Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||
Тема выпуска:
Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части. В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. | ||||||||
Предание у истоков христианстваИисус предъявляет строгие обвинения тем, кто злоупотребляет чисто человеческими заповедями, пусть даже и называются они "предания старцев": "Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого... И сказал им: 'Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?'" (Мк 7,8-9). И доказывает фарисеям и книжникам на конкретном примере (Мк 7,10-13), на примере обычая 'Корван', что они предали завет Господа о любви к родителям и к ближнему. Иисус не является противником ни древних преданий Израилевых, ни "законов пророков" (Мф 5,17-19). Не осуждает Он и истолкований Писания фарисеями (ср. Мк 1,44), а осуждает нарушение ими этих законов: "Итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят и не делают" (Мф 23,3). а. Предание ИисусаБлагодаря своим словам и поступкам, Иисус положил начало новой традиции (новому Преданию). Радикально новым является Христово толкование Священного Писания. "Законы и традиции, которые раньше мыслились в узком, абсолютизированном смысле осуществление религиозной жизни как таковой видоизменяются: их узкие, не соответствующие времени рамки расширяются в двух направлениях: в плане первородной, истинной и абсолютной воли Всевышнего, так, как это было вначале (Мк 10,6), и в плане проникновения в человеческое сердце, которое чутко по природе своей к истинным смыслам, к содержанию законов этих и заветов (Мк 7,14-23)". Однако, новизна всего того, что дал человечеству Сын Божий, не только в этом: Его проповеди и Его поступки составляют начало Нового Предания. Иисус сознает, что Он несет последнее и окончательное Откровение во Спасение. А "Я говорю вам..." звучит в устах Иисуса как антитеза всем законам (Мф 5,21): она используется повелительно при исцелениях (Мк 2,11; 9,25), в обращении к Апостолам как призыв к действию (Мф 10,16), в словах утешения (Лк 22,52); эта формула, объединенная с сознанием своего права говорить в качестве выразителя воли Отца (Мк 1,22), подготавливает к революционным требованиям Иисуса, по которым решение о спасении и осуждении людей зависит от того, как они относятся к Нему (Мк 9,40; Мф 10,32). Эта богатая своей полифоничностью и строгая своей однозначностью миссия Христа не была бы обрисована в достаточной мере, если бы мы не добавили еще некоторые факты из истории Иисуса. Сюда можно отнести и слова Иисуса, неизменные в своем значении, а поэтому легко запоминающиеся, те слова, которые обращены к Его ученикам, взывающие к Апостолам и к христианам вообще; и непреложный авторитет миссии Христа на земле, признанный еще до Его Воскресения, и Его призыв к распространению Его учения в народе. Из этих дополнительных фактов вытекает очень важный вывод: Иисус основоположник принципиально Нового Предания в религиозном наследии. б. Апостольское Предание об ИисусеВслед за Воскресением Христа и Пятидесятницей возникает новая традиция послепасхальных проповедей, заложившая основы апостольского Предания Евангелия об Иисусе Христе. Если раньше существовало лишь Евангелие Христа, то теперь Апостольские проповеди, сначала в устной форме, а затем на письме увековечили Евангелие о Христе. Эти собрания повествований о Христе явили, в свою очередь, преемственность традиции самого Христа. Преемственность между преданиеми самого Иисуса и преданием апостолов об Иисусе основано на том, что "Апостолы после Вознесения Его передали своим слушателям с тем более полным разумением, которому они были научены славными событиями жизни Христовой и наставлены светом Духа Истины" (Ин 14,26; 16,13). Несмотря на двойную форму передачи (устную и письменную), по содержанию, в плане качественном, эти две традиции очень близки. Устная форма отличается от Писания тем, что она не зафиксирована на письме. Что касается Писания и Устного Предания, различие их чисто формальное, а не сущностное, т.