**************************************************************************** Subject: цд (45) -22/4/02- ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА (3) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 9 апреля ст.ст., пн -- церк. чтения: Ис.48:17-49:4; Быт.27:1-41; Пр.19:19-25. (Продолжение предыдущего отрывка...) > <...> в конечном счете, пост состоит в одном: в том, чтобы испытать голод, > алкать, и это значит - достичь предела той жизни в нас, что зависит > всецело от пищи, и, взалкав, открыть, что эта зависимость не есть > последняя истина о человеке, что сам голод есть, прежде всего, духовное > состояние и что на последней глубине своей он есть алкание Бога. В ранней > Церкви пост означал совершенное воздержание от пищи, т.е. состояние > голода, доводящее тело до крайнего предела. <....> без соответствующего > духовного усилия, без укрепления себя Божественной Реальностью, без > сознания своей совершенной зависимости от Бога и только от Бога, > физический пост станет на самом деле самоубийством. <....> Всё > великопостное богослужение постоянно напоминает нам о трудностях, > препятствиях и искушениях, которые встают перед тем, кто рассчитывает на > собственные силы, а не на Бога. > > Вот почему нам необходима духовная подготовка для постного подвига. Она > состоит в том, чтобы, во-первых, просить помощи Божией, а, во-вторых, в > том, чтобы весь наш постный подвиг был сосредоточен на Боге, устремлен к > Нему. Мы должны поститься ради Бога. Мы должны ощутить Его присутствие в > нашем теле, которое становится Его храмом. Поэтому и к телу, и к еде, ко > всему образу жизни нашей, мы должны относиться с религиозным уважением. > Всего этого надо достичь еще до начала поста, чтобы к началу самого поста > мы были духовно вооружены, предвидя духовную борьбу и победу. > > И вот наступает сам пост. Согласно тому, что было сказано выше, его надо > исполнять на двух уровнях: на уровне, во-первых, аскетического поста; а > во-вторых - совершенного. Аскетический пост состоит в сильном сокращении > пищи, так чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами > как память о Боге и поддерживало постоянное усилие хранить эту память. > Всякий, кто исполнял такой пост - хотя бы немного - знает, что этот > аскетический пост, вместо того, чтобы ослаблять, создает в нас известную > легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту. Пища принимается > действительно, как Божий дар. Мы постоянно направлены в тот внутренний > мир, который необъяснимо сам питает нас. Мы не будем обсуждать здесь > количество и качество пищи, распределение ее в течение дня во все время > аскетического поста; всё это зависит от наших индивидуальных возможностей, > от условий нашей жизни. Но принцип ясен: это постоянное состояние > полуголода, "отрицательная" природа которого преображается молитвой, > памятью о Боге, вниманием и сосредоточенностью в положительную силу. Тогда > как продолжительность совершенного поста необходимо ограничивать > соответственно с Евхаристией, к которой он нас готовит. В настоящих > условиях нашей жизни это, прежде всего, день перед совершением Литургии > Преждеосвященных Даров. Постимся ли мы с раннего утра или только с > полудня, главная цель этого поста - провести этот день в ожидании, > надежде, "алчущи" насытиться Самим Господом. Это духовная > сосредоточенность на ожидаемом, на том даре, который мы должны получить, > ради которого мы готовы отказаться от всех других даров. [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 5; Париж, 1986, стр. 141-4; www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_20.html ]
|
