**************************************************************************** Subject: цд (38) -15/4/02- КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (6) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 2 апреля ст.ст., пн -- церк. чтения: Ис.37:33-38:6; Быт.13:13-18; Пр.14:27-15:4. (Продолжение отрывка из вып. №37a от 13/4/02...) > <..> нам надо додуматься и до других вещей в нас самих, с которыми мы > можем бороться в порядке общей нашей борьбы за цельность, за исцеленность, > за восстановление образа Божия в нас. Мы все знаем о каких-то своих > слабостях и недостатках <…..>. И эти свойства выходят наружу в разных > обстоятельствах. Они проявляются, выходят наружу в нашем отношении к людям > вокруг нас; они выходят наружу в нашем отношении к самим себе; они выходят > наружу, когда мы обнаруживаем, как мы относимся к Богу. <.....> > > <...> > > Одновременно, и в том и в другом случае, как дополнительное упражнение, мы > можем ставить себе вопросы о себе самих: как я отношусь, как я обращаюсь с > самим собой? Как я обращаюсь со своим умом, со своим телом, со своим > сердцем, со своей волей в моем поведении и поступках и в моих отношениях с > окружающими людьми? И это будет уже *очень* много; потому что если мы > честны, то всё это даст нам печальный и богатый материал о том, что в нас > есть или неладного или даже прямо злого. > > Но если этого недостаточно, то мы можем спросить себя дальше: "А что > думают обо мне люди?" Этот вопрос мы себе ставить не любим; а если и > ставим его, то обычно считаем, что те, которые хвалят нас - люди глубокие > и проницательные, а те, которые не хвалят, которые критикуют или не любят, > те, наверное, упустили из вида что-то существенное: они, наверное, слепы, > или уж очень злы, - ведь "блаженны чистые сердцем..."! Так вот, очень > полезно оглядеться и спросить себя: "А что люди думают обо мне?" И когда у > вас получится список того, что вам *известно* о мнении людей (а вы не > знаете и половины того, что они думают, и того, что говорят за вашей > спиной, но ограничьтесь хотя бы тем, что доходит до вас), нужно задать > дальнейший вопрос, который очень, очень важен: справедлива ли похвала тех, > которые хвалят нас? Или они ошибаются просто потому, что любят меня, или > обманываются, потому что я лицемерен и умею показать им такое лицо, > которое вводит их в заблуждение? С другой стороны, в чем-то похвала может > быть и справедливой, и тогда это можно прибавить к списку тех блёсток > образа Божия, которые я нашел через чтение Евангелия: еще одна частица > правды, которая принадлежит "подлиннику", - моему если и не до конца, то > более подлинному "я". Другие люди меня критикуют: правы ли они? Ошибаются > ли они? Иногда люди критикуют, потому что они прямолинейны, потому что они > правдивы, потому что у них есть и проницательность, и резкость; иногда же > они критикуют других, потому что сами лицемерны, скользки и т.д. Так вот, > спросИте себя: что люди думают обо мне, что они говорят мне в лицо и что - > за моей спиной? А сплетни доходят до нас очень легко! До меня столько > доходит мнений людей, которые *вовсе не собирались* сообщать мне, что они > обо мне думают! => [ Антоний, митр. Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ. Доклад на Епархиальном съезде в 1989 году. опубл.: “Вестник Русского Зап.-Европ. Патриаршего экзархата” (№117, 1989г.); сб. О ВСТРЕЧЕ. zip: www.mitras.ru/zip/sretenie.zip ] |
**************************************************************************** Subject: цд (39) -16/4/02- КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (7) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 3 апреля ст.ст., вт -- церк. чтения: Ис.40:18-31; Быт.15:1-15; Пр.15:7-19. (Продолжение предыдущего отрывка...) > <..> мы можем спросить себя дальше: "А что думают обо мне люди?" Этот > вопрос мы себе ставить не любим; а если и ставим его, то обычно считаем, > что те, которые хвалят нас - люди глубокие и проницательные, а те, которые > не хвалят, которые критикуют или не любят, те, наверное, упустили из вида > что-то существенное: они, наверное, слепы, или уж очень злы, - ведь > "блаженны чистые сердцем..."! <.....> Так вот, спросИте себя: что люди > думают обо мне, что они говорят мне в лицо и что - за моей спиной? <....