* 14 марта
ст.ст., чт - > <...> Теперь нам придется точнее и глубже сопоставить то, что люди зовут любовью, с Любовью-Богом. Конечно, уточнения наши останутся моделями, символами, неполными и даже условными. Ничтожнейшие из нас в состоянии благодати что-то знают (savent) о той Любви, которая есть Бог; но ни один мудрец и ни один святой не знают Ее (ne connaissent pas) иначе как в подобиях. Мы не видим света, хотя лишь благодаря свету мы вообще видим. Эти оговорки я делаю потому, что сейчас мне придется долго и дотошно объяснять, и вы можете подумать, что я что-то доподлинно знаю. Но я еще с ума не сошел. Всё дальнейшее - мои мнения, если хотите - "частный миф". Если что-то будет вам полезно - пользуйтесь, если нет - больше не думайте об этом. > Бог есть любовь. "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас" (1Ин.4:10). Начнем не с нашей любви к Богу, а с Его любви к нам. Любовь эта - дар. Богу ничего не нужно. Он дает от полноты. Учение о том, что Бог "не был обязан" творить мир - не сухая схоластика; оно очень важно. Иначе нам придется мыслить Бога вроде какого-нибудь заведующего, директора, управителя. Надо помнить, что там, у себя, "в стране Троицы", Господь владеет несравненно б`ольшим Царством. Надо видеть то, что видела Иулиания Норичская: беседуя с ней, Господь держал в руке что-то маленькое, с орех, и это было "всё тварное". Богу ничего не нужно; Он породил ненужные существа, чтобы любить их и совершенствовать. Он творит мир, предчувствуя (или чувствуя? для Него нет времен), как роятся мухи у креста, как больно касаться дерева израненной спиной, как перехватывает дыхание, когда обвиснет тело, как нестерпимо болят р`уки, когда приходится вздохнуть. Простите мне такой образ, Господь - "хозяин", породивший своих паразитов. Вот она, любовь. Вот Он, Бог, Творец всякой любви. > В нас, в самую нашу природу, Он вложил и любовь-дар, и любовь-нужду. Первая из них во всех своих видах - естественный образ Его любви. Она похожа на Бога, но не всех и не всегда приближает к Нему. Заботливая мать, рачительный начальник, добрый учитель могут непрестанно давать, увеличивая это сходство и ничуть не приближаясь к Богу. Все естественные виды любви-нужды на Бога непохожи. Они противоположны Богу-любви не как добро - злу, а как формочка - крему. > Но кроме естественной любви Господь дарует нам и любовь благодатную. > Прежде всего Он делает нас соучастниками Своей Любви. Это совсем не то, что естественная любовь-дар. Люди, любящие естественной любовью, хотят другому не просто добра, а своего добра, на свой лад и вкус. Божья любовь-дар, действуя в человеке, ничего не навязывает, она совершенно бескорыстна. Кроме того, естественная любовь обращена к тем, кто нам нравится, кто согласен с нами, способен на благодарность, - словом, кажется нам достойным любви. Божья любовь, действуя на нас, дает нам силу любить невыносимых - врагов, преступников, идиотов, людей, утомляющих нас, презирающих, смеющихся над нами. Пойдем дальше; Господь дает нам ощутить любовь-дар к Нему самому. Конечно, мы не можем ничего дать Богу; но мы ведь способны отвратить от Бога волю и сердце, значит, способны и обратить их к Нему. То, что не существовало бы без Него (как нет песни без певца), Он отдал в наше распоряжение, чтобы мы могли свободно вернуть это Ему. И еще. Евангелие учит, что мы даем Богу, давая человеку. Любой, кого мы накормим и оденем, - Христос. Это тоже любовь-дар к Богу, хотя испытывающий ее иногда о том и не ведает. Да, Сама Любовь может действовать в тех, кто ничего о Ней не знает. `Овцы из притчи понятия не имеют о том, Кто скрыт в больном, или в узнике, и в них самих {см. Мф.25:33-40}. (Мне кажется, что притча эта - о суде над язычниками. "И соберутся пред Ним все народы" {см. Мф.25:32}, то есть "яз`ыки", "г`ойим".)
*Прока нет в неправедном богатстве, / а праведность
спасает от смерти.
Не оставит Господь праведника голодным, / но отвергнет алчущего нечестивца. От ленивых рук - разорение, / а от прилежных - богатство. Кто потрудится летом - молодец, / кто жатву проспит - тому позор. ... В сердце мудреца хранятся заповеди, / а уста глупца доведут до беды. Кто идет прямой дорогой, тот спокоен, / а кто петляет, тот и попадется. ... Уста праведника - живительный родник, / а на устах нечестивых - насилие. Ненависть раздоры раздувает, / а любовь загладит все грехи. На устах разумных обретается мудрость, / а для спины несмышленых найдется розга. Мудрецы берегут познание, / а речи глупца ведут к разорению. ... Следовать наставлениям - вот путь к жизни, / а если презираешь упреки - заблудишься. Лживые уста та`ят вражду, / разносчик сплетен -глуп. При многословии не миновать греха, / а кто скуп на слова, тот разумен. Язык праведника - что отборное серебро, / а много ль ст`оит сердце нечестивца. Слова праведного оберегают многих, / а глупцов губит собственная дурость.* (Пр.10:2-5,8-9,11-14,17-21) Этот день в российском правосл. церковном календаре: |