Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | |||||||||
Тема выпуска:
В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. | |||||||||
A.> Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (ум. 1515) игумен основанного им Волоколамского монастыря, церковный деятель и публицист. И. В. родился в семье служилых землевладельцев. Еще молодым человеком он постригся в монахи в Боровском монастыре, находившемся во владениях князей Московских и возглавлявшемся известным церковным деятелем Пафнутием Боровским. Уже в этот период И. В. написал свое первое сочинение Послание о Троице архимандриту тверского Отроча монастыря Вассиану, направленное, возможно, против каких-то еретиков, ставивших под сомнение допустимость иконного изображения Троицы. После смерти Пафнутия в 1479 г. И. В. назначается игуменом Боровского монастыря, но вскоре покидает его из-за разногласий с Иваном III, забиравшим монастырских "сирот" (крестьян). Перебравшись во владения брата Ивана III князя Бориса Волоцкого, И. В. основывает новый монастырь Успения Богородицы (обычно именуемый Иосифовым Волоколамским монастырем), ставший с конца XV в. одним из центров религиозной и культурной жизни Московской Руси. В обстановке борьбы церковных ортодоксов с реформационным движением на Руси (его сторонников объявляли еретиками) создаются антиеретические сочинения И. В. Не ранее 1502 г. эти сочинения были объединены в "Книгу против новгородских еретиков" ("Просветитель"), состоящую из 11 "слов". Первоначальная (Краткая) редакция была впоследствии дополнена и переработана в Пространную редакцию из 16 "слов". В конце XV в. И. В. пишет ряд посланий, в которых разрешает некоторые спорные вопросы монастырской жизни. Противоеретическая деятельность И. В. велась до конца XV в. в трудных для него условиях, когда Иван III, стремившийся к секуляризации монастырского землевладения, оказывал явное покровительство еретикам. И. В. прежде всего полемист и обличитель; стиль его высокопарен и торжествен. Он часто ссылается на библейские святоотеческие тексты, опираясь на которые он развивает свою, вполне самостоятельную и логичную аргументацию. Начитанность и стремление к логичности позволяют видеть в И. В. своеобразного представителя средневековой схоластики. Когда в нач. XVI в. Иван III, уступив давлению церковников, отказывается от своих секуляризационных планов и соглашается на расправу над еретиками, И. В. становится решительным сторонником великокняжеской власти. В 1507 г. произошло столкновение И. В. с князем Федором Борисовичем Волоцким, посягнувшим на монастырское имущество. Тогда И. В. заявил о переходе монастыря под непосредственную власть великого князя (с 1505 г. великим князем являлся Василий III). Против И. В. выступил архиепископ Новгородский Серапион, отлучивший волоколамского игумена от церкви, но за И. В. вступился митрополит Симон, лишивший новгородского владыку сана. Разгорелась бурная полемика между И. В. и его сторонниками, с одной стороны, и противниками монастырского землевладения ("нестяжателями") во главе с Вассианом Патрикеевым с другой. Последний обвинил И. В. также в крайней и неоправданной жестокости по отношению к раскаявшимся и даже мнимым еретикам. В 15101511 гг. И. В. создает вторую, пространную редакцию "Просветителя", пишет ряд посланий к духовным и светским лицам. Для сочинений И. В. характерна своеобразная разностильность, он умеет "с завидной легкостью" переходить "от одной манеры изложения к другой" (И.П.Еремин). Послания И. В., связанные с реальным бытом, написаны иначе, чем полемические послания, в них нередко отражается бытовая речь того времени. Творчество И. В. оказало большое влияние на публицистику XVIXVII вв. В XVI в. он воспринимался уже как идеолог сильной монархической власти, к его "Просветителю" постоянно обращался Иван Грозный, заимствуя из него не только отдельные цитаты, но и саму манеру полемики систематического опровержения всех замечаний своего оппонента.
