ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 19 апреля ст.ст., Суббота Светлой
седмицы; > Когда мы говорим о воскресении Спасителя, о Пасхе Христовой, > мы часто мысленно обращаемся к Гробу Господню. <....> > Как в проповедях, так и в богослужебной литературе часто говорится > о пустом гробе, который свидетельствует о Его воскресении. > Для многих пустой гроб - это доказательство того, что Христос > воскрес из мёртвых. > Однако, внимательно вчитавшись в Евангелие, мы увидим, что пустой > гроб ничему не учит учеников и учениц Христовых. Наоборот, Мария, > придя к гробнице рано утром в самый день воскресения и увидев, > что она пуста, испугалась, пришла в отчаяние и заплакала. И после > этого она трижды на одной маленькой страничке Евангелия повторяет > одно и то же, только разными словами: «Унесли Господа моего, > и не знаю, где положили Его» (см. Ин.20:2,13,15). > Пустой гроб приводит её в состояние уныния, отчаяния, тоски и полной > безнадёжности, а вовсе не вселяет в неё радость воскресения. > Он умер, оставалось Его тело... А теперь даже тело отнято - > так рассуждает Мария. Она говорит воскресшему Иисусу, Которого > не узнаёт: «Господин! если Ты вынес Его, скажи мне, где Ты положил > Его, и я возьму Его» (Ин.20:15). > В апостольских Посланиях и творениях древнейших отцов Церкви, живших > в первые три века христианства, нигде ни слова не говорится о Гробе > Господа нашего Иисуса Христа: в течение первых веков истории Церкви > Гроб Господень не привлекал к себе никакого внимания. Он был открыт > царицей Еленой в тот момент, когда христианство стало > государственной религией Византийской империи, и только с тех пор > стал главной христианской святыней. > В первые времена этого не было. Зачем гроб, если Он среди нас?! > Первые христиане жили, настолько остро чувствуя присутствие > Воскресшего Христа, что о гробе они просто не думали. В самом деле, > если человек считался умершим и был похоронен, а затем оказался > живым, зачем ходить на его могилу? Неужели его родным она будет хоть > чем-нибудь интересна? К живым на могилу не ходят - ходят к усопшим. > Архимандрит Зинон в своей книге «Записки иконописца» говорит, > что в первые века христиане вообще не знали поклонения Гробу > Господню. Но когда христианство пришло к грекам и римлянам, > отношение к этому изменилось: он действительно понадобился, потому > что культ конкретного места был привычен для античной культуры. > Греку было недостаточно знать, что Артемида превратила Актеона > в оленя, - ему надо было посмотреть на ту скалу, под которой спал > Актеон в тот самый момент. Греку мало было знать, что Эдип убил > своего отца, - ему необходимо было посетить тот самый перекрёсток > дорог, где это произошло. Один древнегреческий учёный и писатель > говорит, что некоторые люди сомневаются, будто Геракл убил > эриманфского вепря; но, восклицает он, ведь каждый может поехать > в такой-то храм и увидеть там череп этого вепря! Конкретный > предмет - для грека уже доказательство! > Каждое событие религиозной истории греки привязывали к какому-то > определённому месту или фетишу. Они всерьёз показывали тот камень, > который некогда проглотил Кронос, отец Зевса. И действительно, > без этого камня не было бы ни греческой, ни римской религии. > Эту особенность своей натуры греки и римляне, в большинстве своём > ставшие христианами, привнесли и в нашу веру. Отсюда пошло > обыкновение совершать паломничества в святые места и появилась > потребность в каких-то конкретных, материальных доказательствах > того, о чём говорится в Евангелии. > Мария смотрит на пустую гробницу и плачет всё горше и горше, > и ей всё хуже и хуже, и она повторяет одну и ту же фразу: «Унесли > Господа моего, и я не знаю, где положили Его». И вдруг что-то > меняется. Меняется в тот момент, когда Сам Иисус, > ещё ею не узнанный, обращается к ней по имени. Она слышит Его голос. > Она понимает, что это Он зовёт её: «Мариам!» Всё! Она поняла, > что Он воскрес. Из своего собственного опыта! > Какое событие в своей личной жизни считал самым главным апостол > Павел? Встречу на пути в Дамаск. Об этом событии такая сравнительно > небольшая книга, как Деяния, рассказывает три раза. После встречи > с Иисусом Павел стал христианином. Произошёл поворот, который сделал > его другим человеком. Не какие-то доказательства и аргументы, нет, - > только личный мистический опыт превратил Павла из гонителя и врага > христиан в апостола <язычников>. > Личная встреча - вот что такое христианство. Очень многому из того, > что сказал или сделал Иисус, мы можем найти подтверждение, используя > комплексные исторические методы. Но доказать, что Он воскрес, > не можем. Это - акт веры. В воскресение можно только поверить, весть > о нём входит в нас лишь через глубины нашего «я». > В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Напоминаю вам, > братия, Евангелие, которое я благовествовал вам (...). > Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, > что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, > и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом > Двенадцати. Потом явился более нежели пятистам братии в одно > время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые > и почили. Потом явился Иакову, также всем Апостолам. А после всех > явился и мне, как некоему извергу» (1Кор.15:1,3-8. Выделено мной. > - Г.Ч.). > Ключевое слово этого текста - «явился». По законам греческого языка > повторять в этой фразе слово «явился» четыре раза нет никакой > необходимости. Павел делает это сознательно, указывая на главное. > Вера зиждется на опыте. Именно поэтому последние главы Евангелия > рассказывают нам о явлениях Воскресшего ученикам. > Воскресение - нечто настолько новое и не укладывающееся в привычные > для человеческого мышления формы, что принять весть > о нём невозможно, если она исходит не от Самого Иисуса. От кого-то > другого она не воспринимается. <.....>
*Жёны, пришедшие с Марией до рассвета
и нашедшие камень отваленным от гроба, услышали от Ангела: "Во свете вечном Пребывающего что вы ищете среди мертвых как человека? Посмотрите на погребальные пелены, бегите и миру возвестите, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он - Сын Бога, спасающего род человеческий!"* (Ипакои) Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/3.htm http://www.DAYS.ru/Days/aprel'20.htm |