Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 5 июня ст.ст., ср - > Двумя фразами нарисовал Иисус самый простой из всех денежных > конфликтов. Должник, которому нечем отдать деньги. Кредитор, тянущий > его к судье. Судья, готовый посадить бедолагу в долговую яму до тех > пор, пока родственники и друзья не расщедрятся и не выручат его > из беды своими деньгами. Два исторических штриха делают эту картину > особенно красочной именно в эпоху Иисуса. Долговая яма была > действительно ямой, вонючей и сырой - и кредитор мог утешаться хотя > бы тем, что должник его страдает. Но кредитор - жестокий или мягкий, > всё равно - обязан был сам кормить должника, пока тот сидел в яме. > Отпадало множество мелких исков: какой смысл тратить на прокорм два > кодранта, чтобы взыскать один? Так что притча Иисуса - о крупном > денежном иске. Один кодрант упомянут здесь <...> не как символ > ничтожности. Прямо наоборот: дебитор должен столь много, что всего > имущества его не хватит, чтобы возместить долг. После отдачи > последней полушки долг всё еще будет не покрыт. > Притча объясняет предшествующую фразу Иисуса: "Если ты принесешь дар > твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь > против тебя ... пойди, прежде примирись с братом". Не смей давать > что-либо Богу, если ты должен что-то человеку! Бог хочет твоего, > а чужого - а если ты в долгу как в шелку, то и барашка жертвенного, > и даже свечечку ты покупаешь на чужие деньги - на деньги, которые > следует отдать кредитору, а не Богу. Иначе можно любую кражу > оправдать, отстегнув от нее часть на нужды Церкви. > Абстрактное "примирись" Господь переводит на язык денежных расчетов. > Если "долг" - это деньги, христиане должны разрушить всю финансовую > систему современной цивилизации, стоящую на бесконечно запутанной > системе взаимных долгов - кредитов, закрыть все храмы, ибо каждый > из сто`ящих в современном храме кому-нибудь да должен. Если "долг" - > это чувства, христиане должны. Но если мы поймем "долг" > как нравственную обязанность, как долг любовью (а речь идет об этом, > только Господь не любит высоких слов) - тем более храмы опустеют. > Проще разрушить все банки мира, чем отдать другому человеку > ту любовь, которой он заслуживает, которой любит его Бог и которая > вложена Богом в нас. > И притча о долгах, и заповедь о примирении, - лишь пояснения Иисуса > к заповеди "Не убий". Он формулирует ее иначе: "Всякий, гневающийся > на брата своего напрасно, подлежит суду". Убийство - лишь итог > гнева. А гнев - всякий гнев! - напрасен <...>. "Напрасен" здесь > означает "без причины". Мы не должны сердиться на ближнего, потому > что сердиться можно на того, кто не отдает нам долга. Но не ближние > в долгу у нас, а мы - кругом в долгу перед всеми людьми. Господь > переводит нас с размышления о своем праве гневаться на размышления > об обязанности ближних предъявлять претензии к нам. > Выплатить долг окружающим мы не сможем никогда. Все те, кто > надоедает нам, кто пилит нас, кто глупо и смешно досаждает нам, - > хотят одного: любви, хотят обоснованно, только не умеют сказать > о том, какой именно долг пришли они взыскать с нас. А у нас > в сердце, в лучшем случае, равнодушие с усталостью. В сердце - этом > кошельке души - пусто. Как тут расплатиться? > Выходов два. Один подсказан в Нагорной проповеди и годен для всех: > помириться. Но всякий знает, что такой совет обычно неисполним. > Мы показываем другому нашу нищету - но в ответ получим не прощение, > а лишь нарастание злобы. К тому же, мириться мы не совершенно > не умеем - и слов-то таких не знаем, и жестов, и взглядов, которые > бы заставили человека забыть о своих к нам претензиях. Вся история > человечества - от высокой политики до бытовых неурядиц - есть > история бесконечных попыток помириться, завершающихся столь же > бесконечными неудачами. Я и ближний - это всегда история безнадежной > любви, вырождающейся в ненависть. > Второй выход - для христиан. Дойти до Судьи и предложить Ему > из Судьи стать третьим участником наших запутанных любовных > отношений, заплатить за нас. Сама суть христианства в том, что наши > долги платит Судья - Тот, Кто должен был бы посадить нас в долговую > яму. "Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим", - > ведь лишь долгое повторение мешает нам почувствовать странность этих > слов. По человеческой, чисто коммерческой логике надо было бы > говорить: "Пусть люди простят нам наши долги, как и мы прощаем им". > Или, точнее: "Научи нас прощать ближних, научи ближних прощать нам". > А вместо этого Бог принимает все долги на Себя - и под их тяжестью, > по неисправимой нищете нашей, гибнет на Кресте - и по неистощимому > богатству Своему воскресает, чтобы бесконечно возмещать Собой > недостаток у нас любви. > В христианский храм могут смело идти должники, потому что люди в них > жертв не приносят, в них одна Жертва - Христос, Сам принесший Себя > Богу Отцу - за наш грех, отдавший Себя в уплату всем людям - > за долги всех людей. Господь ссужает нас способностью любить, > прощает нам издевательство над этой способностью и уплачивает вместо > нас наши долги любви.
*
"Спаситель велел нам стать детьми,
и радость наша в том, что мы получаем дары, подарки, сюрпризы." (Г.Гейл) Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jun/18.htm |
|
![]() |