Первоначальная история Брестской унии
(1596-1773 гг.) В этот период земли восточных славян
принадлежат различным государствам. Часть современной Украины входит в состав
Польши. В остальной Украине, включая Киев, а также во всей
Белоруссии господствуют литовские князья. К концу ХVI века
в польско-литовских землях успешно распространяются кальвинизм и другие
религиозные течения, которым удается привлечь к себе значительную часть знати.
Католическая Церковь сопротивляется этому и, прежде всего, с помощью школ,
основанных иезуитами. Православная церковь в это время слабее, хотя и возрождается
с помощью братств. В этой обстановке некоторые православные архиереи
вынашивают идею объединения с Римом. Это вызвано в том числе и политическими
мотивами. Католические епископы принимают участие в управлении государством,
чего лишены православные. С другой стороны, нельзя всё объяснить политикой.
Существует и искреннее желание осуществить решения Ферарро-Флорентийского Собора единение
с Римом. /4/ В то
время как все попытки Рима достичь церковного воссоединения с церковью московской
Руси кончались неудачей, в Польско-Литовском государстве появились надежды
на такое воссоединение. Рассмотрим события, содействовавшие этому. /1/ 1)
В начале XVI века, когда Александр I Ягайло объединил в одном государстве
Польшу и Литву, православные русские или украинские епископы оказались
в сложной ситуации: и в Варшаве, и в Москве, и в Константинополе
не скупились на критику в их адрес. /3/ После
образования в Польско-Литовском государстве отдельной Киевской митрополии,
последняя до конца XV начала XVI века находилась в единстве
с Западной Церковью. С прекращением этого единства в начале
XVI в. Киевская митрополия в иерархическом отношении подчинилась Константинопольскому
патриарху, который с захватом турками в 1453 г. Константинополя
фактически был пленником (подданным) Турецкого султана. Не имея прежних денежных
средств, как во времена независимости от турок, Константинопольские патриархи
облагали денежными поборами православное население Польско-Литовского государства,
его епископов. Так, например, патриарх Иеремия II потребовал
от Михаила Рагозы за его поставление в должность Киевского
митрополита 14 000 золотых. Кроме того, Константинопольские патриархи, опасаясь
католического влияния на православную иерархию Киевской митрополии, усилили
надзор за ее высшим духовенством. Особенно этот надзор проявился над епископами
в создании и поощрении деятельности православных братств и в наделении
их не только самостоятельностью от епископов, но и правами
обличения епископов и даже отлучения их от Церкви. Всё это вызывало
недовольство Константинопольскими патриархами со стороны высшего русского
духовенства. 2) Большое значение имел вопрос о взаимоотношениях
между православной Церковью и светской властью Польско-Литовского государства.
В силу сложившихся православных традиций, православные цари, князья, феодалы
выступали защитниками и покровителями православия. Так, в Московском
государстве православию покровительствовал царь. В Польско-Литовском
государстве король и подавляющее число крупных и средних землевладельцев
(шляхты) были католиками и поэтому к православию относились равнодушно,
многие православные церкви находились на территориях землевладельцев-католиков
и подлежали надзору со стороны последних, что приводило к многочисленным
конфликтам между светской властью и духовенством. В связи с этим
православные епископы чувствовали себя стесненными в своих правах. 3)
Очень низок был образовательный и моральный уровень православного духовенства.
Часто оно не исполняло своих обязанностей и не пользовалось
уважением народа. Дворянство и епископы смотрели на низшее духовенство
как на барщинное крестьянство. Константинопольские патриархи не оказывали
никакой помощи, т.к. сами находились в рабстве у турецких султанов,
а на Русь смотрели только как на источник доходов. Такою слабостью
православия воспользовался протестантизм (лютеранство, кальвинизм), охвативший
значительную часть русского дворянства в Польско-Литовском государстве. Распространялось
протестантство и среди католического населения, пока в Польско-Литовском
государстве не развернулась деятельность ордена иезуитов. Иезуиты
создавали образовательные школы, проводили диспуты и вели литературную полемику
с протестантами. Попутно они развернули борьбу за воссоединение Церквей.
