Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 17 июля ст.ст., ср *> (1) В то время приходят к Иисусу из Иерусалима фарисеи и учителя *> Закона. *> (2) - Почему Твои ученики нарушают предания отцов? Не омывают рук *> перед едой... – спрашивают они. *> (3) - А вы почему нарушаете заповедь Бога ради своего предания? - *> возразил Он. (4) - Бог сказал: «Почитай отца и мать» и *> «Оскорбивший отца или мать карается смертью». (5) А вы говорите: *> «Если кто скажет отцу или матери: "Что ты мог бы иметь от меня – *> то мой дар Богу", (6) ему уже не нужно почитать отца». Этим вы *> отменяете слово Бога ради вашего предания. (7) Лицемеры! Хорошо *> сказал о вас пророк Исайя: *> (8) «Этот народ чтит Меня устами, *> но сердце его далеко от Меня. *> (9) Тщетно их поклонение: *> они учат человеческим заповедям, как Моим». *> (10) Подозвав к себе народ, Иисус сказал: *> - Послушайте и постарайтесь понять. (11) Человека делает нечистым *> не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст. > Ст.1-2 – К Иисусу приходят столичные ревнители благочестия. > То, что ученики что-то нарушают, бросает тень и на самого Учителя, > так как ученики обязаны во всём подражать Ему. Фарисеи высказывают > Иисусу претензии относительно поведения Его учеников, которые > нарушили не Закон, а =предания отцов=. Как мы знаем, для фарисеев > и Писание, и предание были в равной степени священными > и обязательными. =Не омывают рук перед едой= – речь идет > не о соблюдении гигиены, как мы невольно думаем сейчас, > а о ритуальном, часто чисто символическом очищении рук. В стране, > где воды не хватало, надо было омыть руки количеством воды, > помещавшейся в скорлупе полутора яиц. > То, что Матфей, в отличие от Марка, не объясняет значение этого > ритуала, вероятно, говорит о том, что б`ольшая часть его общины > состояла из евреев, прекрасно знавших отеческие обычаи. > Ученики не нарушили Закон, потому что ритуальное очищение рук перед > едой было обязательно лишь для священников. Но фарисеи, > сами совершавшие такое очищение, начинают распространять > это требование и на остальных. Позже, во II веке, омовение станет > обязательным для всех евреев. Евангелия – первое письменное > свидетельство того, что уже в I веке омовение рук становится > признаком благочестивого поведения. > Ст.3 – Иисус не начинает спорить, скажем, о закономерности такого > расширительного истолкования требований чистоты, а сразу переходит > в наступление. Он обвиняет их в том, что они нарушают =заповедь > Бога=. > Ст.4-6 – Иисус приводит одну из заповедей Декалога, которая была > отменена в угоду людским преданиям. Он рассказывает случай, > подтверждавший это. Считалось очень благочестивым делом отдать всё > имущество или часть его Богу, то есть передать его в Храм. Такой дар > назывался корб`ан. Это можно было сделать в завещании или в форме > обета и совершить дарение при жизни. Вероятно, чей-то сын в минуту > гнева отказал родителям в помощи, пообещав отдать Храму всё то, > что они могли бы от него получить. Потом он одумался и раскаялся, > но кто-то из авторитетных учителей Закона, к которому он, вероятно, > обратился с просьбой разрешить его от клятвы, заявил ему, что уже > ничего нельзя изменить, потому что клятва дана Богу, а ее нельзя > нарушить. История, вероятно, получила большую огласку, > о ней толковали на всех базарах. В Талмуде рассказывается о подобных > случаях. Конечно, были и умные рабби, которые отменяли подобную > клятву, считая заповедь почитания отца и мать (она включала в себя > и обязанность содержать их материально в случае необходимости) более > важной и, по их мнению, это было достаточным основанием для отмены > обета, данного Богу. Но тот человек, с которым консультировался > огорченный сын, оказался, вероятно, узколобым законником. > Ст.7 – Иисус называет фарисеев =лицемерами=. Греческое слово > «хюпокрит`ес» первоначально значило «актер», а затем «притворщик, > лицемер». Насколько нам известно, большинство фарисеев были глубоко > верующими людьми, но их вина заключается в том, что они, ставя > на первое место не милосердие, а «праведность, достигаемую > исполнением Закона» (Флп.3.6), обманывали даже не столько других, > сколько себя. Поэтому, говоря о лицемерии, Иисус имел в виду > не сознательный обман, а «слепоту сердца», его очерствение, когда > человек теряет способность отличать важное от малозначительного > (ср. 12.9-12 <...>). В некоторых случаях, вероятно, слово «лицемер» > следовало бы переводить как «святоша, ханжа». > Ст.8-9 – Иисус приводит цитату из пророка Исайи, которая > подтверждает мнение самого Иисуса о том, что фарисеи чтят Бога лишь > на словах. На деле же они подменяют Божьи заповеди человеческими > учениями и тем самым их =отменяют=. > Ст.10 – Но Иисус не ограничивается этим рассказом. Он ставит > под сомнение сам принцип ритуальной чистоты, а ведь это основа основ > многих религий, в том числе и ветхозаветной. Омовение рук – это > частный вопрос, о нём можно было бы спорить, оставаясь в рамках > иудаизма, но поставить под сомнение деление пищи на чистую > и нечистую?! > То, что Он хочет сказать, очень важно и поэтому Он подзывает народ, > который тоже должен услышать Его слова.
______________ >>> См. также: = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = >> Иг. Иннокентий Павлов о деформации Предания и очищении церкви = > в вып. расс. №152: с. Христ.Просвещ./rasylka/002/152.htm#0 = ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~
*Но каждый из вас пусть и дальше живет так, как определил
ему Господь,
пусть остается таким, каким его призвал Бог. Я даю те же указания всем церквам. Был призван обрезанным — пусть не удаляет обрезание; призван необрезанным — пусть не обрезается. Обрезание — ничто и необрезание — ничто, важно лишь соблюдение Божьих заповедей. Кто каким призван, пусть таким и остается. Если ты был рабом, когда был призван, пусть тебя это не волнует. Но если можешь стать свободным, используй эту возможность. Ведь раб, которого призвал Господь, для Господа свободен, равно как и призванный свободным — раб Христа. Вас купили за большую цену, так не становитесь рабами людей! Братья, кто каким призван, пусть таким и остается у Бога!* (1Кор.7:17-24) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jul/30.htm |