B.> Меланхтон (Melanchton, наст. фам. Шварцерд) Филипп (1497-1560), немецкий реформатор, богослов, гуманист, сподвижник Лютера. Родился в семье ремесленника; внучатый племянник Рейхлина, с помощью которого он в возрасте 12 лет поступил в Гейдельбергский университет. В 21 год стал профессором греческого языка в Виттенбергском университете, где за несколько месяцев до этого Лютер обнародовал свои тезисы. М. целиком примкнул к вождю Реформации, хотя сам пришел к идее преобразования Церкви другим путем. Он объяснял кризис христ. общества забвением подлинной библейской и святоотеческой традиции, к которой, по его мнению, следует вернуться через изучение древних языков. > Толкование Библии в духе старой латинской схоластики М. предлагал заменить исследованием подлинных древних текстов, особенно греческих текстов Нового Завета. По характеру более мягкий, чем Лютер, М. подчинялся его авторитету, однако сумел внести конструктивную, примиряющую струю в Реформацию и ее богословие. Ему принадлежит проект Аугсбургского исповедания (1527), излагавшего позитивную программу протестантизма. Став после смерти Лютера во главе Реформации, М. стремился к компромиссу с кальвинистами и католиками. Одной из важнейших заслуг М. было преобразование немецких школ в духе гуманизма, что подготовило почву в дальнейшем для филологических исследований Библии. Сам он составил комментарии к Бытию, Псалтыри, Притчам, Даниилу, Матфею, Иоанну, Римлянам и Колоссянам. Они содержат немало сведений по исагогике, которыми располагала наука того времени. М. настаивал на единстве Библии, утверждая, что "истина одна, поскольку есть лишь один Источник истины". Подобно Лютеру, М. отвергал апостольское происхождение всех антилегомен. По его мнению, Иак, 2-3 Ин, Евр и Откр не принадлежат тем лицам, которым их приписывает предание.
C.> Анабаптист Ганс Бек, более известный как Ганс Шнель (Schnell) пережил и отход от веры: когда его жену Маргарет посадили в 1541 году в тюрьму, он отошел от общины и вернулся лишь через 14 лет. В 1575 году он был избран старейшиной, проповедовал в Урбахе и Геттингене (юг Германии). Около 1575 года он написал статью о христианском пацифизме, ставшую очень популярной. В те годы христианский милитаризм взывал прежде всего к турецкой угрозе (теперь очевидно, что она была вовсе не велика, Оттоманская империя уже была в глубоком кризисе, в том числе из-за своих огромных затрат на попытку покорения Европы). Шнель основывал призыв к миру на учении о двух царствах: христиане не могут сражаться тем же оружием, что граждане царства кесаря. Их оружие духовное, а не материальное. Власть казнить у христиан есть (отсюда у Петра меч), но пользоваться ею не следует (поэтому Спаситель предписывает Петру держать меч в ножнах).
D.> Иоанн Креста (родился в Онтиверосе под Авилой, Испания, 1542 <скончался> в Убеде, 14 декабря 1591). Хуан де Епес отпрыск знатной, но обедневшей испанской семьи, в 1568 г. стал монахом кармелитского ордена в только что основанном монастыре Дуруэло и вместо тихого пристанища оказался в центре раздора между сторонниками умеренных и неумеренных реформ в кармелитском ордене, став активным сторонником св. Терезы Авильской, начавшей эти реформы и основавшей Дуруэло. И если св. Тереза лишь однажды была под подозрением у инквизиции, то Иоанн привлекался к суду по доносу собратьев! инквизициями Севильи, Толедо и Вальядолида. Впервые его посадил в тюрьму генеральный приор кармелитского ордена в 1577 году причем по специальному его указанию со святым, в монашестве прозывавшемся Хуаном де ля Крус, {т.е. "Иоанн Креста"; члены ордена кармелитов получают второе имя в честь одного из событий священной истории прим. ред. рассылки} обращались с особой жестокостью и зверством. Именно во время первого заключения Иоанн начал писать стихи, которые прославили его имя в веках и среди не только христиан, но и неверующих красота их поражает даже тех, кто не верует в Бога, воспеваемого Иоанном. И до смерти Иоанн соединял упорную борьбу за достаточно сиюминутные церковные преобразования с напряженной мистической жизнью, запечатленной поэтически. Неверующий мир считает для поэта естественным быть "не от мира сего" и не вмешиваться в мирские дела. А христианские мистики, сочиняя поэзию и прозу, на удивление часто деятельно и умно занимались политикой (церковной и светской). Всё естественно: царство кесаря боится даже своих, неверующих поэтов и часто безжалостно уничтожает их; Царство Божие не боится лучших своих граждан отправлять послами в кесаревы владения. Память в Католической Церкви 24 ноября.