**************************************************************************** Subject: цд (46) -23/4/02- ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА (4) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 10 апреля ст.ст., вт -- церк. чтения: Ис.49:6-10; Быт.31:3-16; Пр.21:3-21. Вот уже последняя седмица Великого Поста. (Продолжение предыдущего отрывка...) > <..> сколь бы ни был ограничен наш пост, если это настоящий пост, он > поведет к искушениям, к слабости, к сомнениям и к раздражительности. Иными > словами, он будет борьбой, в которой мы, вероятно, не раз будем побеждены. > Но если пост наш, по существу своему, настоящий, то тут и обнаруживается > наша жизнь во Христе, жизнь борьбы и подвига. Вера, не победившая сомнений > и искушений, редко бывает настоящей верой. Возрастание в христианской > жизни, увы, невозможно без горького опыта ошибок и падений. Как часто люди > начинают поститься с энтузиазмом, но отпадают после первой неудачи. Я > сказал бы, что настоящее испытание веры наступает после первого падения. > Если после такой неудачи, уступив своему голоду и страстям, мы начинаем > всё снова, не обращая внимания на то, сколько ошибок мы совершили, то рано > или поздно наш пост принесет духовные плоды. Между святостью и цинизмом > разочарования находится великая и божественная добродетель терпения - > прежде всего, терпения по отношению к самому себе. Не существует > сокращенных путей к святости, мы должны заплатить полную цену за каждый > шаг, за каждую ступень. Поэтому лучше и безопаснее начинать с минимума - > только слегка выше наших естественных возможностей - и мало-помалу > усиливать пост, чем сразу, в начале поста вознестись слишком высоко и > затем разбиться, падая назад на землю. > > Итак, от символического и номинального поста, мы должны вернуться к > настоящему посту. Пусть он будет ограниченный и скромный, но зато > последовательный и серьезный. Надо честно оценить свои духовные и > физические возможности и способности и действовать соответственно с ними, > не забывая в то же время, что, постясь, надо не страшиться своих > ограниченных способностей, а видеть в своей жизни божественное > доказательство того, что невозможное для человека - возможно Богу. [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 5; Париж, 1986, стр. 144-5; www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_20.html ] |
**************************************************************************** Subject: цд (47) -24/4/02- богослужебное *сегодня* (1) **************************************************************************** !ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 11 апреля ст.ст., ср -- церк. чтения: Ис.58:1-11; Быт.43:26-31;45:1-16; Пр.21:23-22:4. > <…> Вспоминая события жизни Спасителя, Церковь часто, если не всегда, > заменяет прошедшее время - настоящим. Так, в день Рождества Христова мы > поем: "Дева днесь (сегодня)... рождает..."; в Великую Пятницу: "днесь Он > (Христос) стоит перед Пилатом..."; в Вербное Воскресенье: "_днесь_ Он > приходит в Иерусалим..." Что же означает эта перестановка времени , это > богослужебное _сегодня_? > > Огромное большинство церковных людей понимают это как риторическую > метафору, поэтическое образное выражение. Современный подход к > богослужению либо рационалистичен, либо сентиментален. Рационалистический > подход сводит смысл богослужения к _идеям_. <...> Для этого рода > богословия богослужение в лучшем случае сырой материал для чисто > интеллектуальных определений. То, что в богослужении не может быть > определено как интеллектуальная реальность, называется "поэзией", т.е. > чем-то, что не должно приниматься всерьез. А так как ясно, что события, > вспоминаемые Церковью, относятся к прошлому, то богослужебному _сегодня_ > не придается серьезного значения. > > _Сентиментальный_ подход является результатом индивидуального > эгоцентричного благочестия, которое во многих отношениях служит > противовесом интеллектуальному богословию. Для такого рода благочестия > богослужение служит полезной рамкой для личной молитвы, вдохновляющим > фоном, цель которого - "согреть" наше сердце и направить его к Богу. > Содержание и значение служб, богослужебные тексты, обряды и действия здесь > имеют второстепенную важность; они полезны и соответствуют своему > назначению, поскольку они заставляют меня молиться! Таким образом, > богослужебное _сегодня_ растворяется здесь, как и все другие богослужебные > тексты, в какой-то недифференцированной, благочестиво вдохновенной > молитве. > Благодаря долгой поляризации нашего церковного сознания между этими двумя > "подходами", очень трудно показать, что настоящее богослужение не может > сводиться ни к одному из этих "подходов" - ни к идеям, ни к личной > молитве. Нельзя прославлять идеи! А про личную молитву разве не сказано в > Евангелии: "... когда молишься, войди в комнату свою и, затворив дверь > твою, помолись Отцу твоему, Который втайне..." (Матф.6,6). Самое понятие > богослужебного воспоминания подразумевает одновременно и определенное > событие, и нашу общую, соборную реакцию на него. Совершение богослужения > возможно, только если люди собираются вместе и, побеждая свое естественное > разъединение и обособленность, реагируют как одно тело, как единая > личность на какое-либо событие (приход весны, свадьбу, похороны, победу и > т.