к. это только формально различные формы Откровения. в. Предание Апостольской ЦерквиЕвангелие "Иисуса" и "об Иисусе" неотделимо от авторитетной традиции, формирующейся в Апостольской церкви, его содержанием является доктрина, жизнь и культ самой Церкви. Апостолы были облечены самим Иисусом авторитетной миссией, поддержанной воздействием Духа воскресшего Иисуса: свидетельствовать о paradosis (предании) Иисуса Христа, хранить его, пояснять, применять в новых ситуациях. Апостол Иоанн говорит о преемственности двух Преданий, их взаимообусловленности и о продолжении этих Преданий, о связи "традиции Христа" и "апостольской Церкви" следующим образом: "Что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; ...то и вы пребудете в Сыне и в Отце" (1Ин 2,24; 3,11). Апостол Павел взывает к Преданиям, полученным от Христа и завещанным грядущим поколениям: "Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял" (1Кор 11,23; 15,3). Более того, апостол Павел знает, что то, что он возвещает и заповедует, он принял непосредственно от Иисуса Христа (Гал 1,11-12). Поэтому он пишет христианам Коринфа: "Вы требуете доказательств, что моими устами говорит Христос. Христос для вас не слаб, Он среди вас являет Свою силу" (2Кор 13,3/РВ), а в послании фессалоникийцам воздает похвалу их вере: "приняв Божье слово, которое услышали от нас, приняли его не просто как человеческое слово, а воистину как Слово Бога, как силу, действующую в вас, потому что вы верите" (1Фес 2,13/РВ). В Апостольских Посланиях термин paradosis заменяется на термин paratheke (что в переводе обозначает "переданное учение"). Это не случайно: уже возникла необходимость борьбы с извращениями книжников и фарисеев, с их фальшивыми, искаженными учениями, необходимость борьбы за "образец здравого учения" (2Тим 1,13). Поэтому Апостол призывает "хранить всё доброе, что было доверено тебе, силой Святого Духа, который поселился в нас" (2Тим 1,14/РВ); "хранить всё, что тебе доверено" (1Тим 6,20/РВ). В этом заключается Апостольское Предание. Церковь "вобрала в себя уже всё то новое, что ей надлежало: нового больше не будет. Развитие ее пойдет по руслу Церкви: перед ней стоит задача иного порядка постоянно осмыслять и раскрывать ценности, таящиеся в апостольских учениях, унаследованных нашей Церковью". Только Апостолы прямые и непосредственные свидетели Воскресения Иисуса Христа они одни "хозяева" (в узком смысле) всех Преданий. Последователи их и ученики находятся на службе Апостольского Предания. 4. Предание Ветхого и Нового Завета в сопоставленииСравнивая две традиции Ветхо- и Новозаветную, отметим две особенности: с одной стороны есть факторы, несомненно, их объединяющие. Это живая, двойная традиция (существующая в устной и письменной формах), главными чертами которой являются стабильность и развитие. С другой стороны, существуют немаловажные расхождения в этих традициях. Рассмотрим некоторые из них. а. Основу и суть Ветхозаветного Предания составляет ожидание исполнения обещания Господа, данное в пророках, о Его Пришествии. А в Новозаветном Предании этот этап Божественного Откровения уже пройден: Мессия сошел на землю, Христос воскрес, и от Отца нашего мы ожидаем последнего славного прихода. б. Итак из первого различия вытекает следующее: окончательный характер Новозаветного Предания. Господь открылся нам в Сыне, т.е. в своей самой полной совершенной и окончательной форме. Таким образом, любая последующая весть может быть интерпретирована однозначно: исключительно в плане Божественно-Апостольского Предания, и должна быть ей созвучна и гармонична. Лишь тогда она истинна. в. В то время как иудейско-раввинистическая традиция характеризуется отходом от Духа и заменой пророков законниками, Предание Иисуса Христа даже после смерти Апостолов продолжает существовать и поддерживаться присутствием Святого Духа в Церкви Иисуса Христа. Ответственность за преемственность и чистоту Предания не в руках человеческих, но в руках Господа Воскресшего и Духа Святого (Ин 14,16), в котором и через которого реализуется в будущем любое истинное предание.
