* 6 марта
ст.ст., ср - церковные
чтения: Ис.5:16-25#;
Быт.4:16-26#;
Притч.5:15-6:3#. > Когда мы думаем о грехе, мы большей частью думаем о злых поступках, о пустых, гнилых словах, о помыслах, которые недостойны не только Бога, но даже нас самих, о чувствах, о которых мы сами знаем, что они пошлы, низки, недостойны нас. Но грех охватывает гораздо большие области нашей жизни, нашего существования, нашего бытия. Грех - это нарушение законов жизни; а закон жизни заключается не в том, чтобы уметь прожить светской жизнью успешно или хотя бы безопасно протянуть бытие свое в течение тех лет, которые нам дает Господь. Жить значит постепенно - открытостью души, верностью законам жизни - приобщиться к жизни Самого Бога. Потому что другой жизни в полном, настоящем смысле слова нет: есть существование, есть бывание, но жизнь - только Божия. И лишь поскольку мы приобщены этой жизни Божией, мы можем говорить о том, что мы живы. Все другие формы жизни кончаются со смертью: телесной, умственной... > Жизнь чувств и воли - всё придет к концу, когда пожнет нас смерть. И только вечная жизнь, которой нам дано приобщиться уже на земле, как волна, вынесет нас навсегда в полноту жизни. Этим объясняется то, что апостол мог сказать: кто нарушил одну заповедь - нарушил весь закон (Иак.2:10). Не в том смысле, что мы будем отвечать за нарушение каждой заповеди, а потому что не всё ли равно, где мы перешли через рубеж, где мы перешли с одного берега на другой: мы или на одном берегу, или на другом; мы или в стране рабства, или в стране борьбы и устремленности к полноте жизни, к земле обетованной. > Вот почему святые не считали, что есть грехи мелкие и грехи значительные; почему о том, что кажется нам ничтожным нарушением закона любви, они плакали, будто совершили убийство: они знали, что, нарушив закон жизни, они перешли на другой берег, они уже во стране и сени смерти и им надо покаянным трудом и верностью не только чувств и мыслей, но верностью всей своей воли и подвигом - и душевным, и телесным - вернуться в область жизни. Уйдя от света, надо вернуться к свету. И вновь скажу: не всё ли равно, где мы перешли этот рубеж, - мы или на одном берегу, или на другом. > Этим объясняется то, что и апостол Павел, и святой Симеон Новый Богослов говорят: пока мы во Христе - мы вне греха; как только мы выпадаем из этого единства со Христом, мы в области греха. Бывают в жизни каждого из нас моменты, когда мы, погруженные в молитву, глубоко ли задумавшись, или просто по какому-то чуду Божией близости, вдруг чувствуем, что всё злое, всё мертвящее, всё нечистое и оскверняющее, всё темное, всё пошлое отошло от нас так далеко, что даже кажется непонятным, как мы могли этим жить. Охватывает нас чувство, что всё это нам чуждо до конца, и единственное, что имеет смысл, что является содержанием нашей души, нашего сердца, мысли, что охватывает самое тело наше - это жизнь, это Бог. В такие минуты мы действительно вне области греха. Но остаться вне этой области мы можем отчасти силой благодати Божией и отчасти беспощадной верностью тому, что мы пережили, тому, что, как мы вдруг осознали, является действительно содержанием нашей собственной души и нашей собственной жизни. И поэтому грех - не просто нарушение Божией воли, нам как бы навязанной, будто Божия воля - указание нам извне о том, как жить, чтобы Ему угодить. Грех - это нарушение самого опыта жизни, который в нас есть, это преступление против нас самих, это самоубийство. И самоубийство в очень страшном, очень сильном смысле этого слова, потому что это убийство в нас самих вечной жизни; это извержение из нас Божией жизни; это отречение от жизни Божией ради того, чтобы жить поверхностно, бесчувственно, легко, как нам кажется. > И опять-таки это объясняет слова Апостола: грех - это вражда против Бога <(Рим.8:7)>, это извержение Бога из нашей жизни; не только совершаемый грех, но греховное состояние, при котором мы не хотим вторжения Божия в нашу жизнь, не хотим, чтобы Он ворвался в эту жизнь и ее изменил. Грех в этом смысле - да, вражда; без слов, даже почти без действий. Он только в том, что мы отворачиваемся от Бога и говорим: мне не нужно этого! Мне довольно того, что дает земля: здоровье, успех, дружба, любовь, пища, красота, - мне всего этого довольно, мне не нужно чего-то большего, я до конца удовлетворен... Так можно, как нам кажется, жить; на самом деле - прозябать, существовать, влачить свое существование. Потому что в нас всё равно остается искра жизни, которую в нас вложил Господь. Мы думаем, что живем земным, тогда как на самом деле мы живем еще не исчерпанной Божией жизнью в нас, дыханием жизни, которую Он вдохнул в нас, силой и порывами жизни, которые Он нам даровал.
&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&& && См. тж.: && && & * Грех в тематич. ук-ле сайта: && & && & с. Христ.Просвещ./temy/g.htm#greh & & & & &&&& &&&&& &&&&&& &&&&&&& &&&&&&&& &&&&&&&&& &&&&&&&&&& &&&&&&&&&& & && & * Вып. рассылки №22 && & && & *Христианин призван следовать истине, куда бы она ни вела* & & & && (среда второй седмицы Вел. поста в прошлом году) & && &&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&& *Г`оре тем, кто зло называет добром, / и добро - злом,
тьму считает светом, / и свет - тьмою, горькое считает сладким, / и сладкое - горьким! Г`оре тем, кто мудр в своих глазах, / кто разумен пред самим собою! Г`оре тем, кто храбр пить вино / и силен приготовлять крепкий напиток, кто за подарки оправдывает виновного, / а правых лишают законного! За то, как огонь съедает солому, / как пламя истребляет сено, так истлеет корень их, / цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа, / презрели слово Святого Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его, / и прострет Он руку Свою на него и поразит его, / так что содрогнутся г`оры, и трупы их будут / как помет на улицах.* (Ис.5:20-25) * * * *Нечестивый попадет в сети зла своего, / запутается в собственных грехах. Погубит его недостаток воспитания, / избыток глупости с пути собьет.* (Пр.5:22-23) * * * "Все мы много грешим. Кто не грешит словами, тот уже человек зрелый, способный держать в узде всё тело". (Иа.3:2) Этот день в российском правосл. церковном календаре: |