> > > Это тоже дополняет картину того, чем вы являетесь. И когда вы соберете > итог всему этому знанию, вы можете начать бороться с тем, что в вас есть > неправды, и закреплять то, что в вас *правда*. Укрепление правды > начинается, собственно, с того, чтобы заслонить, защитить, как бы руками > оградить огонь, чтобы ветер не задул его. Дальше укреплять можно тем, > чтобы заботливо обхаживать, окапывать и поливать зерно или росток, как это > делает садовник... Борьба же против неправды начинается с того, чтобы себя > спросить: *сколько* я могу сделать, чтобы воспротивиться ей? Я помню свою > первую исповедь у отца Афанасия. Я пришел к нему, к монаху-подвижнику, и > думал: вот, я поисповедуюсь, и он мне точно скажет, что надо сделать, > чтобы стать святым, - это путь самый прямой и быстрый... Когда я кончил > исповедь, он мне сказал: вот что надо было бы сделать; а теперь постой, > подумай, а потом скажи: сколько из этого ты *готов* сделать и *способен* > сделать?.. И я был разочарован. А потом я обнаружил, что он был прав, > потому что со *всей* задачей я бы не справился, но тут я мог начать, как > мышь, натачивать зубы на краях, чтобы убрать меньшие элементы, которые мне > были под силу, пока я не наберусь больше сил и не смогу взяться за > большее. > > И так, обнаруживая свое подлинное - или относительно более подлинное - > "я", и вслед за этим - уродующие его элементы, мешающие нам быть тем, что > мы есть по существу, мы можем постепенно получить видение и понимание > того, что мы есть на данный момент, и из него потом двигаться в следующий > момент. => [ Антоний, митр. Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ. Доклад на Епархиальном съезде в 1989 году. опубл.: “Вестник Русского Зап.-Европ. Патриаршего экзархата” (№117, 1989г.); сб. О ВСТРЕЧЕ. zip: www.mitras.ru/zip/sretenie.zip ] |
**************************************************************************** Subject: цд (40) -17/4/02- КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (8) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 4 апреля ст.ст., ср -- церк. чтения: Ис.41:4-14; Быт.17:1-9; Пр.15:20-16:9. (Продолжение предыдущего отрывка...) > И так, обнаруживая свое подлинное - или относительно более подлинное - > "я", и вслед за этим - уродующие его элементы, мешающие нам быть тем, что > мы есть по существу, мы можем постепенно получить видение и понимание > того, что мы есть на данный момент, и из него потом двигаться в следующий > момент. > > Одна из вещей, которых мы должны избегать, это стремиться обнаружить > больше, чем сейчас действительно стоИт на нашем пути. Есть очень > замечательный отрывок в сочинениях Иоанна Кронштадского, где он говорит, > что Бог дает нам видеть неправду в нас, лишь когда Он обнаружит, что в нас > есть достаточно веры и достаточно надежды, чтобы быть способными на такое > лицезрение; прежде мы сломились бы под его тяжестью. Поэтому, если сегодня > мы видим себя более уродливыми, чем видели вчера, мы можем быть уверены, > что это новое задание, которое Бог поручает мне, потому что теперь. Он мне > может доверять больше, чем прежде; до этого я еще был слишком хрупок и > неспособен видеть, теперь же Он говорит: ты достаточно силен, чтобы > выдержать это, - справляйся! > > Всё это раскрывает нам постепенно очень многогранную картину о нас самих и > позволяет бороться на двух уровнях: с одной стороны, чтобы нам становиться > всё больше и больше *Купиной Неопалимой*, и с другой стороны - искоренять > всё, что стоит на пути к нашей цельности, исцеленности. => [ Антоний, митр. Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ. Доклад на Епархиальном съезде в 1989 году. опубл.: “Вестник Русского Зап.-Европ. Патриаршего экзархата” (№117, 1989г.); сб. О ВСТРЕЧЕ. zip: www.mitras.ru/zip/sretenie.zip ] |
**************************************************************************** Subject: цд (41) -18/4/02- канон св. Андрея Кр./5.4 (Иов) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 5 апреля ст.ст., чт -- церк. чтения: Ис.42:5-16; Быт.18:20-33; Пр.16:17-17:17. > 135 > Иова на гноище ведаешь, о душе моя, оправданного, > Его мужеству не поревновала ты, > Твердой воли не обнаружила ни в чём, что узнала, что видела, чем искушаема была, > Но явилась ты нетерпеливою. > 136 > Бывший прежде на престоле, наг ныне на гноище гниет, > Детьми богатый и прославленный > Вдруг без детей и дома остался, > Чертогом ему стало гноище и жемчуг заменен язвами. > 137 > Царским достоинством, венцом и багряницею одеян, > Богатейший человек и праведный, > Деньгами и стадами обладавший, > Внезапно богатства, славы и царства Иов, обнищав, лишился. > 138 > Иов праведен был и непорочен паче всех, > И не ускользнул от уловок и сети обольстителя, > Ты же, грехолюбивая душе, что сотворишь, > Если нечто неведомое случится с тобою? > 139 > Тело осквернил я и дух растлил, весь изъязвлен, > Но словно врач, Христе, и тело, и дух > Уврачуй, омой, очисти, > Сотвори меня, Спасе мой, снега белейшим. > 140 > Тело Твое и кровь в распятии за всех отдал Ты, Слове, > Тело отдал, да меня воскресишь, и кровь, да омоешь меня, > Дух же отдал, да приведешь меня, Христе, к Родившему Тебя. [ Великий канон св. Андрея Критского /пер. Я.