Как создавался Новый Завет...постепенно затихали пророческие голоса. Последний из пророков Второ-Захария, писавший в конце IV века до Р.Х., уже предвосхищал пресекновение мощной волны пророчеств, к тому времени успевших себя дискредитировать в народе из-за сопутствующей пророчествам волны лжепророков (см. Зах 13,2-3). Амос еще в VIII веке до Р.Х. уже предвидел те мрачные времена, которые неминуемо наступят в истории Израиля: "И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ищя Слова Господня, и не найдут Его" (Ам 8,12). Наконец, после длительного перерыва, "был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне" (Лк 3,2). Иоанн Креститель последний из пророков В.З., избранник Божий, был послан с миссией "подготовить путь Господу, прямыми сделать стязи Ему..." (Лк 3,3-6), засвидетельствовать Слово Божие, как "Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины", и мы видели воплощение Его в Иисусе из Назарета (см. Ин 1,6-8; 15,19-34). 1. Иисус из НазаретаБыли 28-30 гг. после Рождества Христова. Новый Раввин (учитель) из Назарета, явился посланником Бога на земле, Мессией, Спасителем. Он творит и проповедует Слова Его, благие творения и чудеса волнуют и народные массы, и правителей Иудеи. Сотворял Он чудеса и проповедовал с таким сознанием своей власти, какого не было ни у одного из пророков. (Мк 1,22.27; 2,12). Он отпускает грехи людям. Он ставит перед людьми, внимающими Его проповедям, самые острые, самые жгучие вопросы о том, какими в их понимании должны быть взаимоотношения с Господом и с их братьями по вере. Начало проповеди Иисуса Христа есть Евангелие Царствия Божия: "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк 1,15); Царство Божие это две вещи одновременно: это и присутствие Божие на земле во спасение и избавление человечества (абсолютное превосходство Бога), но это и то начало, имеющее финальный эсхатологический характер, которое избавит человечество от бремени земных грехов. Оно положит начало новому миру, всеобщему Воскресению, небесному царству Божию. Абсолютное превосходство Бога связано с нашим настоящим, оно через веру освобождает от зла во имя добра. Очевидно, что в двоякости этой есть внутренняя связь: то, что будет очевидно в будущем, скрыто в настоящем, рождаясь в настоящем, вырастает в будущем. Иисус из Назарета не ограничивает Свою возвещение одними притчами и аллегориями о Царствии". Его жизнь и Его личность сами по себе раскрывают сущность Царства Божия: "...Царство Божие внутри вас" (Лк 17,22). Удивительным, потрясающим образом сочетаются два начала в Иисусе: Его божественность, свидетельство о небесном и человеческая земная жизнь и простота. Жизнь Его отмечена недоверием и подозрением, часто людским неприятием и преодолением этого неприятия. Например, в Евангелии от Марка (2,1-3,6) пять весьма волнующих эпизодов сами по себе предвосхищают итог этого недоверия: прощение грехов и исцеление паралитика, ряд других исцелений; обед со сборщиками налогов и грешниками, защита учеников, срывающих колосья в субботу, исцеление в субботний день. А в итоге "фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его" (Мк 3,6). Это был Главный Пророк, "кого весь мир не был достоин" (ср. Евр 11,38). Христианская вера пробивала себе признание в народе, которому часто казались чуждыми, а порой и скандальными те средства, которые Избранник Божий предпочитал во имя провозглашения Царствия Божия на земле. Иисус действительно должен был умереть, отвергнутый и распятый руководителями иудейского народа, о чем Он сам заранее предсказывал (ср. Мк 8,31-33; 9,30-32). Но Он предсказал еще и то, что "через три дня Он воскреснет из мертвых". Воскресение Иисуса Христа окончательно утвердило в глазах Его учеников и последователей, что Его, Посланника Отца небесного, слова и дела были истинны; и истина эта абсолютная, единственная и совершенная. И ученики, просветленные в Пятидесятницу Духом истины и явлением Воскресшего Христа, откровенно, во всеуслышание говорят о своей вере во Христа, который есть не только Мессия, но есть Господь и Спаситель наш, Сын Божий, ставший человеком. Всё больше и больше иудеев примыкают к христианству. Но еще большее число иудеев отвергают Христа и его последователей. 