Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||
Тема выпуска: Откровение Иоанна
| ||||||||
Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. | ||||||||
Пожалуйста,
не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как
прочитаете его, или решите, что читать не будете. | ||||||||
> ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. АПОСТОЛЬСКИЙ ВЕК<....> > Глава 11. Соборные послания и Апокалипсис<....> > II. Откровение Иоанна> Последняя книга Нового Завета вызывает у многих читателей наибольшие трудности. Пожалуй, во всей Библии нет ни одного текста, который бы породил столько недоразумений и фантастических домыслов. Что и говорить, книга необычна, язык ее порой загадочен, а символы часто · странны и даже гротескны. В ней упоминается о говорящих алтарях, об ангеле, у которого ноги как столбы огня, о звездах, которые падают на реки и отравляют их ядом, о саранче, подобной коням, снаряженным для битвы, об агнце с семью рогами и семью очами, который берет свиток и снимает с него печати, о чудовище с десятью рогами и семью головами, выходящем из моря, и других необычных тварях. > Жанр. Ключ к правильной интерпретации книги в целом дает ее литературный жанр. Как видно из ее названия в греческом оригинале, она представляет собой апокалипсис. Апокалиптическая литература у иудеев была полна странных символов (например, мифических зверей, изображающих народы и конкретных людей). Смысл таких образов был столь же ясен первоначальным читателям апокалипсисов, как нам ясен смысл современных газетных карикатур, изображающих британского льва, русского медведя, республиканского слона или демократического осла. > Иудейские и христианские апокалипсисы часто удачно характеризуют как «памфлеты для плохих времен». В самом деле, они предназначены укрепить читателей во время какого-то кризиса, тяжелого испытания или в преддверии надвигающегося бедствия. Для борющегося и страдающего народа весть апокалиптических авторов вселяла надежду и силы. Эти авторы недвусмысленно утверждали: Божий промысел действует в судьбах истории и, вопреки кажущемуся успеху земных тиранов, его праведный замысел восторжествует. > Хотя сейчас нам не во всех деталях понятно, что хотел сказать автор Апокалипсиса своими символами, даже при беглом чтении заметна поэтическая сила этих удивительных словесных образов космической борьбы между христианами и их гонителями, Христом и антихристом, Богом и дьяволом. Свои глубинные истины Апокалипсис раскрывает тем, кто не забывает о следующих моментах.
> Мы увидим, что на протяжении всей книги автор работает с широкой палитрой образов. Хотя подчас кажется, что эти образы друг друга исключают, такой метод позволяет выразить богатство богословских идей. Например, в первой главе прославленный Христос появляется в облике, подобном человеческому, облаченным в длинные одежды; при описании его используются образы, намекающие на его царственность, вечность, мудрость и неизменность, а также на могущество его слов (1:13-16). Впоследствии он описывается как лев, корень и агнец (5:5-6). Он также съезжает с небес как всадник на белом коне (19:11). Лев символизирует его царскую власть, корень · происхождение от Давида, агнец намекает в первую очередь на жертвенную смерть ради нашего спасения, а образ воина · на будущее окончательное торжество над силами зла. Эти метафоры не вводят какие-либо новые учения об Иисусе Христе, которых бы не было в остальных книгах Нового Завета; напротив, они отражают веру ранней Церкви, · только не сухой прозой, а в виде ярких образов.{} > Авторство. Автор Апокалипсиса называет себя Иоанном (1:4; 22:8), прибавляя лишь такие титулы, как «брат» (1:9) и «пророк» (22:9). Предание видело в нём апостола Иоанна Зеведеева, но из самого Нового Завета это никоим образом не следует. Автор получил свои откровения во время ссылки на средиземноморском острове Патмос, однако его знакомство с жизнью малоазийских церквей показывает (гл. 2–3), что именно там было его обычное место жительства. > Датировка. На основании ряда внутренних признаков можно предположить, что книга была написана в конце правления императора Домициана (81–96 годы н.э.). Именно тогда Домициан стал требовать, чтобы поданные величали его «Господом и Богом» и поклонялись его образу. За отказ совершить это идолопоклонство многих христиан казнили (Откр.6:9; 13:15), других отправили в плен, и все они находились под угрозой. Одной из причин, по которым автор выразил свое учение в виде загадочных образов и метафор, было желание скрыть от нехристиан, что его книга · трубный зов для гонимых, уверяющий их: вопреки худшему, на что способны силы зла, Бог царствует на небесах, и Христос, Агнец Божий, который умер, а ныне жив во веки веков (1:18; 5:6), имеет власть победить всякое зло, и царство его восторжествует. > Особенности. Примечательны некоторые особенности литературного стиля и содержания Иоаннова Апокалипсиса. Греческий оригинал уникален в ряде случаев, где автор пренебрегает «хорошей» грамматикой и вопиюще нарушает правила греческого синтаксиса. Обычно это объясняют тем, что автор был лучше знако́м с каким-то семитским языком (еврейским или арамейским), чем с греческим, а потому иногда употреблял негреческие выражения. > Тем не менее
Иоаннов Апокалипсис не лишен литературной силы. Он содержит торжественные
и величественные места, в почти поэтическом ритме которых слышится что-то
мильтоновское, не утраченное даже в переводах. В этой книге также
есть ряд гимнов, которые поет небесный хор (например, 4:11; 5:9-10; 7:15-17; > На протяжении многих столетий этот древний апокалипсис служил источником вдохновения для духовных авторов (например, для Бернарда Клюнийского в «Золотом Иерусалиме») и мастеров искусства. Назовем лишь некоторые примеры.
