**************************************************************************** Subject: цд (33) -08/4/02- "Я знаю Моих и Мои знают Меня" (Ин.10:14) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 26 марта ст.ст., пн -- отдание праздника Благовещения Богородицы; церк. чтения: Ис.14:24-32; Быт.8:21-9:7; Пр.11:19-12:6. > <... Ин.10:14>: "Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих и Мои знают Меня". > Люди для Господа "Его овцы". Он знает их. Попробуем воочию представить > себе - перед нами Некто, говорящий, что Он знает людей. Он знает, что > такое человек, и что такое каждый человек в отдельности. Он видит его > нужду, понимает его одиночество. Он начинает говорить, и слова Его точно > совпадают с действительностью. Таким знают Его овцы Его. Их жизнь есть > ответ на Его зов. > Самое же сокровенное - в следующих за этими словах: "Как Отец знает Меня, > так и Я знаю Отца". Иисус знает людей, и люди знают Его так же > непосредственно, как Отец знает Его и Он - Отца. Сказанное вначале > воспринимается походя, в привычном контексте Иоаннова мышления. Но тут > останавливаешься, пораженный невероятностью произнесенного. Ведь Он > говорит, что связь Его с человеком подобна той, что существует между Ним и > Отцом! А эта связь есть исконное единство бытия, абсолютная совместность. > О ней гласит Иоаннов пролог - "Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин > 1.1). Отец и Сын - человеческому разуму не объять той истины, что Их Двое, > и Один лицезрит Другого в бесконечном блаженстве общения "Я - Ты", - но > что при этом нет разделения, бессилия отлученности, необходимости перейти > к Другому (мостик, выстраиваемый человеческим пониманием), а есть > абсолютная тождественность бытия. Абсолютное понимание, знание Другого, > пребывание с Ним в исконном единстве... И вот Иисус говорит о нас, людях, > что знает нас так, как знает Отца. Это дает возможность почувствовать, что > означает искупление. Сказанное Иисусом отражает Его сокровенное сознание > Искупителя. С непреклонной решимостью Он отграничивает Себя ото всех > остальных: вот Я - а вот все, приходившие до Меня. Никто не относится к > людям так, как Он. Он знает Отца так, как не знает его никто: "Отца не > знает никто, кроме Сына" - в предвечном бытии Божием (Мф 11.27). Именно > так Он знает и людей - по источнику человеческого существования. Никто не > пребывает так, как Он, в человеческом бытии. Никто не может так проникнуть > в человека. > Теперь для нас проясняется значение того смиренного и в то же время > великого имени, которое носит Мессия: "Сын Человеческий". Никто не человек > в такой мере, как Он - всей душой, в полноте знания и совершенства. Потому > и знает Он нас. Потому Его слово и затрагивает нашу сущность. И потому в > слове Иисусовом человек понят глубже, нежели он сам способен себя понять; > и потому слову Христа человек может довериться глубже, чем самым любимым > им, самым мудрым для него людям. Все - и самые любимые, и самые мудрые - > здесь лишь "остальные". [ Р.Гвардини. ГОСПОДЬ. (Брюссель, "Жизнь с Богом", 1995), стр. 236-7; www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_3.html ] Теперь замечательная книга Романо Гвардини (812 страниц) доступна в интернете: www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_1.html! |
**************************************************************************** Subject: цд (34) -9/4/02- КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (1) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 27 марта ст.ст., вт -- церк. чтения: Ис.25:1-9; Быт.9:8-17; Пр.12:8-22. > <...