Христос воскрес! |
|||||||||||||
Тема выпуска: Источники христианского учения (1)
|
|||||||||||||
Этим выпуском мы открываем пятый цикл рассылки. Планирую делать от 3 до 5 выпусков в неделю. В связи с возникающими иногда недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление: Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
|||||||||||||
> ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ«Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне!» (Пс. 117.26-27). Бог явил нам себя, — в этой строке из Библии заключена первооснова христианского учения. > Конечно, самая сокровенная Божья сущность не может быть воспринята тварными существами, но Он действительно открыл о Себе всё, что только человек может видеть и понимать в проявлениях Его природы и воли. Эта полнота и совершенство Божьего самооткровения были выявлены в Сыне Его Иисусе Христе, восполнив все постепенные и частичные откровения Ветхого Завета. Иисус Христос воистину есть Тот, о Чьём приходе сказано: «Благословен Грядый во Имя Господне». > Сначала люди обращались ко Христу, называя Его «равви», что означает «учитель», а его последователи назывались «учениками». Он и пришёл прежде всего как посланный Богом Учитель, чтобы научить людей познавать <Бога>. Но Христос-Учитель — это лишь одна из сторон облика Христа-Мессии. (Греческое слово «Христос» есть перевод еврейского «Мессия», что значит «Помазанник Божий».) «Когда придёт Мессия, — гласит пророчество, — Сам Бог будет учить людей» (Ис. 54.13; Ин. 6.45). Христос тоже много раз утверждал, что Его слова — это слова Божьи, и учил «как власть имеющий», а не как обыкновенные еврейские проповедники (Мф. 7.29); отвергавших же Его учение Он обвинял в том, что они отвергают Самого Бога.
> Иисус Христос называл Себя «Истиной» (Ин. 14.6) и «Светом» (Ин. 8.12), и не только передавал Божье Слово, но именно Сам явился живым Словом Божьим в человеческой плоти — вечным и нетварным Логосом, ставшим Человеком Иисусом из Назарета, чтобы мир смог познать Бога.
> Итак, Иисус Христос — Божье Слово во плоти человеческой — пришёл учить людей Своим присутствием, Своими словами и Своими делами, а Его ученики были посланы в мир, чтобы «научить все народы», преподав им Его Самого и Его Евангелие <(что буквально означает «Благая весть») Царства Божьего>. Те, кого Он послал, называются апостолы, то есть «посланные». Апостолы же были непосредственно вдохновлены Святым Духом Божьим, Духом Истины (Ин. 15.26). В Писании говорится, что ранняя Церковь «пребывала в учении апостолов» (Деян. 2.42), которое и стало учением Христианской Церкви, и принимается каждым христианином как Божье учение о вечной жизни. Им всё человечество и весь мир — просвещаются и спасаются. > Конечно, самооткровение Бога в истории человечества через избранный народ Израиля — важнее и полнее всех других откровений, потому что оно было подготовкой к приходу Самого Христа-Мессии, но однако, по учению Христианской Церкви, всякое искреннее стремление людей к истине — исполняется во Христе и всякое подлинное прозрение о смысле жизни — находит своё совершенное выражение в Евангелии. Святые отцы Церкви учили, что и духовные предчувствия языческих религий, и мудрость многих философов также способны подготовить людей к принятию христианства и стать реальными путями к единой Правде Божьей. Потому что Божье Слово и Премудрость явлены всем, а Божественный Свет «просвещает всякого человека, приходящего в мир». Свет этот и есть Слово Божье — Иисус из Назарета — совершеннейшее и полнейшее откровение Божье миру о Самом Себе. > Таким образом, в Ветхом Завете, в Церкви Нового Завета, в житиях святых, в мудрости Отцов Церкви, в красоте творения, и особенно в полноте совершенства Иисуса Христа, Сына Божия, — Бог являет Себя, изрекает, действует… > Если мы хотим услышать Его зов и увидеть, как Он открывает Себя в мире, мы должны очистить наши ум и сердце от всякого зла и лжи, стремиться полюбить истину, полюбить друг друга и всё творение Божье, потому что оно «хорошо весьма» (Быт. 1.31). Только следуя этому и открыв себя Божьей Благодати, мы сумеем правильно понять Писание и войти в живое общение с Истинным Живым Богом, который всегда являет Себя тем, кто Его любит. > СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ> Жизнь народа Божьего на протяжении его истории называется Священным Преданием. Священное Предание Ветхого Завета — это жизнь народа Израиля до Рождества Христова, описанная в первой части Библии. Предание это было исполнено и завершено с приходом Мессии и с рождением Христианской Церкви. > Новозаветное, христианское Предание ещё называется «Апостольским Преданием» или «Преданием Церкви». Новозаветные книги в Библии являются центральной письменной частью христианского Предания и главным письменным источником, вдохновившим всё его последующее развитие. Священное христианское Предание передаётся от народа к народу, от человека к человеку, через пространство и время, со времён Христовых апостолов и до наших дней. (Слово «предание» и означает то, что передаётся, переходит от одного к другому). > Священное Предание — это не только собрание множества письменных документов, это — передача жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом. > Конечно, не всё в Церкви принадлежит её Священному Преданию, ибо далеко не всё в ней совершается благодатью Святого Духа и не всё относится к Царству Божьему. Есть, например, просто человеческие обычаи и привычки, которые не имеют вечной ценности. Они не обязательно грешны и неправильны, иногда они даже могут быть полезными для церковной жизни, если только не принимать их за то, чем они на самом деле не являются. Поэтому очень важно различать что в Церкви временно и преходяще, а что принадлежит небесному и вечному Царству. Церковь, как собрание людей, как земное устройство, не может быть полностью ограждена от грехов своих неправедных членов. Они привносят в нее неправду «мира сего», против которой всегда борется истинное Священное Предание, идущее от Бога. > В Священном Предании первое место занимает Библия, затем следует литургическая жизнь Церкви и её молитва, затем — её учительные постановления и деяния признанных Церковью Соборов, писания отцов Церкви, жития святых, церковное право и, наконец, иконографическая традиция, музыка и архитектура. Все эти части органически связаны между собою, ни одна не существует сама по себе и не может быть выделена из полноты церковной жизни. И покуда Церковь продолжает жить вдохновением Святого Духа, Священное Предание будет расти и развиваться — до наступления Царства Божьего в конце веков. > СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ> Письменное свидетельство о Божьем откровении называется Библией (что значит <..> «книги») или Священным Писанием. Библия писалась в течение тысяч лет различными людьми. Она разделена на два Завета: Ветхий (старый) и Новый. («Завет» — это старославянское слово, означающее «завещание», «договор» или «соглашение»). Библия содержит много разных писаний: законы, пророчества, историю, поэзию, рассказы, афоризмы, мотивы, письма и символические видения. > Ветхий Завет> Ветхий Завет начинается с пяти книг Закона («Торы»), называемых «Пятикнижием». Иногда они также называются «Книгами Моисея», поскольку центральной их темой является исход еврейского народа из Египта и законы, данные Моисею Богом. > Кроме того, в Ветхий Завет входят: книги об истории Израиля; «Книги Премудрости» («Псалтирь», «Притчи Соломоновы» и «Книга Иова»); и, наконец, книги пророчеств, озаглавленные именами ветхозаветных пророков («Пророк» — это провозгласитель Слова Божия, вдохновляемый Самим Богом. Значение этого слова как «предсказатель будущего» — второстепенно). Православная Церковь считает также подлинными те книги Ветхого Завета, которые называются «неканоническими» (они служат только в виде прибавления к боговдохновенному Писанию, как книги добрые, назидательные и священные). > Новый Завет> Центр новозаветной части Библии составляют четыре Евангелия, написанные святыми евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Ещё туда входят: книга «Деяний св. Апостолов», написанная св. Лукой; четырнадцать «Посланий» (писем) апостола Павла; три «Послания» апостола Иоанна, два — апостола Петра, и по одному — апостолов Иакова (брата Господня) и Иуды; и, наконец, «Книга Откровения» («Апокалипсис»), приписываемая св. Иоанну. > Для православных Библия служит главным источником божественного учения, ибо Сам Бог Святым Духом вдохновил её написание. Конечно, писатели Библии использовали человеческие слова и понятия, но из них они составили Богодухновенное Слово Божье, содержащее не только мысли и жизненный опыт людей, но и откровение Самого Бога. И Ветхий и Новый Заветы воспринимаются Церковью через Иисуса Христа — Живое Слово Божье, — потому что они ведут к Нему, говорят о Нём и в Нём находят своё исполнение. И как образ того, что Христос является сердцем всей Библии, лишь Четвероевангелие, а не вся она, помещается на престоле в церкви.
|
|||||||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
|||||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
|||||||||||||
www.messia.ru/r2/5/a01_001.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск в серии об основах веры | ||||
<= предш. выпуск в серии о Библии |