2. Апостольские проповеди, послания Апостола ПавлаВначале проповеди Апостолов существовали исключительно в устном виде (см. гл. 4). Священным Писанием для Апостолов, для всех христиан, равно как и для Христа, была лишь священная книга "Ветхий Завет". Передача христианской Вести осуществлялась Церковью, иерархически возведенной вокруг 12-ти апостолов. Но вскоре начали появляться и письменные источники свидетели живой устной традиции. Первые письменные памятники новой эпохи это многочисленные послания апостола Павла первым христианским общинам. Между 50 и 60 гг. от Р.Х. появляются ранние и большие послания: 1-е и 2-е к Фессалоникийцам, 1-е и 2-е к Коринфянам, к Филиппийцам, к Галатам и к Римлянам. С 61 по 63 годы Павел томится пленником в Риме и пишет в эти годы так называемые "письма из тюрьмы: к Колоссянам, к Ефесянам, к Филимону. Последнюю книгу посланий апостол Павел посвящает отдельным лицам пастырям общин, отсюда и их название: пастырские послания: одно Титу и два Тимофею. Это было в 63-67 году. Но действительно ли все эти послания принадлежат перу апостола? Исследователи обнаруживают в последних посланиях немалые расхождения в стиле письма, в использовании языковых средств выражения по сравнению с предыдущими произведениями Павла. Однако следует добавить, что значительно изменилась и историческая, и эсхатологическая ситуация со времени написания первых и последних посланий. Не исключена возможность того, что последние посления, носящие имя апостола, написаны одним из преемников апостола Павла, который, воспользовавшись его материалом, переложил его по-своему. Всё целиком эпистолярное собрание апостола дает нам самые конкретные и наглядные свидетельства несомненного влияния Благой Вести на умы и сердца людей. Послание к Евреям написано одним из учеников апостола Павла незадолго до падения Иерусалима (70 год). В нём получает наивысшее развитие доктрина о Первосвященстве Христа, оно укрепляет в вере христиан, искушаемых совершить отступничество. 3. Синоптические ЕвангелияС 65 по 80 годы от Р.Х. была окончательно завершена редакционная работа над тремя первыми Евангелиями (от Марка, от Матфея и от Луки), в эту эпоху сложился новый литературный жанр библейского повествования. Христианская Церковь утверждается и распространяется, охватывает всё большие пространства, сфера ее влияния ширится, но она неизбежно отдаляется от времен Иисуса из Назарета, Его Воскресения и Пятидесятницы, а память и живая устная традиция могут со временем изменить фактам истории, исказить образ, деятельность и Тайну Христа. Таким образом возникает необходимость письменного свидетельства. Так появляются Евангелия от Марка, Матфея и Луки, так называемые Синоптические Евангелия. Их принято называть синоптическими (от греч. synopsis совместное обозрение), потому что они очень схожи как по содержанию так и по форме изложения. Общего в трех Евангелиях действительно много. Это легко объяснимо как общностью устных традиций, структурно хорошо организованных и однородных, положенных в основу письменных Евангелий, так и общностью используемых источников, и несомненно определенной зависимостью Евангелий Матфея и Луки от текста Марка. Различия в этих трех произведениях объясняются, во-первых, яркой индивидуальностью и личностным началом каждого из авторов и, во-вторых, спецификой религиозно-культурной обстановки во время создания евангелистами своих произведений. Евангелист Марк обращается к христианам языческого происхождения на языке истинно живом и народном: рассказ его столь нагляден