Кротова/ ч.5 песнь 4; www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon5.html ] |
**************************************************************************** Subject: цд (42) -19/4/02- КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (9) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 6 апреля ст.ст., пт -- церк. чтения: Ис.45:11-17; Быт.22:1-18; Пр.17:17-18:5. (Продолжение отрывка из вып. №40 от 17/4/02...) > Всё это раскрывает нам постепенно очень многогранную картину о нас самих и > позволяет бороться на двух уровнях: с одной стороны, чтобы нам становиться > всё больше и больше *Купиной Неопалимой*, и с другой стороны - искоренять > всё, что стоИт на пути к нашей цельности, исцеленности. > > Разумеется, что это можно делать только в просвещающем свете Божием: Один > только Бог может нам открыть наше родство с Ним, открыть нам, что мы - Его > образ, что мы подобны Ему в том или другом; Один только Бог может пролить > луч *Своего* света, в котором мы увидим темноту или зло в самих себе. И > когда мы всё это обнаружили, мы можем начать думать о том, чтобы > *овладеть* своей душой, бороться властно и побеждать. Конечно, мы не > всегда будем победителями, но мы будем на Божией стороне и вместе с Ним. И > тогда, если мы поняли всю красоту, какая в нас есть, и всё, что в нас есть > уродливого, мы можем взять это всё и целиком, охапкой отдать Богу. > Принести Богу то, что прекрасно, что правдиво, что цельно, не составляет > проблемы; но как быть с тем, что и не красиво, и не праведно, и не цельно? > Те из вас, кто читал "Дневник сельского священника" Жоржа Бернаноса, > помнят, может быть, разговор этого молодого священника с пожилой графиней, > полной горечи, полной гордости, полной надменности и разочарования. Он > говорит ей, что есть только один выход: *отдаться* Богу. Она возражает: но > мне нечего дать, всё что у меня есть - гордость, горечь, озлобление!.. И > тогда он говорит ей: отдайте *это* Богу, если нечего отдать другого; > бросьте Ему в руки всё это, и пусть *Он* поступит с этим по-своему... > > Мы ничего не можем достичь собственным произволением, собственной силой. > Христос ясно говорит: без Меня вы не можете ничего... Нам нужна не та > сила, которая требуется, чтобы справляться с материальными > обстоятельствами жизни, потому что эта область борьбы - вне такого рода > сил. Апостол Павел, который знал о предстоящем ему служении, молил Бога о > силе, и Господь ему ответил: Моей благодати тебе довольно, Моя сила > проявляется в немощи... Какая же это немощь? Не расслабленность, не лень, > не беспечность - нет! Но податливость ребенка, доверчиво себя отдающего в > руки матери; хрупкость того, что прозрачно; гибкость того, что может > принять силу извне: как парус наполняется силой ветра и несет тяжелый > корабль через моря; а парус - самая хрупкая снасть корабля. Перчатка > хирурга - самое хрупкое, что только можно себе представить, а она может > творить чудеса, если ею действует умная, опытная рука. Вот в такой > "слабости" Бог может совершить Свою силу. И если мы дадим Ему так > действовать, то многое действительно может стать реальностью. Тот же > Павел, после этих слов Христовых, прибавляет: поэтому ни о чем не буду > ликовать, кроме как о слабости моей, так, чтобы всё было силой Божией... И > в другом месте он говорит еще: все мне возможно в укрепляющей меня силе > Христовой.... [ Антоний, митр. Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ. Доклад на Епархиальном съезде в 1989 году. опубл.: “Вестник Русского Зап.-Европ. Патриаршего экзархата” (№117, 1989г.); сб. О ВСТРЕЧЕ. zip: www.mitras.ru/zip/sretenie.zip ] |
**************************************************************************** Subject: цд (43) -20/4/02- ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА (1) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 7 апреля ст.