1929 год.
[Крах
фондовой биржи. Начало Великой депрессии.]
* Гибель
монахинь в Соловецком концлагере.
[11 февраля. Латеранский
договор между Ватиканом и Муссолини.]
Голос митрополита Кирилла первого
из названных Патриархом Тихоном Местоблюстителей, самого авторитетного
(как показал опрос 1926 г.) иерарха в Русской Церкви, раздался позже
других. 2/15 мая 1929 г. он пишет митр. Сергию из Туруханской
ссылки:
"До тех пор, пока митр. Сергий (фамилии
в дальнейшем для сокращения опускаем Л.Р.) не уничтожит учрежденного
им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений,
издаваемых с участием так наз. Патр. Синода, я не могу признавать
для себя обязательным к исполнению". /Рег.3.3/
В другом письме, имевшем хождение среди
церковного народа и духовенства приблизительно в это же время (1929г.),
митр. Кирилл высказывает важные мысли о реальном содержании понятия
"церковная дисциплина":
"Церковная дисциплина способна сохранять свою действенность
лишь до тех пор, пока является действительным отражением иерархической
совести Соборной Церкви; заменить же собою эту совесть дисциплина
никогда не может. Лишь только она предъявит свои требования не в силу
указаний этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви, неискренним,
как индивидуальная иерархическая совесть непременно станет на стороне
соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно
и то же с внешним единением во что бы то ни стало. Тогда расшатанность
церковной дисциплины становится неизбежной, как следствие греха. Выход же из греха может быть один покаяние и достойные его плоды..."
Если отдельные горячие головы из противников митр. Сергия в пылу полемики допускали в первое время высказывание хулы на таинства,
то ответом была та же хула на таинства церковные, но хула продуманная,
ответственная, закрепленная официальным постановлением. 24.7/6.8
1929 г. митр. Сергий со своим Синодом принимают это позорной памяти
постановление об отношении к священнодействиям, совершаемым теми,
кого он называет "раскольничьим клиром", приравняв
всех несогласных с действиями митр. Сергия к обновленцам и григорианам.
Постановление гласило:
"Таинства, совершенные в отделении от единства церковного...
последователями быв. Ленинградского митр. Иосифа (Петровых), быв. Гдовского епископа Димитрия (Любимова), быв. Уразовского епископа
Алексия (Буй), как тоже находящихся в состоянии запрещения, также
недействительны, и обращающихся из этих расколов, если последние крещены
в расколе, принимать через таинство Св. Миропомазания; браки, заключенные
в расколе, также навершать церковным благословением и чтением заключительной
в чине венчания молитвы "Отец, Сын и Св. Дух".
...Умерших в обновленчестве и в указанных расколах не следует
хотя бы и по усиленной просьбе родственников отпевать, как и не следует
совершать по их и заупокойную литургию. Разрешать только проводы на кладбище с пением "Святый Боже"..."
Логика насилия довела митр. Сергия до этого крайнего способа
воздействия на психологию церковного народа: тех, кто думает иначе,
чем митр. Сергий, перевенчивать, перемазывать, не отпевать... Временное
разномыслие закреплялось этими действиями как непримиримая вражда.
//
Хотя "отлучение" это, несомненно,
оставалось только на бумаге, но это не уменьшает тяжкого греха митр.
Сергия, возомнившего, что Божественная Благодать подчиняется его канцелярским
указам, принятым к тому же во исполнение велений НКВД!
С возмущением и скорбью пишет об этом митр. Кирилл в своем втором
письме к митр. Сергию от 28.10(10.11) 30.10(12.11) 1929 г.:
"О хулах этих я узнаю впервые от Вас; о единственно же
возможном для меня отношении к ним Вы можете судить хотя бы по тому ужасу, с каким "отталкивал я от себя мысль о безблагодатности
совершаемых сергианами священнодействий и таинств" (митр.
Кирилл цитирует здесь свое 1-е письмо Л.Р.). Вы сами отмечаете
этот мой ужас и, приобщая после сего и меня к таким хульникам, говорите
просто неправду. Если хулы такие действительно кем-нибудь произносятся,
то они плод личного темперамента говорящих, плод скажу Вашими словами "беспросветной темноты одних и потери духовного равновесия
другими". И как горько, Владыко, что потерю духовного равновесия
обнаруживаете и Вы в равную меру.
Для своей христианской любви, имеющей по Вашему сознанию "некоторую
смелость верить, что грозное изречение Господа (Мф. ХII:31) ("всякий
грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам" Л.Р.) не будет применяться к этим несчастным со всею
строгостью", Вы, однако, не осмеливаетесь найти более любовный
способ воздействовать на них, как постановление Вашего Синода
от 24.7 (6 августа) 1929 г. за №1864, воспрещающее, несмотря ни на какие просьбы, отпевать умерших в отчуждении от Вашего церковного
управления. Не говоря уже о перемазывании крещенных, тем же Св. Миром
помазанных, каким намазуют и послушные Вам священники, или о перевенчивании
венчанных. В апреле Вы в заботе о заблудших хлопочете о снятии клятв
Собора 1667 г., а в августе вызванный Вашей деятельностью, не для всех еще ясный спор церковный закрепляете как непримиримую церковную
вражду".