и выразителен, что за ним часто слышится голос самого автора. Евангелист ставит перед собой задачу последовательного раскрытия Тайны Иисуса Христа, Сына Божия (Мк 1,1), достигающего кульминации в Страстях; и таким Он открывается языческому сотнику (Мк 15,39). Учитывая специфику Евангелия от Марка (написанного для новообращенных римлян) его часто называют Евангелием для неофитов: это в своем роде путеводитель для последовательного приобщения к "тайнам Царства Божиего" (ср. Мк 4,11), на нелегком пути веры, в подражание Двенадцати Апостолам. Матфей писал свое Евангелие для палестинских евреев. Главная цель Евангелиста Матфея показать евреям, что Иисус Христос подлинный Мессия, обещанный Богом, о котором говорится в еврейском Писании. Иисус это Эммануил, что значит "с нами Бог" (Мф 1,23). С этих слов начинает Евангелист рассказ о Христе (Мф 1,23), этими же словами "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28,20) он завершает свой рассказ. Убежденный в том, что истинный еврей лишь тот, кто исповедует христианство и входит в Церковь, Матфей единственный, кто вкладывает в уста Христовы слово Ekklesia Церковь (ср. Мф 16,18; 18,17). Излагая проповеди Иисуса Христа, группируя их в пять основных тем, он сосредотачивает внимание читателя на роли и значении христианской общины. Это Евангелие по праву можно назвать книгой катехизиса, которая наставляет верующих на путь христианской общности, намечает для них нравственные основы единения и братства во Христе. Евангелие от Луки это первая часть "диптиха Луки", который состоит собственно из Евангелия (т.е. повествования о истории жизни Иисуса) и книги Деяний Святых Апостолов (относящихся уже к истории Церкви). Когда Лука писал свое произведение, понятие Церкви и ее миссии в истории cпасения, а также евангелизации и обращения, уже созрело и утвердилось. Евангелие от Луки призывает Церковь соотносить свою деятельность с "твердым основанием того учения", в которое она была наставлена (Лк 1,4) великими традициями Иисуса, ибо это есть то единственное, что навсегда обеспечит современность и актуальность Церкви во все времена. Христос выписан четким пером Луки как истинный Господь и Спаситель мира, как Милосердный Искупитель. Но глубочайшее милосердие Христа не умаляет и не смягчает жестких требований Евангелия, которых, как подчеркивает Лука, каждый истинно верующий должен придерживаться постоянно, изо дня в день (Лк 9,23). После Евангелия для неофитов и катехизиса пришло время появиться и Евангелию для христианина свидетеля Божественного присутствия на земле. Деяния Святых Апостолов гармонично продолжают и развивают Евангелие от Луки. Благая весть об Иисусе, Спасителе всех людей становится здесь Благой вестью спасения, объявленного и засвидетельствованного Апостольской Церковью всем в ту пору известным народам. Это открытая книга, у которой есть свое завершение, но нет конца: апостол Павел, узник в Риме, "ради Того, на кого уповает Израиль" (Деян 28,20/РВ), но продолжал жить, "возвещая Царство Бога и учя о Господе Иисусе Христе смело и беспрепятственно" (Деян 28,31/РВ). 4. Соборные ПосланияДругие апостольские произведения: послания Иакова, Иуды, 1 Петра, 2 Петра, 1, 2, 3 Иоанна были к самому концу IV века вошли в канон Нового Завете. Название "Соборные Послания" не случайно, оно определяется их универсальностью, их самым широким и всеобъемлющим назначением, всем христианам без исключения и вне зависимости от их принадлежности к той или иной религиозной группе. Эти Послания-письма Апостолов и их последователей должны всемерно изучаться всеми поколениями и во все времена неукоснительно: веру истинную доказать можно лишь на деле (Иаков); мы должны быть чистыми в христианской жизни и готовыми ответить, когда нас будут спрашивать том, почему мы верим (1Петр); жить в ожидании дня Господня (2Петр); обличать нечестие лжеучителей (Иуда); жить в любви и любить в истине (1, 2, 3 Иоанн). 