Милость вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (1Кор.1:3) * 25 августа ст.ст., сб - на литургии читается: 1Кор.1:3-9#; Мф.19:3-12#. > "По жестокосердию вашему..." > Жестокосердие слово неуклюжее, так и не сумевшая обрусеть копия с греческого. Докопаться до его изначального плотяного, ощутимого смысла не так легко, мешает возникающее постоянно слово "жестокость", которое, кажется, всё и объясняет. Но на самом деле а что такое "жестокость"? Явно, что на самом деле здесь первичное не какое-то нравственное качество, а качество физическое: "жесткость". Жестокосердие это свойство сердца жестокого, жесткого, а проще говоря каменного. И здесь мы приближаемся к разгадке жестокосердия и его связи с браком или, точнее, с чем-то, что прямо противоположно браку с разводом. > Каменное сердце отличается от живого, плотяного очень просто: как нежить от жизни. <....> Неживая материя может существовать в одиночестве. Камень может миллионы лет носиться в космосе, а может миллионы лет быть Эльбрусом. И ему, камню, всё равно: есть ли рядом другие камни, другие горные вершины. Именно поэтому он не жив, а мертв. Живое воображение может увидеть в Казбеке нечто живое: то есть, хотя бы обращающее внимание на то, что копошится рядом. Но в самой неживой природе нет такого интереса, внимания, просто ощущения соседнего существования. Где есть потребность в другом там начинается живая природа. Это тонкая, почти неуловимая, но очень ясная граница. Живой организм не может существовать в одиночестве он погибнет вне сообщества подобных ему живых организмов. > Человек рождается существом, абсолютно нуждающимся и стремящимся к себе подобным. Младенец и дня не проживет без опеки. Ребенок, играя, то и дело подбегает к матери, прислонится к ней и бежит дальше, в свое самостоятельное бытие. Но идут годы, и мы стареем и главный показатель старости не количество болезни и седины, а способность быть одиноким. Самые старые люди кто не просто выносит одиночество, а стремится к нему. И, наконец, приходит смерть. Но в чём она заключается? Ведь какие-то процессы еще совершаются в организме, и не один год истлевает тело, а факт смерти несомненен и символизируется он не отключением чувств, не прекращением деятельности интеллекта, мозга, а остановкой сердца. Смерть есть состояние, когда человек, словно камень, может существовать без других. В нашей скорби по умершему всегда есть на самом донышке привкус горечи: как мог он умереть, как мог он оставить нас. И, наоборот, святые потому занимают особое место среди умерших собственно, они уже не есть умершие что они интересуются нами, нуждаются в нас и мы нуждаемся в них, святые сохраняют живое сердце, сохраняя любовь. > Только не надо выспренних метафор. Одиночество есть одиночество это ужасная, гробовая штука. Пребывание лицом к лицу с Богом, например, не есть одиночество. Одиночество есть бегство от людей и оставленность Богом. Страшная и жестокая вещь. Правда, и одиночество, богооставленность может быть полезно в определенных душевных положениях но как может быть полезен при определенных болезнях змеиный яд. > Жизнь с себе подобными, однако, есть лишь низший уровень для живого организма. Так живут амебы, все подобные друг другу до неотличимости друг от друга. И общежитие человека с себе подобными это еще не человеческая жизнь, а просто многократное повторение самого себя. Человек тем живее, чем с более отличными от себя существоми он уживается. Легче всего жить с собственным отражением в зеркале. Труднее всего жить с женщиной: вот кто непохож на нас абсолютно и совершенно. Именно это имел в виду Бог, говоря: "Нехорошо человеку быть одному". Хорошо быть с тем, кто совершенно на тебя непохож, и в этом смысле, женщина поразительная, остроумная, превосходная придумка Творца. > "Сначала не было так", говорит Иисус о разводе. Разумеется, в истории человечества, даже в истории какого-нибудь полуобезьяньего еще стада, не было такого времени, когда бы не было развода. Это "сначала" могло быть сказано только Богом оно возвращает нас к "в начале" книги Бытия. В раю не было разводов! На падшей земле наши взаимные претензии в браке сводятся к одному: "Ты не такой (не такая), как я". В раю абсолютная несхожесть мужчины и женщины была не источником склок и раздоров а, наоборот, интересной и любовной жизни. Так в лампочке разность тока дает свет если есть соединение. Если его нет та же разность тока причиняет смерть. И разводящиеся недаром приравниваются к убийцам они и себе, и другому придают статус неживой материи. > Только одно есть более непохожее на меня мужчину или женщину чем существо противоположного пола. Но это "есть" не в этом мире. Бог вот Кто абсолютно иной, абсолютно непохож. И именно поэтому Он источник жизни. Поэтому Церковь так часто сравнивают с Невестой, а Христа с Женихом. Они совершенно разные, абсолютно непохожие, и тем не менее их общение самая совершенная любовь в мире. И это самая живая жизнь, потому что нет худшего одиночества, чем жизнь без Бога. И в счастливом браке может быть одиночество ибо, как сказано в еврейском оригинале Бытия, <"сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил Он их"> то есть, супруги действительно есть единство до такой степени, что в изоляции они позна`ют вкус одиночества. В конце концов, грехопадение и было жаждой одиночества и началом жестокосердия по отношению к Богу. Каменным сердце стало одновременно у Адама и Евы каменным по отношению к Богу. Жестокосердие по отношению к ближним, по отношению к своей половине лишь продолжение и итог жестокосердия по отношению к Богу. И любовное единство, единство, уничтожающее одиночество, восстанавливается с любви к Богу, через возвращение к Тому, Кто Иной во всём, кроме потребности общения.
*** См. также о разводе:
************************************************************************ "А разве вы не читали, что Творец в самом начале «создал мужчину и женщину»? «Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене, и станут двое одной плотью». Итак, их уже не два человека, а одно существо. То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает". ... "Моисей позволил вам разводиться с женами из-за вашей тупости и упрямства. А вначале было не так. Я говорю вам: тот, кто разведется с женой по любой причине, кроме ее измены, и женится на другой, согрешит, нарушив верность". Говорят Ему ученики: "Если мужчина должен так относиться к женитьбе, тогда лучше не жениться!" Он ответил: "Не все могут принять то, что Я сказал, а только те, кому это дано. Есть разные причины, по которым люди не могут жениться: одни такими родились, других, как, например, евнухов, такими сделали люди, а есть и такие, которые не женятся ради Царства Небес. Тот, кто может принять, пусть примет!"* (Мф.19:4-6,8-12)
|