Они обличали беспорядки и жалкое состояние православной Церкви в Польско-Литовском
государстве и уверяли, что воссоединение православной Церкви с католической
устранит все эти недостатки. Особенно большое значение в пропаганде воссоединения
Церквей имело сочинение иезуита Петра Скарги (1612) "О единстве
Церкви Божей под руководством одного пастыря и о греческом расколе".
В этом сочинении Скарга показывал не только религиозную необходимость
возврата к единству с Римом, но и на вытекающую из этого
политическую и гражданскую пользу. Сочинение Скарги было посвящено крупнейшему
православному магнату Константину
Острожскому. Все созданные иезуитами учебные заведения проповедовали
воссоединение Церквей. В 1582 г. в Вильно была открыта
духовная семинария, готовившая кадры для воссоединения Церквей, а также
было предоставлено несколько мест для русской молодежи в духовных заведениях
Рима, Оломульца, Праги и Браневе. Одновременно с пропагандой воссоединения
Церквей (унии) шла работа по обращению православных в католическую Церковь
латинского обряда. С этой целью в ряде православных приходов были построены
церкви латинского обряда. В таких условиях, с одной
стороны общего упадка православной Церкви, с другой
усиления пропаганды за воссоединение Церквей, многие православные всё более
доброжелательно стали относиться к идее церковного единства. Многие бывшие
православные, принявшие протестантство и порвавшие затем с ним, уже
не возвращались в православие, а переходили в католичество.
Одним из ревностных пропагандистов церковного единства стал князь Константин
Острожский (ставший позднее противником унии). Но одновременно
с ростом симпатии к церковной унии росла и оппозиция к ней,
главным представителем которой был Андрей Курбский, изменивший ранее Ивану Грозному.
Он призывал православных не посещать религиозные диспуты и проповеди
иезуитов и для борьбы с католическим влиянием поддерживал православные
печатные издательства. Борьбу против воссоединения Церквей вели и православные
церковные братства, созданные мирянами в крупных городах и первая богословская
школа на Руси Острожская Академия, основанная Константином Острожским.
И всё же стремления к воссоединению Церквей росли. Особенно
они возросли с возникновением в Москве отдельного Московского патриархата
(1589 г.), пятого в православном мире. С этого момента православной
Церкви в Польско-Литовском государстве стала угрожать зависимость от Московской
патриархии, что представляло политическую опасность для Польши и Литвы.
По этой причине стремление к церковной унии получило поддержку короля
Сигизмунда III и правительства Речи Посполитой (так называлось тогда
официально Польско-Литовское государство). Ближайшими причинами
к унии послужили следующие события. Приехавший на территорию современной
Украины Константинопольский патриарх Иеремия II сместил по жалобам мирян тогдашнего
Киевского митрополита Онисифора Девочку и поставил на его место Минского
архимандрита Михаила Рагозу, который тем самым, стал с 1588 г. главой
православной Церкви в Речи Посполитой. Однако вскоре, не совсем ясно
по каким причинам, Иеремия ввел для Польско-Литовской Руси должность экзарха
(патриаршего наместника). Должность эта была выше должности Киевского митрополита.
