надела и подробный список селений (18:11-28). Остальным племенам достается всего по несколько стихов. Очевидно, для автора этих текстов земли Иуды и Вениамина, которые соответствуют территории Иудейского царства и Иудеи послепленного времени, представляли больший интерес (или просто были лучше ему знакомы), чем остальная Палестина. > В Иис.Нав 11:13; 15:63; 16:10; 17:11-12 мы встречаем замечания о том, что рядом важнейших городов древней Палестины израильтяне так и не овладели. Однако эти разрозненные замечания не влияют на общую картину полного триумфа израильтян над жителями Ханаана. > Последние главы книги (2224) прощальные речи Иисуса Навина. В них повторяются основные положения Второзакония прощальной речи Моисея. > Книга Судей> Евр. слово шоф`ет многозначно: "судья", "правитель", "вождь". В Карфагене, жители которого говорили на пунийском языке (родственном древнееврейскому), так называли высших должностных лиц государства, и римляне считали, что карфагенские "суф`еты" то же, что римские консулы. В седьмой книге Ветхого Завета шоф`ет это титул предводителей древнего Израиля в эпоху, предшествовавшую установлению царской власти. Во многих переводах, древних и новых, этот титул передается как "судья", отсюда происходит и традиционное заглавие книги. Но такой перевод явно неудачен: герои книги полководцы и воины, о выполнении ими судебных функций речь не идет. Поскольку заглавие Книга Судей прижилось в русском языке, мы сохраняем его, но в самом тексте передаем евр. шоф`ет как "вождь". > Уже начальные главы книги Судей представляют резкий контраст с книгой Иисуса Навина: на первый план выступает незавершенность израильского завоевания. Авторы книги выдвигают целых три объяснения того, почему так получилось: > 1) Господь оставил в Палестине часть прежнего населения, чтобы испытать израильтян не свернут ли они с пути своих предков, почитавших Господа (Суд 2:22-23). > 2) Израильтяне не выдержали этого испытания, стали вступать в браки с иноплеменниками и поклоняться их богам, и за это Господь перестал помогать им (2:1-3,11-21; 3:5-7 и др.). > 3) Господь оставил в Палестине враждебные Израилю народы просто для того, чтобы израильтяне учились военному делу (3:2). > Так или иначе, отныне история Израиля идет по кругу: израильтяне оставляют Господа Господь оставляет их враги одолевают израильтяне взывают к Господу о помощи посланный Господом вождь ("Судья") избавляет израильтян от врагов после смерти вождя израильтяне вновь оставляют Господа. Эта схема объединяет повествования о 12 вождях, в том числе ряд ярких и красочных новелл. "Песнь Деворы" (Суд 5) многие считают древнейшим памятником еврейской литературы. > Завершающие главы книги с их лейтмотивом "в ту пору у Израиля не было царя и каждый делал, что хотел" подготавливают переход к новой теме, которая станет центральной для следующих книг "девтерономической истории". Это тема царской власти в Израиле. > Библейское повествование и современная археология> С начала археологических исследований в Палестине ученые стремились отыскать следы еврейского завоевания Ханаана, которое описано в книге Иисуса Навина. Действительно, раскопки подтвердили, что около XIII в. до н.э. (время, к которому принято относить завоевание Ханаана израильтянами) большинство городов древней Палестины было разрушено и сожжено. Но по мере того как совершенствовались методы датировки археологических находок, становилось очевидным, что эти разрушения были не одновременны. Скажем, гибель ханаанейского города Лах`иша (крупнейший из раскопанных городов той эпохи на территории Иудеи) относится к середине XII в. до н.э., а сожжение Хац`ора (главный город Ханаана в середине II тыс. до н.э.) к XIII в. до н.э. Возможно, что какие-то из этих разрушений связаны не с появлением в Палестине древних израильтян, а с походами египетских фараонов в Азию или же с нашествием "народов моря". > Появление в XIII XII вв. до н.э. новых поселенцев в горах Иудеи и Самарии на территории будущих Израиля и Иудеи предстает перед современными археологами не как мгновенное завоевание, а как сложный и длительный процесс, в который были вовлечены представители разных материальных культур. > Особую проблему представляет хронология Иерихона и Ая. Британский археолог Дж.Гарстанг, раскапывавший Иерихон в 1930-х годах, обнаружил фундаменты мощных укреплений, которые он отождествил со стенами, упомянутыми в книге Иисуса Навина. Однако дальнейшие исследования показали, что укрепления Иерихона следует датировать более ранним временем, а к XIII XII вв. до н.э. они уже несколько столетий лежали в руинах. Так же обстоит дело и с Аем: расцвет этого города приходится на III тыс. до н.э., а во II тыс. до н.э. он был в запустении. > Некоторые историки, озадаченные результатами археологического исследования Палестины, ставят их под сомнение (например, предполагают, что древние Иерихон и Ай находились в каких-то других местах, а не там, где сейчас ведутся раскопки). > Другие исходят из того, что нельзя подходить к библейским повествованиям как к историческому документу: для авторов "девтерономической истории" важен был прежде всего урок, который они хотели донести до своего читателя. Чтобы сделать этот урок более наглядным, они могли перенести в прошлое свой идеал единого и благочестивого Израиля, а появление еврейского народа в Палестине представить как быстрое завоевание. Рассказ об этом завоевании вобрал в себя традиции, восходящие к разным эпохам. > Отношение христианских и еврейских теологов к этим проблемам зависит от их богословских установок.
| ||||||||||||
www.messia.ru/r2/3/b06_072.htm |
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предш. выпуск серии | ||||
| ![]() |