п.). Естественное чудо всякого празднования заключается именно в том, > что оно преодолевает, трансцендирует, хотя бы на время, как просто "идеи", > так и индивидуализм. Действительно, во время богослужения забываешь самого > себя и соединяешься с другими особенным, только этому единству присущим > образом. <...> [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 4; Париж, 1986, стр. 117-9; www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html ]
|
**************************************************************************** Subject: цд (48) -25/4/02- богослужебное *сегодня* (2) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 12 апреля ст.ст., чт -- церк. чтения: Ис.65:8-16; Быт.46:1-7; Пр.23:23-24:5. (продолжение предыдущего отрывка) > <…> Вспоминая события жизни Спасителя, Церковь часто, если не всегда, > заменяет прошедшее время - настоящим. <....> Что же означает эта > перестановка времени , это богослужебное _сегодня_? > > Огромное большинство церковных людей понимают это как риторическую > метафору, поэтическое образное выражение. <.....> так как ясно, что > события, вспоминаемые Церковью, относятся к прошлому, то богослужебному > _сегодня_ не придается серьезного значения. > > <.....> Самое понятие богослужебного воспоминания подразумевает > одновременно и определенное событие, и нашу общую, соборную реакцию на > него. Совершение богослужения возможно, только если люди собираются вместе > и, побеждая свое естественное разъединение и обособленность, реагируют как > одно тело, как единая личность на какое-либо событие (приход весны, > свадьбу, похороны, победу и т.п.). Естественное чудо всякого празднования > заключается именно в том, что оно преодолевает, трансцендирует, хотя бы на > время, как просто "идеи", так и индивидуализм. Действительно, во время > богослужения забываешь самого себя и соединяешься с другими особенным, > только этому единству присущим образом. Каково же в свете сказанного > значение богослужебного _ныне_ (сегодня), которым Церковь вводит нас во > все события? В каком смысле события прошлого вспоминаются _ныне_? > > Без преувеличения можно сказать, что вся жизнь Церкви составляет одно > непрерывное поминовение и воспоминание. В конце каждой службы мы > перечисляем имена святых, "память которых мы совершаем". Прежде же всего, > сама Церковь есть _воспоминание_ _Христа_. С чисто естественной точки > зрения, память - способность двузначная. Вспоминать кого-нибудь, кого мы > любили и кого больше нет, означает две вещи. С одной стороны, память - это > гораздо больше, чем просто знание того, что было. Когда я вспоминаю моего > отца, я вижу его; в моей памяти он сохраняется не как все то, что я о нем > знаю, но как живая реальность. В то же время эта самая реальность > заставляет меня так остро чувствовать, что его больше нет, что никогда > больше на этом свете, в этой жизни я не коснусь этой руки, которую я так > ясно вижу в своей памяти. Таким образом, память - самая удивительная и в > то же время самая трагическая изо всех человеческих способностей, т.к. > ничто так не показывает нам ущербленную природу нашей жизни, невозможность > для человека что-либо действительно хранить, чем-нибудь действительно > обладать на этом свете. Память являет нам, что "смерть и время царят на > земле". Однако именно потому, что память присуща только человеку, > христианство в нём имеет свою основу, ибо в сердцевине его - память об > одном Человеке, об одном событии, об одной ночи, в глубине и тьме которой > нам было сказано: "Сие творите в Мое воспоминание". И вот, происходит > чудо! Мы вспоминаем Его, и Он здесь, не как туманный образ прошлого, не > как грустное "никогда больше", но с такой силой присутствия, что Церковь > может вечно повторять то, что сказали ученики после Его явления в Еммаусе: > "... не горело ли в нас сердце наше?" (Лука 24,32). [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 4; Париж, 1986, стр. 117-20; www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html ]
|