> Когда мы говорим о самопознании, о том, чтобы понять, прозреть, > каковы мы есть, мы чаще всего стремимся докопаться до всего, что для нас > есть плохого, неладного. По моей привычке говорить примерами, мне такой > подход напоминает нечто, увиденное в один прекрасный весенний день много > лет назад. Воздух был чистый, небо голубое, деревья были в цвету, птицы > пели; и я увидел, как в маленьком дворике перед приходским домом одна > старушка нырнула с головой в помойный жбан, разыскивая обрывки бумажек, > потому что она помирала от любопытства, что приходит в этот дом и что из > него выходит. Для меня это действительно картина того, как множество людей > старается докопаться до знания самих себя: это попытка с головой нырнуть в > зловонный скарб, который накопился за долгую жизнь, тогда как кругом > весна, кругом красота, кругом свет. И мне кажется, что это в огромной мере > поощряется многими духовными писателями, духовенством и общим подходом > верующих, которые считают своим долгом непрерывно охотиться за злом, за > грехом, чтобы найти, что есть неправильного, и его исправить. Я не думаю, > что такой подход может принести какие-то плоды или пользу. > > Я вам дам другой пример. Если бы нам подарили древнюю картину или икону, > поврежденную временем, обстоятельствами, небрежностью или злой волей > людей, мы могли бы отнестись к ней двояко. Либо, разглядев всЈ, что в ней > испорчено, плакаться об этом; и тогда это единственное, что мы можем > сделать. Либо мы можем всмотреться в то, что осталось от первоначальной > красоты изображения; и вглядевшись очень долго, очень внимательно, вобрав > в себя всю красоту, какую мы можем в ней прозреть, если только мы способны > на такой труд, отождествившись с этой красотой, мы могли бы начать > восстанавливать то, что разрушено, как бы распространяя на поврежденные > части ту красоту, которая всЈ еще есть. > > Мне кажется, что это очень положительный способ обходиться с тем неладным, > что в нас есть, – а именно, начав с той красоты, которая всЈ еще есть в > нас. Потому что *не может* христианину прийти на ум, чтобы образ Божий, > запечатленный в нас в акте сотворения, мог бы быть до конца искоренен или > уничтожен: он *есть*. Мы – как иконы поврежденные, но всЈ же иконы; мы всЈ > равно дороги Богу, мы всЈ равно для Него значительны, и, в сотрудничестве > с Ним, мы можем сделать что-то ради этой красоты. => [ Антоний, митр. Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ. Доклад на Епархиальном съезде в 1989 году. опубл.: “Вестник Русского Зап.-Европ. Патриаршего экзархата” (№117, 1989г.); сб. *О ВСТРЕЧЕ*. zip: www.mitras.ru/zip/sretenie.zip ] |
**************************************************************************** Subject: цд (35) -10/4/02- КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (2) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 28 марта ст.ст., ср -- церк. чтения: Ис.26:21-27:9; Быт.9:19-10:1; Пр.12:23-13:9. (Этот отрывок -- продолжение предыдущего!) > В порядке примера я хотел бы привести еще один образ. Я разговаривал раз с > одним скульптором, и он мне сказал: часто люди воображают, что скульптор > берет глыбу камня или мрамора, или кусок слоновой кости, придумывает, что > он мог бы из него спроектировать, и начинает обтачивать, обтесывать, > соскабливать всЈ, что не соответствует его видению. Это, сказал он, не > так. Настоящий скульптор смотрит на материал и, глядя на него, вдруг – или > постепенно – обнаруживает красоту, уже заключенную в нем, и тогда начинает > расчищать, высвобождать эту красоту от всего, что нам и ему мешает ее > видеть. Иными словами, статуя уже внутри материала, красота уже внутри; и > цель работы – высвободить еЈ от того, что закрывает ее от нас. Это как бы > перекликается со словами Ефрема Сирина, который в своих писаниях говорит, > что когда Бог призывает человека к бытию, Он вкладывает в самые его > глубины всЈ Царство Божие. И цель жизни в том, чтобы копать, копать > неустанно, пока мы не доберемся до этого потаенного сокровища и не усвоим > его, не отождествимся с ним. > > ВсЈ это говорит о том, чтобы мы разыскивали красоту, несмотря на > изуродованность, которая сначала бросается в глаза. Мы часто склонны > задерживаться на видимости и за ней не прозреваем сущность. Когда мы с > кем-то встречаемся, или даже смотрим на себя самих, мы видим или то, что > повреждено, или какую-то внешнюю привлекательность. Но нужен большой опыт > (я не говорю о его продолжительности, но о внутренней опытности), чтобы за > поверхностными