* 5 марта
ст.ст., вт - церковные
чтения: Ис.5:7-16#;
Быт.4:8-15#;
Притч.5:1-15#. > Библия, когда описывает грехопадение человека, описывает, в сущности, возникновение смертной казни. Потому что человек, созданный для вечной жизни, созданный для бессмертия, нарушил волю Божью, в чём бы эта воля Божья ни заключалась. Конечно, образ древа - это всего лишь символ, он выражает то, что хорошо знает каждый человек: Бог вдоль - я поперек, Бог поперек - я вдоль. И вот когда человек проходит через этот раздрай, он вступает в смерть как наказание. Наказание, напомню, первоначальный смысл этого слова - это поучение. Смерть, в данном случае, это урок, смертное наказание - как урок смерти. И по сей день многие люди убеждены, что этот урок может давать не только Бог. Но христиане делают примечание - этот урок окончен с Христом. То наказание, которое несло всё человечество, потомки Адама и Евы, оно убрано во Христе, оно Им искуплено. В этом своеобразие христианства. Но это своеобразие совершенно непонятно, если мы не знаем об истоках. Когда люди за много тысяч веков до Христа уже считали, что смерть человека восстанавливает нарушенное в мире равновесие, это отражение не христианской и не библейской веры, а продолжение веры в то, что мир сотворен двумя, как минимум, богами - добрым и злым. Свет и тьма постоянно уравновешивают друг друга, и для того, чтобы мир существовал, нарушенное равновесие следует поддерживать, смерть нарушает, смерть и восстанавливает равновесие. Когда мы продолжаем читать Библию, мы встречаем, как ни странно, прежде всего - рассказ о том, как воля Божья ограничивает смертную казнь самым радикальным образом. Это рассказ о первом убийстве в истории человечества - рассказ о Каине. Как ни странно, и об этом многие забывают сегодня, Каин наказан не смертной казнью, прямо наоборот - он обречен оставаться живым. <...> > <...> > Своеобразие рассказа о Каине, вообще рассказа христианства о грехопадении - особенно проявляется, когда мы сопоставляем его с древними восточными мифами, с религиозными верованиями тех народов, которые окружали Израиль. Например, вавилонский рассказ о творении Энума-Элиш лишь описывает восстание богов. И вот бог Мардук убивает свою мать Тиамат. Ее труп простирают для того, чтобы создать космос. Источником творения оказывается насилие, только насилие, только агрессия может поддерживать творение. И аналогия этому вавилонскому мифу существует в большинстве древних родовых, языческих, как говорит христианская культура, традициях. И когда христиане защищали смертную казнь, они постоянно возвращались к древнему языческому представлению о равновесии в мире, которое должно быть восстановлено через насилие. В том числе - рассказ о Каине и Авеле часто трактовался именно так: Бог оберегает Каина от человеческого наказания, чтобы самому его наказать. Значит, наказание - это воля Божья, следовательно, люди должны наказывать убийц. Такой причудливый ход мысли. На самом деле, мысль здесь вторична по отношению к чувству. Владимир Соловьев, великий русский православный мыслитель, иронически писал о такой психологии защитников смертной казни, которые, попади к ним в руки Авель, преспокойно бы его вздернули на виселицу.
> Так писал Владимир Соловьев в конце 19-го века. Через полвека Николай Бердяев, его преемник в русской православной философской традиции, поставил вопрос ребром: "История нравственности, - писал Бердяев в книге "О назначении человека", - начинается с вопроса Каину: "Каин, где брат твой Авель?". Но заканчивается история нравственности в христианстве вопросом к Авелю: "Авель, где брат твой Каин?"@. Конечно, чтобы так сформулировать, надо веровать в воскресение мертвых, надо верить в то, что Авель был выведен из места небытия, из мрачного Шеола Христом, когда он был во гробе. Так веровал Николай Бердяев. Поэтому уже человек заботится о том, что будет с убийцей. Его нравственное сознание необыкновенно обостряется.
&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&& && См. тж.: && && & * Вып. рассылки №21 **любовь есть Бог?** && & && (вт второй седмицы Вел. поста в прошлом году) && &&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&& *Спросил Господь Каина: "Где твой брат Авель?"
Он ответил: "Не знаю. Разве я сторож моему брату?". Господь сказал: "Что ты наделал? Кровь твоего брата на земле: она взывает ко Мне. Ты проклят: земля, которую ты напоил кровью брата, отвергнет тебя. Сколько бы ты ни возделывал землю, она уже не будет тебя кормить. Отныне ты изгнанник и скиталец". Каин сказал: "Эта кара тяжела, мне не вынести. Ты меня гонишь с земли, / я скроюсь от Тебя. Изгнанник я и скиталец - / любой меня может убить". Но Господь сказал : "Кто убьет Каина, тому будет отмщено семикратно". И Господь отметил Каина особым знаком, чтобы встречные не смели его убить.* (Быт.4:9-15) Этот день в российском правосл. церковном календаре: |
|
![]() |