**************************************************************************** Subject: цд (49) -26/4/02- богослужебное *сегодня* (3) **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 13 апреля ст.ст., пт -- церк. чтения: Ис.66:10-24; Быт.49:33-50:26; Пр.31:8-31. (продолжение предыдущего отрывка) > <…> Вспоминая события жизни Спасителя, Церковь часто, если не всегда, > заменяет прошедшее время - настоящим. <....> Что же означает эта > перестановка времени , это богослужебное _сегодня_? > <....> > > Без преувеличения можно сказать, что вся жизнь Церкви составляет одно > непрерывное поминовение и воспоминание. <...> Прежде же всего, сама > Церковь есть _воспоминание_ _Христа_. <.....> Память являет нам, что > "смерть и время царят на земле". Однако именно потому, что память присуща > только человеку, христианство в нём имеет свою основу, ибо в сердцевине > его - память об одном Человеке, об одном событии, об одной ночи, в глубине > и тьме которой нам было сказано: "Сие творите в Мое воспоминание". И вот, > происходит чудо! Мы вспоминаем Его, и Он здесь, не как туманный образ > прошлого, не как грустное "никогда больше", но с такой силой присутствия, > что Церковь может вечно повторять то, что сказали ученики после Его > явления в Еммаусе: "... не горело ли в нас сердце наше?" (Лука 24,32). > > Природная память есть, прежде всего, "присутствие отсутствия", ибо, чем > более тот, кого мы вспоминаем, "присутствует", тем острее боль его > отсутствия. Но во Христе память вновь получила силу исцелять время, > разорванное грехом, смертью, ненавистью и забывчивостью. И сердцем этого > богослужебного празднования, этого богослужебного "_сегодня_" является > именно эта новая память, имеющая власть над временем, и она стоИт в центре > богослужебного празднования литургического "днесь". О, конечно, святая > Дева не рождает Младенца сегодня, никто "фактически" не стоИт перед > Пилатом; и, как "факт", события эти принадлежат прошлому. Но _сегодня_ мы > творим память этих фактов, Церковь и есть, прежде всего, дар и сила этого > воспоминания, которое претворяет факты прошлого в вечно знаменательные > события. Богослужебное празднование, таким образом, вновь вводит Церковь в > событие, и это значит - не только в "идею" события, но в его радость и > печаль, в его живую, конкретную реальность. Одно - знать, что, когда > распятый Христос возгласил: "Боже мой, Боже мой, для чего (вскую) Ты Меня > оставил?" - Он проявил Свой "kenosis", свое смирение. Но совсем другое, > когда мы ежегодно, в единственную из всех Пятниц вспоминаем эти слова, и > не умствуя, с полной уверенностью знаем, что, произнесенные однажды, они > вечно остаются действенными, так что никакая победа и слава, никакой > "синтезис" никогда не изгладят их. Одно - объяснять, что воскресение > Лазаря было "уверением", т.е. удостоверением общего воскресения. Но совсем > другое - творить память день за днем, на протяжении целой недели, этого > постепенного приближения встречи жизни и смерти, становиться частью его, > видеть собственными глазами, чувствовать всем своим существом то, что > передают нам словА апостола Иоанна: "Иисус... восскорбел духом и... > прослезился" (Иоанн 11,33-35). Для нас все это случается _сегодня_. Мы не > были тогда в Вифании, у гроба, вместе с плачущими сестрами. Мы только > знаем об этом из Евангелия. Но сегодня в церковном богослужении этот > исторический факт стал _событием_ для нас, для меня, силой в моей жизни, > памятью, радостью. Богословие не может идти дальше "идеи", мысли. И, с > точки зрения "идеи", смысла, зачем нужны эти долгие пять дней, когда так > просто сказать только: "чтобы подтвердить общее воскресение"? Но в том-то > и дело, что сама по себе эта фраза ничего не подтверждает. Действительное > _подтверждение_ исходит из богослужения этих пяти дней, когда мы, как > свидетели, присутствуем при смертельной схватке жизни и смерти и начинаем > не столько понимать, сколько соучаствовать и видеть, как Христос побеждает > смерть. [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 4; Париж, 1986, стр. 117-22; www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html ] "Как новое небо и новая земля,/ которые Я сотворю,| всегда будут пред лицом Моим, - говорит Господь, -/ так будет и семя ваше и имя ваше". (Ис.66:22) |
**************************************************************************** Subject: цд (50) -27/4/02- богослужебное *сегодня* (4) + Лазарева суббота **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 14 апреля ст.ст., сб -- Воскрешение прав. Лазаря (Лазарева суббота) на литургии читается: Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45. Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе. (продолжение предыдущего отрывка) > Без преувеличения можно сказать, что вся жизнь Церкви составляет одно > непрерывное поминовение и воспоминание. <...> Прежде же всего, сама > Церковь есть _воспоминание_Христа_. <.....> Память являет нам, что "смерть > и время царят на земле". Однако именно потому, что память присуща только > человеку, христианство в нём имеет свою основу, ибо в сердцевине его - > память об одном Человеке, об одном событии, об одной ночи, в глубине и > тьме которой нам было сказано: "Сие творите в Мое воспоминание". И вот, > происходит чудо! Мы вспоминаем Его, и Он здесь, не как туманный образ > прошлого, не как грустное "никогда больше", но с такой силой присутствия, > что Церковь может вечно повторять то, что сказали ученики после Его > явления в Еммаусе: "... не горело ли в нас сердце наше?" (Лука 24,32). > > Природная память есть, прежде всего, "присутствие отсутствия", ибо, чем > более тот, кого мы вспоминаем, "присутствует", тем острее боль его > отсутствия. Но во Христе память вновь получила силу исцелять время, > разорванное грехом, смертью, ненавистью и забывчивостью. И сердцем этого > богослужебного празднования, этого богослужебного "_сегодня_" является > именно эта новая память, имеющая власть над временем, и она стоИт в центре > богослужебного празднования литургического "днесь". <....> Богослужебное > празднование, таким образом, вновь вводит Церковь в событие, и это значит > - не только в "идею" события, но в его радость и печаль, в его живую, > конкретную реальность. <.....> > > Воскрешение Лазаря, изумительное празднование этой единственной субботы, > уже вне Великого Поста. В пятницу, накануне, мы поем: "Душеполезную > совершив четыредесятницу..." ("закончив полезный для души сорокадневный > пост..."). В богослужебных терминах Лазарева Суббота и Вербное Воскресенье > суть уже "предначинание Креста". Последняя неделя Великого Поста есть, в > сущности, непрерывное предпразднество этих дней, и потому - последнее > откровение значения Великого Поста. <..> Великий Пост - это приготовление > к Пасхе; однако, на самом деле, в нашей обычной и ставшей уже привычной > жизни это приготовление остается номинальным, отвлеченным. Великий Пост и > Пасха стоЯт как бы рядом, каждый на своем месте, но без настоящего > понимания их связи между собою и зависимости друг от друга. Даже если > Великий Пост не рассматривается всего лишь как время исполнения ежегодных > обязанностей исповеди и причастия - раз в год! - его все-таки почти всегда > воспринимают как индивидуальный, на себя обращенный личный подвиг. Другими > словами, что действительно отсутствует в обычном опыте Великого Поста - > это именно физическое и духовное усилие, направленное на наше участие в > "сегодня" Христова Воскресения, направленное, иными словами, не на > отвлеченную мораль, не на стремление к личному исправлению или обузданию > страстей, и даже не на личное самосовершенствование, но на участие в > высшем и всеобъемлющем _сегодня_ Христа. Христианская духовность, не > направленная к этой цели, рискует стать псевдо-христианской, потому что в > конечном счете она обращена на себя, а не на Христа. Опасность здесь > состоит в том, что когда "храмина" сердца очищена, убрана, освобождена от > нечистого духа, жившего в ней, она остается пуста, и нечистый дух > возвращается, взяв... "с собой семь других духов, злейших себя, и вошедши > живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого" (Лука > 11,26). В этом мире все, даже "духовность", может быть от диавола. Поэтому > так важно восстановить значение и нарастание Великого Поста как подлинного > приготовления к великому _сегодня_ Пасхи. <.....