слоями мелочей, обыденности или положительного уродства > прозреть ту красоту, которую видит Бог. Отец Евграф Ковалевский говорил, > что когда Бог смотрит на нас, Он не выискивает наши успехи или неудачи, > которые могут быть, а могут и не быть; но в наших глубинах Он видит Свой > Лик, запечатленный в нас Свой образ. > > Временами нам удается уловить красоту; но и тогда мы умудряемся > перетолковать ее или отнестись к ней неправильно. Много лет назад пришла > ко мне поговорить одна молодая женщина; она села в ризнице на диван, > повесила голову и с горьким, кислым выражением лица сказала загробным > голосом: “Я грешница...” Я ей бодро ответил: “Это не новость, ясно, что вы > грешница, – мы все грешны!...” “Да, – сказала она, – но я особенно > гнусная...” Я ответил: “Ну, это гордость! Но что в вас такого особенно > гнусного?” – “Когда я смотрю на себя в зеркало, я нахожу себя очень > хорошенькой...” Я сказал: “Ну, это, во всяком случае, правда; и как же вы > на это реагируете?” – “Тщеславием!..” Я сказал: “Если дело только в этом, > то я вас научу, как с этим справиться. Станьте перед зеркалом, вглядитесь > в каждую отдельную черту своего лица, и когда вы находите, что она вам > нравится, то говорите: *спасибо*, Господи, что Ты создал такую красоту как > мои глаза, мои брови, мой лоб, мой нос, мои уши... – что угодно. И каждый > раз, как вы найдете у себя что-то красивое – поблагодарите Бога. И > постепенно вы обнаружите, что благодарность вытеснила тщеславие. В > результате получится, что, как только вы взгляните на себя, вы будете > обращаться к Богу с ликующей радостью и благодарностью. Но прибавьте к > этому и еще нечто. Вглядевшись хорошенько в кислое выражение вашего лица, > скажите: прости, Господи! Мой единственный вклад в ту красоту, которую Ты > создал – это противное выражение лица... Это единственное, что в нЈм > действительно ваше”. > И вот я думаю, что очень часто мы могли бы это делать по отношению к себе > самим; не обязательно глядя в зеркало, но размышляя о себе самих, > вглядываясь в себя и открывая, *что я такое есть*, когда я не разглядываю > только свои провалы и неудачи (и неудачи это или нет – это еще другой > вопрос), но смотрю на то, что я есть по существу. => [ Антоний, митр. Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ. Доклад на Епархиальном съезде в 1989 году. опубл.: “Вестник Русского Зап.-Европ. Патриаршего экзархата” (№117, 1989г.); сб. О ВСТРЕЧЕ. zip: www.mitras.ru/zip/sretenie.zip ] |
**************************************************************************** Subject: цд (36) -11/4/02- КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (3) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 29 марта ст.ст., чт -- церк. чтения: Ис.28:14-22; Быт.10:32-11:9; Пр.13:20-14:6. (Этот отрывок -- продолжение предыдущего!) > <..> очень часто мы могли бы это делать по отношению к себе самим; <..> > размышляя о себе самих, вглядываясь в себя и открывая, *что я такое есть*, > когда я не разглядываю только свои провалы и неудачи (и неудачи это или > нет – это еще другой вопрос), но смотрю на то, что я есть по существу. > > Очень может в этом помочь и отрезвить нас, дать нам возможность понять > более правдиво, объективно и трезво, что мы такое есть, чтение Евангелия. > Когда мы читаем Евангелие, в нЈм есть места, которые не волнуют нас. Это, > несомненно, правда, – раз Бог так говорит, то иначе и быть не может, но > меня это как-то не трогает, не доходит до меня. Другие места или слишком > требовательные, или такие страшные, что нам неуютно делается, – они в > таком противоречии с нормами окружающей жизни; и мы должны быть готовы > сказать Богу: нет, это не для меня; и в первом случае, и во втором – я не > сродни Тебе, я не понимаю Тебя, мы с Тобой не заедино... > > Но есть места, – их может оказаться немного, но они имеют абсолютно > решающее значение для того, чтобы нам найти, понять самих себя, не то > поверхностное, светское “я”, которое видят другие или мы видим сами, но > подлинное “я”. Это те места, которые, когда мы читаем их или