Экзарх имел право надзора за всеми епископами, за порядком в митрополии
и право снятия неугодных епископов с должности. Таким экзархом был поставлен
Луцкий епископ Кирилл Терлецкий (1603 г.). Он был тайным сторонником воссоединения
Церквей, о чем патриарх не знал. Такое решение патриарха
вызвало неудовольствие митрополита Рагозы. Кроме того, Рагоза отказал Иеремии
в деньгах для уплаты дани Турецкому султану, за что Иеремия пригрозил
Рагозе отлучением от Церкви. Для Рагозы это стало решающий толчком к унии
с Римом. Кроме того, Иеремия вызвал большое недовольство православного епископата
возвышением церковных братств виленского и львовского, поставив
в зависимость от них епископов и духовенство и поручив братствам
контроль за ними. Это привело к конфликту между львовским братством и Львовским
епископом Гедеоном Балабаном, который, хотя и был недостойным епископом,
но начал агитацию за воссоединение Церквей. К сторонникам церковного
единства присоединился ставший с 1593 г. Владимирским епископом Адам
Поцей. С этого времени он вместе с Терлецким становится во главе
движения за воссоединение Церквей. Их поддерживают католики латинского обряда:
иезуит Петр Скарга, архиепископ Соликовский и епископ Мацеевский. Наконец,
к середине 1595 г. Поцей и Терлецкий подготовили условия, на которых
православный епископат Речи Посполитой готов был воссоединиться с Римом.
Для характеристики причины и необходимости воссоединения
православной Церкви с Римом приводим текст наказа епископов, согласившихся
на церковную унию, польскому королю. Вот он: "Видя
в старших наших, патриархах, великие нестроения и нерадение о Церкви
Божией и законе святом, видя их неволю, видя, что вместо четырех патриархов
сделалось восемь, видя как они там живут на своих патриаршествах, как один
за другим подкупается, как церкви соборные утратили, и сюда к нам
приезжая, никаких диспутов с иноверными не устраивают, только поборы
с нас берут, и набрав откуда попало денег, один под другим там,
в земле поганской, подкупаются видя всё это, мы, епископы,
не желая долее становиться в таком бесчинии и под таким их пастырством,
единодушно согласившись (под верным ручательством), если его королевская
милость захочет хвалу Божию под единым пастырством расширить и дать
нам с нашими епископами, церквами, монастырями и всем духовенством такие
же вольности, какими пользуются духовные римские, хотим приступить к соединению
веры и пастыря единого, главного, которому самим Искупителем мы вверены,
святейшего Папу римского пастырем своим признать". /1/
Далее в документе оговаривались
10 условий: 1) сохранение в неприкосновенности восточных обрядов и преданий; 2)
неприкосновенность монастырских угодий, архиерейских соборов и иерархического
подчинения священников епископам Православной Церкви; 3) неприкосновенность
порядка богослужений и сохранение Юлианского календаря; 4) почет в сейме
и места в сенате; 7) отмена санкционированной восточными патриархами
неприкосновенности братств, которые якобы явились рассадником сектантства; 8)
хиротония епископов Русской Церкви только митрополитом Киевским и избрание
последнего Собором западнорусских епископов с последующим утверждением Папой; 9)
подтверждение принятия артикулов королем польским; 10) получение королем
утверждения этих артикулов Папой с тем, чтобы все права и привилегии
римских епископов распространялись в той же мере на епископов русских.
/2/ На Соборе в Брест-Литовске
в 1596 году русские епископы греческого обряда по настоянию польского
короля Сигизмунда III (1632) приняли решение ратифицировать унию с Римом,
возобновленную несколько месяцев назад на основе Флорентийского Собора, и провозгласили
себя "свободными от власти Константинопольских Патриархов"./3/
С этим решением от имени православного епископата Киевской
митрополии были отправлены в Рим Ипатий Поцей и Кирилл Терлецкий. Папа
Климент VIII с радостью принял Киевскую митрополию в лоно вселенской
Церкви. В булле по вопросу воссоединения Церквей, оглашенной
23 декабря 1595 г. Папа гарантировал "униатам" (так стали называть
бывших православных, воссоединившихся с Апостольской столицей и ставших
тем самым католиками византийско-славянского обряда) их старославянский обряд
"за исключением того, что противоречило бы учению католической веры и исключало
бы воссоединение с Римской Церковью". Кроме этого, был оставлен прежний
юлианский календарь. За митрополитами, утверждаемыми Папой, признавалось
право утверждения епископов. Польского короля Папа просил об уравнении
в правах униатского и латинского епископата. Торжественное
провозглашение воссоединения произошло на созванном митрополитом Рагозой
соборе православных епископов в Бресте в 1596 г. В воссоединении
не приняли участия только два православных епископа: Гедеон Балабан
епископ Львова и Михаил Копыстинский епископ Перемышля. Эти епископы
вначале тоже были за воссоединение Церквей, но затем были склонены к отказу
от него князем Константином Острожским. Они вместе с Острожским и другими
противниками церковного единства прибыли в Брест и, пользуясь княжеской вооруженной
охраной, провели свой антиуниатский собор. Таким образом, значительная часть православных
Львовская и Перемышльская епархии временно остались вне церковной унии. Еще
до торжественного провозглашения Брестской унии, сразу же после отъезда Поцея
и Терлецкого в Рим, противники церковного воссоединения начали войну
против него. После Брестского собора эта борьба усилилась. Главным ее предводителем,
кроме князя Острожского, еп. Балабана, теологов Острожской Академии и церковных
братств, стали монахи Киево-Печерского монастыря. Не имея собственных
сил для борьбы против церковной унии, ее противники пользовались помощью
зарубежных единоверцев из Молдавии и Константинополя.