Далее митр. Кирилл выражает самую суть противопоставления двух
пониманий природы Церкви, сущности церковного единства и происхождения
церковной власти:
"Отрицательное отношение к Вашей деятельности по управлению
церковному Вы с Синодом воспринимаете как отрицание самой Церкви,
Ее таинств и всей Ее святыни. Поэтому же Вас так изумляет, что воздерживаясь
от совершения с Вами литургии, я не считаю, однако, ни себя,
ни Вас стоящими вне Церкви. "Для церковного мышления такая теория
совершенно неприемлема, заявляете Вы, это попытка сохранить лед
на горячей плите". Если в данном случае есть с моей стороны попытка,
то не к сохранению льда на горячей плите, а к тому, чтобы растопить
лед диалектически-книжнического пользования канонами и сохранить святыню
духа. Я воздерживаюсь литургисать с Вами не потому, что тайна
Тела и Крови Христовых будто бы не совершится при нашем совместном
служении , но потому, что приобщение от чаши Господней обоим
нам будет в суд и осуждение, так как наше внутренее настроение смущаемое
неодинаковым пониманием своих церковных взаимоотношений, отнимет возможность
в полном спокойствии духа приносить милость мира, жертву хваления".
Митр. Кирилл решительно восстает против того формально-законнического
пользования канонами, которым постоянно злоупотребляет митр. Сергий:
"Не злоупотребляйте, Владыко, буквой канонических норм,
чтобы от свв. канонов не остались у нас просто каноны. Церковная жизнь
в последние годы слагается не по буквальному смыслу канонов. Самый
переход патриарших прав и обязанностей к митр. Петру совершился
в небывалом и неведомом для канонов порядке, но церковное сознание
восприняло этот небывалый порядок как средство сохранения целости
патриаршего строя, считая последний главным обеспечением нашего православного
бытия...". //
Вскоре после отправления ответного письма митр. Кирилла, митр.
Сергий, не получив "покаянного" ответа, принимают
постановление о предании его архиерейскому суду и увольнении
от управления епархией: на запрещение в священнослужении,
так же как и в случае с митр. Агафангелом, митр.
Сергий не осмеливается. //
2/25 сентября. Обнародовано послание митр. Антония "Православному
населению Дальнего Востока" с призывом к вооруженной борьбе
с врагами Церкви.
1930 год.
* Весной после Пасхи, по благословению архиепископа Апполинария (РПЦЗ),
иером. Пантелеимон и монах Иаков положили основание Свято-Троицкому
монастырю в Джорданвилле.
* Протопресвитер Константин Израсцов построил первый в Бразилии православный
храм.
В 1929-30 гг. по всей стране начала
разворачиваться новая кампания закрытия храмов и борьбы с религией.
По данным советской печати, только в течение 1929 г. по России
было закрыто не менее тысячи "молитвенных домов", в основном
православных храмов. В период предыдущего гонения, 1922-23гг., насильственное
разрушение религии было приостановлено под натиском мирового
общественного мнения, прежде всего, западного христианства. Попытка
такого сопротивления была предпринята и на этот раз. Инициатором выступил
Папа Пий ХI, который в начале 1930 г. обратился с призывом к верующим
всего мира о "молитвенном крестовом походе" в защиту гонимой
Русской Церкви и религии в целом. Призыв был поддержан Архиепископом
Кентерберийским. //
16 февраля. Опубликовано интервью митр. Сергия Страгородского
(текст;
"Гонения на религию в СССР никогда не было и нет"),
сфальсифицированное.
Митр. Сергий рассматривался западными
христианами как законный глава Церкви, и несогласие с его позицией
выглядело как "вмешательство" во внутренние дела Русской
Церкви. //
За участие в молении о гонимой Русской Церкви
митр. Сергий подверг запрещению в священнослужении митрополита Евлогия,
возглавлявшего заподноевропейские приходы Русской Церкви. В ответ
на это митр. Евлогий со своим церковным управлением обратился
в Вселенскому Патриарху Фотию II с просьбой о временном принятии в каноническое
общение, на что получил согласие. //
19 февраля. Памятная
записка Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского
Сергия о нуждах Православной Патриаршей Церкви в СССР.
24 апреля. Письмо
ленинградского прокурора о "перегибах в отношении религиозных
чувств верующих".
9 июня. Прошение
митр. Сергия Страгородского Смидовичу о допуске детей духовенства
в ВУЗы.