5. Писания ИоаннаПисания Иоанна Богослова завершают новозаветный канон. Кроме упомянутых Посланий христианская традиция изначально приписывала перу Иоанна последнее, четвертое Евангелие библейский трактат, впоследствии претерпевавший немалые редакционные изменения, но сохранивший самобытность и неповторимость оригинала. Эта самобытность, выделяющая Евангелие от Иоанна из корпуса канонических Евангелий, проявляется в оригинальности и неповторимости культурного и религиозного контекста, в котором разворачивается действие этого произведения, значительно более зрелого с точки зрения христологии. Эти положения подтверждают время его написания: не ранее конеца первого века нашей эры. По словам Климента Александрийского, евангелист Иоанн, исполняя желание своих учеников, в противовес сложившейся в предыдущих Евангелиях традиции изображать преимущественно человеческий облик Спасителя, написал "Духовное Евангелие". О нём можно было бы сказать, как о Евангелии созерцающего верующего, достигшего высшей христианской зрелости. Столь глубоко человечное бытие Иисуса из Назарета (воплощенного Слова Божия), достигшее своей кульминации в страстях и смерти, когда час его пробил, делает более видимой и осязаемой Славу Господа, т.е. присутствие Истины и Жизни, исходящих от Бога через воплощенное Слово, которые есть Сам Бог. Иоанн обращается к неизвестному читателю, призывая его вступить в драматическое состязание, которое "мир" ведет против Иисуса. "Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его". (Ин 20,30-31). Читая Евангелие от Иоанна, порой кажется, что ты приобщаешься к глубинному, поэтапному процессу Божественного Откровения, воплощенного в деяниях и словах Сына Божиего, в основе которого драматическое столкновение двух взаимоисключающих начал света и тьмы, веры и неверия иудеев. Божественное Откровение продолжается:, дуализм веры и неверия существует и поныне. Ни один из слышавших Слово Иисуса не остается таким, каким был раньше, оно обязывает его бескомпромиссно показать свое истинное лицо, судит о нём без промедления (Ин 3,19; 12, 31). Наконец, Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова. Автор Откровения называет себя рабом Иисуса Христа, Иоанном (Откр 1,1.9; 22,8). Однако нельзя оставить без внимания очевидный факт: язык и стиль, сама манера изложения последнего произведения и всех остальных произведений, надписнных именем евангелиста Иоанна, резко отличаются, поэтому библеисты предполагают, что Иоанн Богослов в данном случае просто псевдоним понятие весьма распространенное вжанре апокалиптической литературы. Стиль и жанровые особенности наводят на мысль, что автор Откровения один из учеников и верных последователей апостола Иоанна. Откровение книга, единственная в своем роде: она написана на языке тайн и символов, ее цель пробудить церковное сознание в трудные времена преследования при Домициане. Церковь призвана быть очищенной от лжи и ереси и обращенной в чистую, истинную веру (ср. 1,2-3), потому как лишь очищенная и обновленная Церковь в состоянии будет понять, "чему надлежит быть" (ср. 4,1). Эту книгу за семью печатями Агнец раскрывает и читает ее для Церкви: книга эта наставляет Ее на путь истины в Божьем замысле спасения человечества: Церковь паломница, мученица и свидетельница пасхального пути, неуклонно идет к Новому Иерусалиму, Новому Граду, Божию и человеческому (см. 21-22).
В заключение хотелось бы отметить, что создание Библии и создание Древнего и Нового Израиля происходят одновременно и параллельно. Некоторые ссылки по теме "Введение в Новый Завет": А.
Даниель-Ропс.Библия: введение
| ||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. | ||||||||
www.messia.ru/r2/3/b19_239.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/ |
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предш. выпуск серии | ||||