ст., сб -- Похвала Богородицы; на литургии читается: Евр.9:24-28; Мк.8:27-31. > Согласно православному учению, грех - это не только нарушение какого-либо > правила, требующее наказания; это всегда искажение данной нам Богом жизни. > Вот почему история первородного греха изображена как поступок, связанный с > едой. Пища необходима живому организму, ибо она поддерживает в нас жизнь. > Но здесь-то и встает главный вопрос: что значит быть живым, что означает > сама "жизнь"? В настоящее время это слово рассматривается главным образом > в своем биологическом значении: жизнь есть именно то, что всецело зависит > от пищи и вообще от физической стороны всего живого. Но, в свете > Священного Писания и христианского предания, эта жизнь, оканчивающаяся > смертью, отождествляется со смертью, поскольку начало смерти всегда > присутствует и действует в ней. Мы знаем, что Бог смерти не сотворил. Он > Податель Жизни. Каким же образом жизнь стала смертной? Почему смерть, одна > только смерть, есть абсолютное условие всего существующего? Церковь > отвечает: потому что человек отверг ту жизнь, которую предложил и дал ему > Бог, и предпочел жизнь, зависящую не от Бога, но от "хлеба единого". Он не > только не послушался Бога, за что и был наказан, но изменил само отношение > между собой и миром. Без сомнения, мир был дан человеку как "пища", как > средство жизни; но в то же время жизнь должна быть общением с Богом; она > не только должна была иметь в Нем свое завершение, но и свою совершенную > полноту. "В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Иоанн 1,4). Мир > и пища были созданы, чтобы посредством их человек имел общение с Богом, и > только пища, принятая ради Бога, могла быть животворной. Сама по себе пища > не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Один Бог имеет Жизнь, > и Сам есть Жизнь. В самой пище начало жизни - Бог, а не калории. Таким > образом, есть, т.е. быть живым существом, знать Бога и быть в общении с > Ним - всё это одна и та же реальность. И безмерная трагедия Адама в том и > состоит, что он воспринял пищу как "жизнь в себе". Больше того, он вкусил > ее, скрываясь от Бога, вне Его и для того, чтобы быть независимым от Него. > И сделал он это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и > что, вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог, т.е. иметь жизнь в > самом себе. Проще сказать: он поверил в пищу, тогда как единственный > предмет веры, доверия, уверенности - Бог и только Бог. > > Земной мир, пища сделались его богами, источником и началом его жизни. Он > стал их рабом. Адам по-еврейски значит "человек". Это - мое имя, наше > общее имя. И человек всё еще Адам, все еще раб "пищи". Он может уверять, > что он верит в Бога, но для него Бог - уже не его жизнь, не пища, не > всеобъемлющее содержание его существования. Он может уверять, что он > получает жизнь от Бога, но он не живет в Боге и для Бога. Его знание, его > опыт, его самоуверенность построены всё на том же принципе: "хлебом > единым". Мы едим, чтобы жить, но мы не живем в Боге. Изо всех грехов это > самый большой грех. И этим грехом наша жизнь приговорена к смерти. > > Христос - Новый Адам. Он пришел для того, чтобы уничтожить болезнь, > вселённую Адамом в жизнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни, > и поэтому Он тоже начинает свое земное служение с поста. "... Постившись > сорок дней и сорок ночей (Он) напоследок взалкал" (Матф. 4,3). Голод - это > то состояние, когда мы сознаём нашу зависимость от чего-то, когда нам > срочно, насущно нужна пища, - что и доказывает, что нет в нас само-сущной > жизни. Это тот предел, за которым я или умираю от голода, или, насытив > свое тело, сознаю вновь, что я живу. Другими словами, это тот момент, > когда перед нами встает ультимативный вопрос: от чего зависит моя жизнь? И > так как вопрос это не отвлеченный, так как сама жизнь моего тела зависит > от его решения, момент этот оказывается и искушением. Сатана пришел к > Адаму в раю; он пришел к Христу в пустыне. Два голодных человека услыхали > его словА: ешь, потому что твой голод показывает, что ты всецело зависишь > от пищи, что твоя жизнь в пище. И Адам поверил и стал есть; Христос отверг > это искушение и сказал: не хлебом единым будет жив человек, но Богом. Он > отверг эту всемирную ложь, которую Сатана внушил всему миру, сделав ее не > поддающейся обсуждению, очевидной истиной, основой всего человеческого > мировоззрения, основой науки, медицины, и может быть даже религии. > Отвергнув эту ложь, Христос восстановил верное соотношение между пищей, > жизнью и Богом, то соотношение, которое нарушил Адам, и которое мы всё еще > нарушаем каждый день. [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 5; Париж, 1986, стр. 136-40; www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_20.html ]
|
