ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 21 апреля ст.ст., воскресенье
(Неделя) апостола Фомы; > Воскресенье <после Пасхи> называется по православной традиции > несколько странно: “Антипасха”. Антисемиты - против евреев, > антиматерия - против нашего мира, но антипасха не против веры > в Воскресение Христово. Просто древние смотрели на время как > на что-то очень материальное, и два воскресенья казались им > расположенными друг напротив друга. В это воскресенье читают > в храмах рассказ об апостоле Фоме (почему оно еще называется “Фомино > воскресенье”). Его называют “Неверным”, и здесь опять наш язык > играет с нами дурную шутку. Теперь слово “неверный” означает > “предавший”, но тысячу лет назад, когда устанавливалась церковная > терминология в нашем языке, оно означало всего лишь “недоверчивый”. > Фома не доверился друзьям-апостолам, когда те ему рассказали > о воскресении Спасителя, он сказал: “Если не увижу на руказ Его ран > от гвоздей, ... не поверю” (Ио.20,25). Евангелист подчеркивает, > что Фома не увидел Христа, потому что не был вместе с другими > апостолами, не оказался, как говорят американцы, “в нужном месте > с нужными людьми в нужное время”. Это косвенный ответ тем, > кто отвергает необходимость куда-то (в храм) ходить, быть с другими > людьми, чтобы найти Бога, ограничивает духовные поиски внутренними > переживаниями и размышлениями. Царство Божие внутри нас, как сказал > Христос, но и воздух внутри нас, однако, если мы закроем рот > и не будем дышать, мы всё-таки задохнёмся. Так что рыба - символ > не только Христа, но и христиан, ибо у рыбы рот обычно открыт. > Это, конечно, не означает, что христианин должен постоянно болтать: > наш рот открыт от удивления и для удивления. > Бог таков, что Его нельзя найти, отвергая людей. Фома не по глупости > или наглости отказался поверить друзьям-апостолам, но по любви > к Христу, от желания увидеть Его своими глазами, и Господь не осудил > его за любовь, пришел специально к нему, и всё же сказал: “Блаженны > невидевшие и уверовавшие” (Ио.20,29), блаженны не потому, > что не видели, а потому, что вера заменяет в`идение и становится > в`идением. Какое же счастье — веровать, и как трудно понять, какое > это счастье, и тем, кто уже привык к вере, и тем, кто ещё > не уверовал!* * * > <...> За богослужением в этот день читаются рассказ о том, > как апостолы, проповедовавшие о Воскресении Христовом, были брошены > в тюрьму, но освобождены, причем освобождены чудом: "Ангел Господень > ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став > в храме, говорите народу все сии слова жизни" (Деян.5,19-20). > И опять же, словно Фоме Неверному, хочется сказать: ну зачем такие > сложности, неужели не проще самому Ангелу встать в храме и говорить > все сии слова? как ангела увидят, так все поверят, а так вон сколько > не видевших и, соответственно, не уверовавших. Только очень мало > проку и много соблазнов таится в такой вере, которая не может > без чуда. Примечательно, что Господь, сказав: "Блаженны невидевшие > и уверовавшие" (Ио.20,29) <...>, не сказал, что не видевшие > и не уверовавшие — прокляты. Уверовать — это значит к чему-то > придти, а вот "не веровать" — это не какое-то дело, это просто отдых > от дела, и у каждого неверующего всегда есть время вскочить > на подножку поезда, хотя бы в мгновение смерти.
*Хотя и сошел Ты во гроб, Бессмертный,
но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: "Радуйтесь!" и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.* (Пасх. кондак) Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/4.htm http://www.DAYS.ru/Days/aprel'21.htm |