В 1620 г. в Москве побывал Иерусалимский патриарх Феофан. Он
пытался уговорить Москву разорвать мир с Польшей и вместе с Турцией
выступить против нее. Возвращаясь к себе домой через Польшу, Феофан поставил
для Польско-Литовской Руси нового православного митрополита Иова Борецкого
и епископов в воссоединившихся Римом епархиях. Последнее было нарушением
законов страны, и Сигизмунд III запретил повиноваться этим епископам
и даже повелел их арестовать и наказать. Но из-за происходивших
тогда на Руси волнений, с приказом короля не посчитались. /1/ В 1573 г.,
во время царствования короля Владислава IV (1648, преемник Сигизмунда III)
государственный литовско-польский Сейм провозгласил равенство между православными
и католиками, признал восстановление православной иерархии и гарантировать
противникам Унии свободу исповедания и сохранения за ними церквей. (Это было
в то время, когда Киевский митрополит Петр Могила (1646) составил свой
православный катехизис и свое Исповедание, одобренное двумя большими Соборами
XVII века: Ясским в Молдавии в 1642 году (на котором Петр
присутствовал) и Иерусалимским в 1672 году.) /1,3/ В польском
обществе уния нашла очень мало понимания и поддержки. Король, хотя и поддерживал
унию, но не исполнил обещанного уравнения в правах униатского и латинского
епископата и введение униатского епископата в сенат. Это впоследствии
очень повредило унии, т.к. уния со всех сторон подвергалась нападкам, и некому
было дать правдивых разъяснений, представить в сенате дело в истинном
виде. Латинский епископат при жизни Мацеевского изо всех сил поддерживал воссоединение
Церквей, преемники же его относились к унии равнодушно. В возникших
обстоятельствах некоторые из латинского духовенства видели в церковной
унии больше вреда, чем пользы для страны и Церкви. Так, примас Гембицкий
(1616-1624 гг.) и тогдашний польский епископат желали ликвидации унии и перехода
униатов в латинский обряд, считая что, в противном случае воссоединение
их с Римом будет непрочным. Даже наиболее религиозные
и культурные униаты не сохраняли верность своему обряду, многие русины
(так называли русское население Речи Посполитой в отличие от русского
населения Московского государства) намеренно обходили унию, принимая латинское
католичество. Таковыми, например, стали сыновья князя Константина Острожского
главного противника католичества, ставшие католиками латинского обряда. В связи
с этим стало очевидно, что прежде, чем уния сумеет развиться, она вымрет
или будет состоять из самых бедных крестьян и кучки горожан без
поддержки и защиты. В связи с этими трудностями был момент, когда
даже Апостольская столица (Рим) усомнилась в реальности унии, т.е. в реальности
католической Церкви византийско-славянского обряда и стала прислушиваться
к советам примаса Гембицкого. Спасли католическую Церковь
византийско-славянского обряда ее первые митрополиты. Со смертью Рагозы (1599)
митрополитом униатской Церкви стал энергичный Поцей (1613). Он сумел
отбить все нападки на униатскую Церковь со стороны короля, и сейма.