E.> Арминий (Arminius) Якоб (1560-1609), голландский протестантский богослов, основатель движения, отделившегося от реформатства. Учился в Швейцарии, у Безы, был проповедником в Амстердаме, а с 1603 проф. в Лейдене. В своей "Диссертации об истинном смысле 7 главы Послания к Римлянам" (1591) и в др. трудах А. стремился смягчить суровую доктрину Кальвина о предопределении. А. доказывал, что ап. Павел, говоря о благодати Божьей, не отрицал роли человеческой свободы. Т. о., взгляды А. были близки взглядам прп. Иоанна Кассиана. Противники обвинили А. в пелагианстве и после его смерти арминиане (в т.ч. и Гроций) подвергались гонениям со стороны реформатских радикалов. Только в 1795 последователи А. получили юридический статус. До настоящего времени арминиане существуют в Нидерландах.
F.> Эль Греко (El Greco), собств. Теотокопули, Доменико (1541-1614), испанский живописец. Родился на о. Крите в греческой семье. Первые уроки живописи брал у местных иконописцев. Однако творчество его сформировалось в художественной атмосфере западной школы. Ок. 1560 г. он поселился в Венеции, затем работал в Риме. К этому периоду жизни Э.Г. относятся полотна "Изгнание торгующих из Храма" и "Исцеление слепого", написанные под сильным влиянием итальянских мастеров. В 1577 г. художник приехал в Испанию, с которой окончательно связал свою судьбу и в которой гений его достиг высочайшего расцвета. Э.Г. писал преимущественно для храмов и монастырей, хотя его своеобразная трактовка свящ. сюжетов нередко вызывала конфликты с заказчиками. Э.Г. жил и умер в Толедо.> Библейская тематика занимает большое место в художеств. наследии Э.Г. В отличие от произведений многих мастеров Ренессанса, его картинам на темы священной истории чужд "светский дух", упоение плотью, ориентация на античные образцы. Полотна Э.Г. отразили эпоху, когда на фоне войн, переворотов и усобиц ренессансный "титанизм" поблек и сменился поиском новых, мистических путей. Утонченные, одухотворенные, порой тревожные лица, хрупкие, странно вытянутые фигуры, подобные призракам, таковы библейские персонажи у Э.Г. От его сложных композиций веет тайной, экстатическим воодушевлением; они полны напряженной динамики; словно веяние нездешнего ветра пробегает по одеждам, лицам, небу, где несутся разорванные грозные тучи. Вера мастера в духовное обновление Церкви выразилась в серии "Изгнание торгующих из Храма" (тема, к которой Э.Г. неоднократно возвращался). Одна из его последних работ посвящена Апокалипсису ("Снятие пятой печати", 1608-14). В ней кризис и отчаяние человечества побеждается надеждой на спасение. Художник изобразил мучеников, которые взывают к Божьей Правде, ожидая победы над силами зла. Среди библейских картин, написанных Э.Г., наиболее известны: "Эспольо", или "Снятие одежд с Христа", изображающая момент перед Распятием (1577-79), "Распятие" (1580-85), "Христос, несущий крест" (1590), "Поклонение пастухов" (1605), "Моление о чаше" (ок. 1605), "Сошествие Св. Духа", "Пир у Симона-фарисея", "Встреча Марии и Елизаветы" (все три написаны oк. 1610-14). Э.Г. также принадлежит серия изображений Христа, св. Семейства, апостолов. Творчество Э.Г. долгое время встречало непонимание, но в XIX-XX вв. оно было вновь "открыто" и вызвало огромный интерес во всём мире. Ссылки (персоналии и история XVI в.):
| |||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. | |||||||||
www.messia.ru/r2/3/is09_223.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/ |
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предш. выпуск серии | ||||