**************************************************************************** Subject: цд (44) -21/4/02- ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА (2) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! Всех поздравляю с воскресным днем! * 8 апреля ст.ст., вс -- 5 воскр. день Вел. поста. Прп. Марии Египетской. на литургии читается: Евр.9:11-14; Мк.10:32-45. Воскресение Христово увидев, поклонимся святому Господу Иисусу, единственному, кто безгрешен! Кресту твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое воспеваем и прославляем! (Продолжение предыдущего отрывка...) > Христос - Новый Адам. Он пришел для того, чтобы уничтожить болезнь, > вселённую Адамом в жизнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни, > и поэтому Он тоже начинает свое земное служение с поста. <.....> Христос > восстановил верное соотношение между пищей, жизнью и Богом, то > соотношение, которое нарушил Адам, и которое мы всё еще нарушаем каждый > день. > > Что же тогда означает пост для нас, христиан? Это участие в постном опыте > Самого Христа, которым он освободил нас от совершенной зависимости от > пищи, материи и мира. Но освобождение наше ни в коем случае не может быть > полным. Мы живем еще в падшем мире, в мире Ветхого Адама, и, составляя > часть этого мира, мы всё еще зависим от пищи. Но т.к. смерть, через > которую все мы должны пройти, побеждена Смертью Христовой, и стала > переходом в жизнь, пища, которую мы вкушаем, и жизнь, которую эта пища > поддерживает, может стать жизнью в Боге и для Бога. Часть нашей пищи уже > стала "пищей бессмертия" - Телом и Кровью Самого Христа. Но даже > ежедневный, "насущный хлеб", который мы получаем от Бога, может в этой > жизни, в этом мире быть тем, что поддерживает и укрепляет наше общение с > Богом, а не отдаляет нас от Него. Однако только пост может осуществить это > преобразование, дать нам существенное доказательство того, что наша > зависимость от пищи и материи не окончательна, не абсолютна и что в > соединении с молитвой, благодатью и служением Богу эта зависимость сама > хочет стать духовной. Всё это означает, что понятый по-настоящему, в > истинном своем значении, пост есть единственное средство восстановления в > человеке его подлинной природы. Это не теоретический, а практический и > реальный вызов великому Лжецу, убедившему нас в том, что мы зависим от > одного хлеба, и построившему всё человеческое знание, науку и > существование на этой лжи. Пост изобличает эту ложь. В высшей степени > знаменательно, что Христос встретил Сатану в то время, когда Он постился, > и что позднее Он сказал, что победить Сатану можно "только молитвою и > постом". Пост - настоящая борьба против Дьявола, это вызов всеобъемлющему > закону, делающему дьявола "князем мира сего". Если человек голоден, но > понимает, что он действительно может не зависеть от этого голода, не > погибнуть от него, а наоборот обратить его в источник духовной власти и > победы, тогда ничего не останется от той великой лжи, в которой мы живем > со времен Адама. > > Как далеко ушли мы от нашего обычного понимания поста как простой перемены > диеты, от рассуждений о том, что разрешается постом и что запрещено, от > всего этого поверхностного лицемерия! Ибо, в конечном счете, пост состоит > в одном: в том, чтобы испытать голод, алкать, и это значит - достичь > предела той жизни в нас, что зависит всецело от пищи, и, взалкав, открыть, > что эта зависимость не есть последняя истина о человеке, что сам голод > есть, прежде всего, духовное состояние и что на последней глубине своей он > есть алкание Бога. В ранней Церкви пост означал совершенное воздержание от > пищи, т.е. состояние голода, доводящее тело до крайнего предела. Но именно > здесь мы понимаем, что пост, как физическое лишение пищи, совершенно > бесполезен без его второй, духовной, стороны. "...Постом и молитвою". Это > значит, что без соответствующего духовного усилия, без укрепления себя > Божественной Реальностью, без сознания своей совершенной зависимости от > Бога и только от Бога, физический пост станет на самом деле самоубийством. > Если дьявол искушал Самого Христа, когда Он постился и испытал голод, то у > нас нет никакой возможности избежать искушения. Физический пост, как он ни > важен, становится не только бессмысленным, но действительно опасным, если > он не соединен с духовным усилием, молитвой, мыслью, сосредоточенной в > Боге. Пост - искусство, которым в совершенстве владели святые; было бы > опасно и самонадеянно с нашей стороны пытаться овладеть этим искусством > без духовного рассуждения, без должной осторожности. Всё великопостное > богослужение постоянно напоминает нам о трудностях, препятствиях и > искушениях, которые встают перед тем, кто рассчитывает на собственные > силы, а не на Бога. [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 5; Париж, 1986, стр. 139-42; www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_20.html ]
|
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=