Сам будучи очень благочестив, он сумел воспитать благочестие у подчиненного
ему духовенства. Он усовершенствовал монашеский орден василиан (называемый
по имени св. Василия) и поднял просвещение и культурный уровень духовенства.
Его приемником стал Иосиф Рутский происходивший
из кальвинистской семьи и обращенный в католичество латинского
обряда. Несмотря на свою склонность к латинскому обряду, он стал монахом
и священником византийско-славянского обряда. С помощью иезуитов и кармелитов
он реформировал орден василиан, превратив его в сильную организацию.
Он добился от Рима запрета перехода из унии в латинский обряд,
как для духовенства, так и для мирян. Одновременно Апостольская
столица запрещает иезуитам склонять униатов к переходу в латинский обряд.
В это время существовал запрет перехода из латинского
обряда в византийско-славянский обряд. Но из этого правила допускались
исключения (если переход был связан "с выбором более совершенной
жизни"). После реформы ордена василиан многие из латинского обряда,
пользуясь этим исключением, вступили в василианский орден и значительно
его латинизировали. Благодаря значительному влиянию василианского ордена
это повело к латинизации и всей униатской Церкви. В итоге
деятельность первых униатских митрополитов можно определить следующим образом:
при Рагозе возникла униатская Церковь, Поцей обеспечил ее правовое положение и придал
ей внешние формы, Рутский же, превосходя Поцея богословским образованием и воспитанием,
поднял униатскую Церковь качественно. В момент его смерти (1637) все униатские
епископы уже ни в чём не уступали латинским епископам: и среди
василиан, и среди светского духовенства было много образованных, способных
богословов, писателей и пастырей, ревностно заботившихся о вере в народе.
Папа Урбан III Рутского за его деятельность назвал "русским Афанасием".
Но более всего развитию и утверждению унии послужила
мученическая смерть униатского полоцкого архиепископа Иосафата Кунцевича.
Он родился во Владимире в 1580 г. в мещанской православной
семье и по воле родителей посвятил себя купеческой деятельности в Вильно.
Под влиянием иезуитов он стал католиком. Почувствовав призвание к монашеству,
в 1604 г. вступил в василианский монастырь св. Троицы в Вильно.
Там он встретился и подружился с Рутским. В 1609 г.
он был рукоположен в священники и развернул энергичную деятельность
в качестве проповедника. Он привлек к католической вере много православных,
за что получил от противников унии прозвище "душехвата". Он проповедовал
не только в храмах, но и в больницах и в частных
домах. Своею деятельностью он не только привлекал к унии,
но и к монашеству, так что вскоре пришлось создавать новые поселения
ордена василиан в Жировицах и в Витене. Жировицы благодаря чудотворной
иконе Девы Марии стали известны в Белоруссии и Литве наподобие Ченстоховы
в Польше. С назначением Рутского митрополитом, Кунцевич
часто его сопровождает и назначается архиепископом Полоцка, к епархии
которого принадлежали города Витебск, Могилев и Мстислав. В новой
должности Кунцевич борется с дворянством из-за захвата последним церквей,
монастырей и церковных имений, восстанавливает разрушенные храмы, борется
с злоупотреблениями духовенства, восстанавливает дисциплину в монастырях.
Он созывает синоды, учит духовенство, составляет катехизис христианской веры.
В это время православным Полоцким архиепископом стал талантливый ученый,
красноречивый противник унии архимандрит Смотрицкий. Он повел активную пропаганду
против унии в общем, и в частности против Кунцевича. /1/ Его
обвиняли в том, что, пропагандируя свои убеждения, он не останавливается
перед насилием. Он горячо защищался от этих обвинений. В 1623
г. в Витебске он был убит (ранее он не раз заявлял, что готов умереть
"за святую Унию"). Очевидно, что историки, в зависимости от конфессиональной
принадлежности, по разному оценивают роль Иосафата. Римская Церковь причислила
его к лику блаженных в 1643 году и канонизировала в 1867 году.