размышляем о > них, заставляют нас воскликнуть: “Как это дивно, как это верно! О, какая > красота и правда!..” Если мы можем сказать так о какой-либо притче, или > действии Христовом, или заповеди – о чЈм угодно, что мы находим в > Евангелии – это значит, что в этом частном случае (и это может быть > маленькая крупинка, а может быть и целая область, это обнаружится в > дальнейшем) Бог и я заодно, одной мысли, одного сердца, мы в подлинной > гармонии друг с другом: я подобен Богу, Он подобен мне, между нами есть > подлинное родство! Я нашел что-то от образа Божия во мне, крупицу моего > подлинного “я”, того “я”, которое Бог призвал к бытию, крупицу > непотемненную, оставшуюся целой – или уже исцеленную. > > Это позволит нам приступить к борьбе за нашу чистоту, цельность, полноту > не с усилием, часто бесплодным, отделаться или вылечить то, что попорчено > в нас, но оберегая с радостью, с заботливой нежностью, с благоговением > что-то, что в нас уже Божие <..>, воочию зримое – свет, который > пробивается сквозь тьму и который уже *есть* Сам Бог. => [ Антоний, митр. Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ. Доклад на Епархиальном съезде в 1989 году. опубл.: “Вестник Рус. Зап.-Европ. Патриаршего экзархата” (№117, 1989г.); сб. О ВСТРЕЧЕ. zip: www.mitras.ru/zip/sretenie.zip ] |
**************************************************************************** Subject: цд (37) -12/4/02- КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (4) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 30 марта ст.ст., пт -- церк. чтения: Ис.29:13-23; Быт.12:1-7; Пр.14:15-26. (Продолжение предыдущего отрывка...) > Но есть <в Евангелии> места, – их может оказаться немного, но они имеют > абсолютно решающее значение для того, чтобы нам найти, понять самих себя, > не то поверхностное, светское “я”, которое видят другие или мы видим сами, > но подлинное “я”. Это те места, которые, когда мы читаем их или размышляем > о них, заставляют нас воскликнуть: “Как это дивно, как это верно! О, какая > красота и правда!..” Если мы можем сказать так о какой-либо притче, или > действии Христовом, или заповеди – о чем угодно, что мы находим в > Евангелии – это значит, что в этом частном случае <...> Бог и я заодно, > одной мысли, одного сердца, мы в подлинной гармонии друг с другом: я > подобен Богу, Он подобен мне, между нами есть подлинное родство! Я нашел > что-то от образа Божия во мне, крупицу моего подлинного “я”, того “я”, > которое Бог призвал к бытию, крупицу непотемненную, оставшуюся целой – или > уже исцеленную. > > <...> > > В таком случае, когда мы стараемся преодолеть свое поверхностное, > светское, загримированное “я”, перед нами стоит конкретная задача: > никогда, *никогда* не нарушить и не изменить *этой* красоте, которую мы в > себе обнаружили. Это может быть одна, две, три, пять малых крупиц, но > *эти* крупицы священны, мы должны оберегать их и, как защищают огонь, не > дать ему угаснуть, дать ему постепенно затеплить всЈ остальное вокруг, > защищая его, действуя в согласии, заодно с ним, становясь всЈ более и > более человеком, для которого это *подлинная* природа, в отличие от других > наших склонностей и увлечений. > > И когда мы обнаружили в себе такой элемент Божия образа, одновременно > обнаруживаются и те вещи, которые находятся в противоречии с ним, которые > с ним несовместимы, которые должны *уйти*, потому что они кощунственны, > потому что они уродуют образ Божий, потому что они загрязняют что-то > священное и святое в нас. Но тогда труд становится конкретным, труд > становится захватывающим и вдохновляющим, потому что мы не гонимся за > каким-то надуманным совершенством; это совершенство, которое мы воочию > увидели, которое уже есть и которое мы станем стараться защитить и дать > ему расти. Знаете, как бывает, когда вы пытаетесь разжечь костер из сырых > веток: вы отыщите сначала несколько сухих сучков, дадите им разгореться; и > пока они горят, они высушивают несколько веток вокруг, которые в свою > очередь разгораются и высушивают дрова дальше. И если вы будете оберегать > этот разгорающийся огонь, постепенно разгорится и весь костер. И тогда, в > категориях, в измерениях Священного Писания, огонь, который вы начали с > одной спички и одной веточки, может стать *купиной неопалимой*, горящей в > пустыне. => [ Антоний, митр. Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ. Доклад на Епархиальном съезде в 1989 году. опубл.: “Вестник Русского Зап.-Европ. Патриаршего экзархата” (№117, 1989г.); сб. О ВСТРЕЧЕ. zip: www.mitras.ru/zip/sretenie.zip ] |
**************************************************************************** Subject: цд (37a) -13/4/02- КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (5) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 31 марта ст.ст., сб -- на литургии читается: Евр.6:9-12; Мк.7:31-37. (Продолжение предыдущего отрывка...) > И когда мы обнаружили в себе такой элемент Божия образа, одновременно > обнаруживаются и те вещи, которые находятся в противоречии с ним, которые > с ним несовместимы, которые должны *уйти*, потому что они кощунственны, > потому что они уродуют образ Божий, потому что они загрязняют что-то > священное и святое в нас. Но тогда труд становится конкретным, труд > становится захватывающим и вдохновляющим, потому что мы не гонимся за > каким-то надуманным совершенством; это совершенство, которое мы воочию > увидели, которое уже есть и которое мы станем стараться защитить и дать > ему расти. <…..> > > Конечно, мы не можем остановиться только на этом; нам надо додуматься и до > других вещей в нас самих, с которыми мы можем бороться в порядке общей > нашей борьбы за цельность, за исцеленность, за восстановление образа Божия > в нас. Мы все знаем о каких-то своих слабостях и недостатках, и нет никого > из здесь присутствующих, да и во всЈм мире, кто не видел бы в себе > чего-либо неладного. <…> Каждый из нас может посмотреть на самого - или на > самою - себя и поставить вопрос: что во мне неладного? Что есть такого, > что я сам, я сама вижу как внутреннюю дисгармонию?.. Все мы делаем это > периодически; все мы идем к исповеди время от времени: все мы приносим на > исповедь те или иные свойства, которые нам самим представляются > уродливыми. И эти свойства выходят наружу в разных обстоятельствах. Они > проявляются, выходят наружу в нашем отношении к людям вокруг нас; они > выходят наружу в нашем отношении к самим себе; они выходят наружу, когда > мы обнаруживаем, как мы относимся к Богу. Например, пришло время молиться, > а у нас нет желания встречи с Ним; мы можем заставить себя прочитать > молитвы, и если мы их знаем наизусть, мы можем сделать это на большой > скорости, полагая, что Богу нравятся псалмы и, значит, Ему будет приятно > услышать еще один псалом. Или понимая, как красивы эти молитвы: они, как > пламя, вырвались, как кровь, хлынули из сердца великих святых; если я > вычитаю их Богу, Ему, вероятно, будет приятно, так же как аудитории > нравится слушать чтение поэзии или исполнение шекспировской драмы! Это > вовсе не так... Но когда мы поймем, что это не так, мы можем повернуться к > Богу и сказать: *Какой позор!* В ответ на реальную, личную, глубокую > любовь, которую Ты явил мне в жизни, смерти Господа Иисуса Христа, через > них - в ответ на всЈ это я говорю: "Ох, только не сегодня! У меня сейчас > что-то такое увлекательное; книжку надо дочитать"... Или: "Надо же > отдохнуть"... Или просто я как-то не расположен к встрече: "Нельзя ли > отложить, пока у меня будет более подходящее настроение? Ты же вечен, Ты > можешь подождать!..." => [ Антоний, митр. Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ. Доклад на Епархиальном съезде в 1989 году. опубл.: “Вестник Русского Зап.-Европ. Патриаршего экзархата” (№117, 1989г.); сб. О ВСТРЕЧЕ. zip: www.mitras.ru/zip/sretenie.zip ] "Мы желаем, чтобы каждый из вас проявил такое же усердие до конца, то есть до исполнения надежды, чтобы он не обленился, а последовал примеру тех, кто, благодаря вере и стойкости, получают в наследие обещанное Богом". (Евр.6:11-12) |
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=