> [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 4; Париж, 1986, стр. 119-24; www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html ] "Иисус Христос - тот же самый вчера, сегодня и вовеки!" (Евр.13:8) |
**************************************************************************** Subject: цд (51) -28/3/02- Хвала младенцев... **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 15 апреля ст.ст., вс -- Вход Господа в Иерусалим (вербное воскресенье) на литургии читается: Флп.4:4-9; Ин.12:1-18. *> Мф.21:15,16 "Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он *> сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! *> -- вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же *> говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных *> детей Ты устроил хвалу?" > > Странно: в день входа Господня в Иерусалим слова "Осанна Сыну Давидову!" > раздавались и на улицах города, когда "множество народа постилали свои > одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге, > народ же, предшествоавший и сопровождавший, восклицал..." и - в Храме, > когда тот же призыв раздался из уст детей. Но в церковной традиции - > прежде всего, в богослужебных гимнах - только о детях вспоминают, > вспоминают усиленно. В этой избирательности поклоняющиеся Христу смыкаются > с врагами Христа, которые тогда же, в тот самый день, упрекали Его за > крики не взрослых, а именно детей. > > Казалось бы, что взять с детей: они-то просто обезьянничали. Они вряд ли > понимали, что означает "сын Давидов" так, как понимали это взрослые. Они > просто радовались и радость свою выражали, повторяя за другими > приветствие, не подозревая, что "осанна" означает "спаси" или, по крайней > мере, не слишком понимая, от чего нужно просить спасения. Им просто > нравился Иисус. Но первосвященники и книжники болезненно восприняли именно > детские восклицания. Это не очень понятно логически, но очень понятно > психологически. Враги Иисуса точно почувствовали символическое величие Его > въезда в город и психологическую ничтожность публики, которой был явлен > этот символ. > > Иногда говорят, что "та же самая толпа, которая приветствовала Христа, > через несколько дней требовала распять Его". Это, конечно, фактически > может быть и неточно: Иерусалим город достаточно большой, чтобы можно было > собрать две огромных толпы совершенно противоположных убеждений (так оно > часто и собиралось), но психологически абсолютно верно: приветствия Иисуса > шли от такой части сердца, которая именно готова была и предать Его на > распятие. Это - жадная и корыстная часть. Накануне Иисус воскресил Лазаря. > Это чудо пробудило самую глубокую жажду человека - жажду избавления от > смерти. Но когда пять дней спустя люди кричали: "Распни Его" - они тоже > жаждали, жаждали досадить ненавистной римской власти, жаждали освобождения > Варравы, в котором были готовы видеть - обоснованно или нет, неважно - > освободителя от оккупации, а кто-то, может быть, жаждал и освобождения от > Иисуса, как жаждут иногда, чтобы совесть исчезла вместе со всеми ее > безмолвными укорами. > > И только дети говорили "Осанна", "Спаси", без всякой корысти, так же > символически, как символически Иисус въезжал в Иерусалим. Только их > возгласы были "хвалой" - а не прошением, вопреки своему буквальному > смыслу. Только они бескорыстно радовались и любили этот удивительный и > светлый лик. Нужно понять эту детскую радость и разделить ее, чтобы и для > нас, как для всей Церкви, Вход Господень в Иерусалим стал праздником. Ибо > праздник - радость, торжество, веселье. Чему мы-то радуемся в день, > который открывает Неделю Страстей? У нас, знающих, чем кончились все эти > "осанны", как язык поворачивается просить о чем-то Иисуса? Как язык > поворачивается о чем-либо молить умолять Его, предсмертно молящегося Отцу? > Нет, только став как дети, только полностью изгнав всякую корысть, только > превратив даже призыв "спаси" в хвалу, не требуя спасения себе и никому, а > лишь следуя за Спасителем в крестном Его пути и созерцая Его без > потребности выпросить что-то себе, мы окажемся способны и достойны > продержаться до Воскресения. Хотя бы раз в год - не клянча, а просто глядя > на Иисуса - рядом с Ним, бесконечно ниже Его, но все же рядом, бездумно и > отчаянно - рядом, без удивления и восторга - рядом. Рядом с Распинаемым на > Голгофе - и в Пасхе. [ Я.