/3/ Смерть его побудила
многих обратиться в Унию. Обратился в унию и сам моральный виновник
смерти Кунцевича, Смотрицкий, ставший ее горячим пропагандистом. Между
тем латинизация ордена василиан продолжалась. Василиане взяли в свои руки
руководство униатскими школами, в которых готовили и кандидатов в светское
духовенство. Между униатами и противниками унии шла постоянная
борьба. Эту борьбу ослабило Андрусовское перемирие 1667 г., оторвавшее
от Речи Посполитой левобережную Украину с Киевом, где недоброжелательство
к унии было наибольшим. С целью примирения униатов с их противниками
православными король Ян Собесский в 1680 г. созвал в Люблине
совещание епископов и представителей мирян обеих сторон, в то же время,
по возможности, поддерживая унию. Но совещание было безрезультатным. Однако
поддержка унии королем привела к присоединению к Унии Перемышльской,
Львовской и Луцкой епархий вместе с их епископами. Вслед за
епископами к Унии присоединились и церковные братства. Таким образом,
в Польско-Литовском государстве к началу XVIII в. уже не было
русской земли, где не господствовала бы уния. Католическая Церковь византийско-славянского
обряда (Униатская), включила в себя девять епархий: Киевская
митрополия с местопребыванием митрополита в Вильно (т.к. Киев
отошел к Московскому государству); архиепископства: Полоцко-Витебское,
Владимиро-Брестское, Холмско-Белзкое, Луцко-Острожское, Галицко-Львовское, Перемышльско-Самборское.
Очевидно, что в каждом из них жили и православные. Дальнейшему
церковному развитию Унии мешала небрежность униатского епископата, который подобно
латинскому в ХVIII в., имел мало церковного духа. /1/ Начало
XVII века в истории России ознаменовалось так называемым "смутным
временем", когда двум самозванцам, выдававшим себя за младшего сына Ивана
IV Димитрия, последовательно удавалось захватить трон. Роль конфессионального
фактора в этих событиях была весьма велика. Так первого Лжедмитрия поддерживали
поляки, а также иезуиты и Святой Престол, поскольку он открыто исповедовал
католическую веру. Вскоре после своего воцарения он был убит в 1606 году. Углублению
единства в Унии способствовал Замойский синод 1720 г. при митрополите
Льве Кишке (1714-1728). Руководил им по поручению Апостольской столицы нунций
в Польше Гримальди. На синоде было введено кое-что из латинской
практики... Все василианские монастыри были объединены под руководством генерального
капитула. Соседство с латинским обрядом повело к перенесению элементов
латинского обряда и в униатскую Церковь: введение читаемых месс, ликвидация
иконостасов, введение боковых алтарей и органов, звоны при мессе, пение
часов и розария, выставление св. Даров и процессия с ними,
сходство во внешнем облике духовенства и т.п. В 1739
г. генеральный капитул ордена василиан объединил все василианские монастыри
в две конгрегации: Литовскую Св. Троицы и Польско-русскую Св. Девы.
В 1755 г. Папа Бенедикт ХIV подчинил всех архимандритов ордена василиан
протоархимандриту, освободил василиан от четвертого обета, запрещавшего им
становиться епископами и аббатами без разрешения руководителей, и разрешил
им при нехватке светского духовенства брать на себя приходы. /1/ После
раздела Польши в XVIII веке восточные католики оказались под властью
или Австрии, или России. При втором разделе в 1794 Украина
была присоединена к России, правительство которой преследовало греко-католическую
Церковь. На протяжении XIX века и также XX века греко-католиков несколько
раз насильственно присоединяли к православию. /3/ |