> Краткое содержание> Книга начинается с поручения Иоанну от Христа записать, что́ он видел, «что есть, и что будет после сего» (1:19), и послать этот рассказ семи церквям в римской провинции Асия, на западе Малой Азии (1:1-20). Следующие две главы (2:1–3:22) содержат письма, продиктованные Христом Иоанну для семи церквей, начиная от Эфеса, и дальше к северу, через Смирну к Пергаму, потом к юго-востоку (Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия). Все эти письма построены по одинаковому образцу:
> Тем не менее каждое из писем глубоко индивидуально и отражает нужды конкретной церкви, которой адресовано. Рассмотрим вкратце их содержание.
> Такова
вводная, или увещательная, часть откровения Иисуса Христа: он предстает
живым судьей и защитником всех христианских общин. Затем начинается главная,
пророческая часть книги. В ней излагается драма конца века нынешнего и начала
будущей эпохи (4:1-22:5). Иоанн удостаивается виде́ния (а) Бога на небесном
престоле, который владычествует над судьбами мироздания и принимает
поклонение от всякой твари (4:1-11), и (б) Иисуса Христа, который, как
Агнец Божий, открывает запечатанный свиток с божественными велениями > Снимаются <печать с четырех> из семи свитков, выпуская на волю «четырех всадников Апокалипсиса», которые приносят бедствия в мир (6:1-8). Снятие пятой печати открывает души убиенных христиан, которые вопрошают Бога, доколе будет медлить отмщение нечестивцам (6:9-11). За снятием шестой печати следуют новые бедствия (6:12-17). Между шестой и седьмой печатью вводится эпизод, который показывает безопасность народа Божьего среди кар, которые пали на мир (7:1-17). > Снимается седьмая печать, и на небе воцаряется на полчаса драматическая тишина (8:1). Затем Иоанн видит семь ангелов с трубами (8:2–11:19). За звуком каждой трубы следует виде́ние разрушения, грядущего на грешный мир и увенчивающегося последним судом и вестью: «Царство мира сего сделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и Он будет царствовать во веки веков» (11:15). > Казалось бы, здесь можно ставить точку. Однако автор предлагает взглянуть на эти духовные истины в ином ракурсе. Используя теперь уже другие символы, он описывает виде́ние Церкви как женщины, рождающей мальчика-младенца, против которого ведет войну сатана (12:1-17). За этим следуют виде́ния чудовищ83, используемых сатаной в качестве своих орудий (13:1-18), виде́ния церкви воинствующей (14:1-5), а также ангелов с семью чашами гнева Божия на силы, враждебные ему (14:6–16:21). Иоанн ярко описывает гибель Вавилона, «великой блудницы», одетой в порфиру и багряницу (17:1–18:24), Затем идет брачная вечеря Агнца, которая становится поводом для большой радости на небесах. Автор изображает Христа в виде воина-победителя, съезжающего с небес; в последней битве погибают зверь и лжепророк (16:16; 19:1-21). Сатана связан на тысячу лет (20:1-3) и, наконец, брошен в озеро огненное и серное, где будет «мучиться день и ночь во веки веков» (20:10). > Далее книга описывает всеобщее воскресение и последний суд (20:11-15), а также пришествие на землю вечного Царства Божьего, центром которого будет небесный Иерусалим (21:1-2). Новое творение изображается как обитель божественного присутствия, дающего уверенность в совершенном блаженстве и жизни вечной (21:3-8). > Затем следует рассказ о новом Иерусалиме, во всём его блеске и величии, · о форме, размере, драгоценностях, реке воды жизни и древе жизни (21:9–22:5). > Апокалипсис завершается эпилогом, состоящим из предупреждений и увещаний (22:6-17), к которым приложено упоминание о суровой каре тем, кто внесет в содержание текста изменения (22:18-19). Последнее предложение («Благодать господа Иисуса со всеми святыми», 22:21) · наилучшее заключение для данной книги в частности и всей Библии вообще.
| ||||||||
Буду благодарен
за материальную поддержку проекта. | ||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.Голосование эл. почтой:
нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте
письмо! ? (затрудняюсь
ответить) / 0 (неинтересно –
не(до)читал) / 1 (не понравилось
/ не интересно) /
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
| ||||||||
Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предыдущий выпуск серии | ||||