Кротов. www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_16.htm ] |
**************************************************************************** Subject: цд (53) -30/4/02- о последнем суде над миром **************************************************************************** !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*! * 17 апреля ст.ст., вт -- вторник Страстной седмицы; церк. чтения: Мф.21:15-23:39; Мф.24:36-26:2. > Что за сознание! Здесь стоит Человек <…>, учение Которого не принимается. > Влиятельные люди твердо решили Его убрать. Настоящие вожди не заботятся о > Нём и не будут вмешиваться. Сначала народ очень радовался Ему, а теперь > уже отступает от Него. Его друзья беспомощны; судьба Его в опасности. > Катастрофа должна наступить в кратчайшее время - а этот человек говорит: > когда-нибудь Я вернусь из вечности. УзнАю всех людей до самой их сути. > Буду судить о том, чего они стОят перед Богом и укажу им их вечную участь. > А по какому критерию Он будет судить людей? По тому, как каждый исполнил > свой долг? По тому, как он стремился, боролся, страдал, творил добро на > земле? Также и по этим критериям; но то, что выражают прежде всего слова > Христа и чем христианское понятие суда отличается от всех этических и > мифологических представлений, это другое... Или человек судится по тому, > как он кормил и одевал других людей и помогал им в одиночестве? Конечно, и > по этому так же; но Христос сперва говорил другое. Судья не скажет: "Вы > сохранены, ибо вы проявляли любовь, - вы отвергнуты, ибо вы отделились от > любви", но: "Придите, благословенные Отца Моего, ибо Я был голоден, и вы > накормили Меня; идите от Меня, проклятые, ибо Я жаждал, и вы Меня не > напоили". Итак, не просто любовь, а та любовь, которая идет ко Христу. Он > - мера. Не только мерящий, который мерит; не только судья, который судит, > а Сам масштаб, по которому, перед Богом и на вечность, люди и дела имеют > ценность или нет. Как говорит то, другое таинственное слово: "Я есмь путь, > истина и жизнь" (Ин.14.6), так это слово говорит: "Я - благо". Это > сознание недоступно разуму, и у нас остается только один выбор - видеть в > Том кто так говорит, или бедного глупца, или же Откровение, из которого > говорит Живой Бог, отметая все человеческие мысли, возвещает, кто Он есть. * * * > Одновременно эта связь показывает нам с новой стороны, как серьезно надо > относиться к искуплению. В каждодневной жизни мы общаемся, по мере > надобности, с другими людьми. За ними, говорит Иисус стоит Его образ. Что > случается с этим человеком, случается с Ним. В определенном смысле, > превосходящем всё, что мы могли бы думать о Нём, Господь стал нашим > братом. Не просто одним из нас; не просто взял на себя наши грехи, но Он > стал защитником каждого человека, и его дело взял на себя как свое. > Каждый человек, будь он самым сильным и добродетельным, в чём-то не был на > высоте, потому что грех бросил его на бесплодную почву. Христос пришел и > сделал своим дело каждого человека. Теперь он стоИт за каждым из них, и > что происходит с ними - переходит на Христа и в Нём находит свою подлинную > ценность. Доброе, совершаемое каждым человеком, совершается Им и так > получает свою вечную ценность - "награду", утверждает Священное Писание > <…>. Что случается плохого с человеком, опять же случается с Ним, и Он > будет определять вечное искупление через отпущение грехов или через > наказание, в зависимости от того, как это согласуется с Его святой > истиной. [ Р.Гвардини. "ГОСПОДЬ" (Брюссель: Жизнь с Богом, 1995) ч.5 гл.5 (стр.505-6) www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_5.html ] |
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=