* 18 июля ст.ст., чт •еп. Григорий Лебедев •Архиеп. Павел •Никодим Святогорец, Макарий Коринфский > <...> в тайниках сердца человека, складывается порок человека > или добро человека. Внешние влияния здесь играют второстепенную > роль. Если они содержат в себе элементы добра или зла, то они будут > лишь возбудителями добрых или злых стремлений, какие всё же пойдут > от человеческого сердца. А чаще внешнее впечатление само по себе > не есть добро или зло, оно нейтрально. Его окрашивает встречная > волна восприятия, которая идет от сердца. Если во встречной волне > будет элемент зла, то и внешнее впечатление получит преобладающую > окраску зла. Не будет элемента зла, впечатление воспринимается, > как нейтральное. > Вот пример. Всякому мужчине естественно встретить женщину > и естественно смотреть на нее. А при взгляде на женщину образуется > внешнее впечатление, которое и посылается уму и сердцу. Такое > впечатление может быть совсем нейтральным, и в нём не будет греха. > А грех будет тогда, когда порочное сердце мужчины воспримет > впечатление с порочной окраской и такую окраску сообщит > воспринятому. Так сказал и Господь, что согрешает не всякий > посмотревший на женщину, а лишь тот кто посмотрит "с вожделением" > (Мф.5,28). > Итак, человеческое сердце есть сокровищница добра и зла. И "добрый > человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой > человек из злого сокровища сердца своего выносит злое" (Лк.6,45). > Сердце делается таким в процессе формирования личности человека, > а когда душевная жизнь человека сложилась, тогда сердце, как центр > сознательной душевной жизни, само делается регулятором добра и зла > и по отношению к нему внешнее добро или зло не имеет самостоятельной > ведущей роли. > И тогда, в частности, никакое внешнее зло не может войти в человека > и осквернить человека, если оно не будет попущено накопившейся > внутренней скверной, и, следовательно, тогда сквернит человека его > собственная сквернота, которая загнездилась внутри его. > <...> > Отметь же истину о душ`е в твоей памяти. Отметь, что твое сердце > есть ключ добра и зла в тебе и что, следовательно, ты полный > ответчик за всё твое внутреннее нечистое. А если ты полный ответчик > за свое сердце, то надо тебе быть полным хозяином его, т.е. надо, > чтобы сердце в твоих интересах было проводником только одного добра, > но не зла и греха; надо, чтобы и внешние влияния, когда в них есть > элемент греха, сердце пропускало через себя, как желудок пищу, > не оскверняясь ими, а чтобы добро текло из сердца постоянной широкой > и свободной струей. > Ты думаешь и ты говоришь о сторонних дурных влияниях на тебя > и ими оправдываешь свою худость. Не много ли лицемерия в этих > самооправданиях? > Когда человек не сто`ит на страже своей внутренней чистоты и в нём > развязывается стихия низшего порядка, тогда человек охотно принимает > всё противное божественному закону (срав. Мк.7,9) и легко идет > на сделки и компромиссы <с совестью>, а в успокоении хоть изредка > будоражащей совести ссылается на неотвратимость внешнего дурного > влияния, вынуждающего на зло и грех. > Здесь лукавство! > Правда такова, что стороннее влияние пусть останется влиянием > и пусть даже в нём будет элемент греха... А что это стороннее > влияние ты не пропустил через себя без вреда для себя, > что ты приложил его зло к своему злу и маскируешь свою нечисть > внешним злом, это уже твоя вина, за которую ты и несешь ответ. > Ничто входящее в человека само по себе не осквернит человека, > а осквернит его собственная скверна, исходящая от испорченного > сердца. "От сердца бо исходят помышления злая"... <...>
* * * > Наш внутренний человек > Между светом и тьмой существует неизбежное противодействие > в природе: при усиливающемся свете тьма исчезает, и наоборот. Такой > же природный порядок преобладает и в человеке, в его духовной жизни. > Это противоречие апостол <Павел> называет внутренней войной: > "Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, > но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума > моего" (Рим.7:22-23). > Какова же природа этого нашего "внутреннего человека", в котором > добро и зло, духовный свет и тьма борются друг с другом? > Не мудрствуя лукаво, мы можем сказать, что познаём своего > внутреннего человека прежде всего в наших мыслях и чувствах. > Когда мы бодрствуем, мы обычно не перестаем мыслить ни на минуту. > Мысли являются частью нашего внутреннего человека - через них > мы живем и действуем. Но наш общий опыт показывает, что мы не всегда > в силах управлять нашими мыслями и чувствами. Мы замечаем это, > например, бессонными ночами, когда наши мысли, против нашей воли, > сосредотачиваются на чём-то, особенно если они подогреваются > эмоциональным возбуждением. > В хаосе наших смешанных мыслей и чувств гнездятся и наши страсти. > Христос говорит: "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят > злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, > лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, > богохульство, гордость, безумство" (Мк.7:21-22). > Страсти получают свое начало от трех источников. Во-первых, > их пробуждает внешний мир с человеческими взаимоотношениями. Вторым > источником страстей является развращенная природа самого человека, > тот "иной закон, действующий в членах, который борется против закона > ума нашего". Результатом его являются страсти плоти, объедение, > пьянство, леность и т.д. Третьим источником, рождающим страсти, > является враг души, искуситель, "духи злобы поднебесные" (Еф.6:12). > С этой стороны приходят неверие, отчаяние, гордость и особенно > богохульство. > Зло развивается в нашем внутреннем человеке своим порядком. Апостол > <Иаков> описывает это так: "Каждый искушается, увлекаясь > и обольщаясь собственною похотью, похоть же, зачав, рождает грех, > а сделанный грех рождает смерть" (Иак.1:15). > А можем ли мы защитить наше сознание от злых мыслей, чтобы они > не могли развиваться в страсти и не начали бы "тянуть нас > и заманивать"? > Человек так не может препятствовать своим мыслям, как не может, > развернув свой плащ, остановить ветер. Так говорил некий старец > своему ученику. Но что-то очень важное мы всё же можем делать. > Старец объяснял это следующим сравнением: > "Ты идешь по дороге и приходишь к столовой. Оттуда доносятся манящие > запахи пищи. Но зависит от тебя, войдешь ли ты внутрь и будешь ли > есть, или пойдешь мимо". Под заманивающими запахами старец > подразумевал невольно приходящие в наше сознание нехорошие мысли. > Мы можем остановиться, т.е. сосредоточить на них внимание: тогда > "мы входим", т.е. мы привязываемся к ним и впускаем их в наше > сердце. Таким образом, мы уже согрешаем в мыслях и в сердце. > Но мы также можем "пройти мимо", и тогда пробежавшая в нашем > сознании нехорошая мысль или образ не вменяется нам в грех. > Во время Великого Поста в течение трех воскресных всенощных бдений > поется псалом 136, который начинается словами: "На реках > Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона..." > Последний стих псалма, который обычно не поется, звучит так: > "Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень". Эти младенцы > вавилонские символизируют именно описанные выше, невольно приходящие > греховные мысли и образы. Их нужно уничтожать сразу же, как только > они появляются, и разбивать о камень. Камень же этот есть Иисус > Христос.
* * * > возражение <против 'непрестанного' (т.е. частого, регулярного) > причащения Святых Христовых Тайн>: > +В то время <(т.е. во времена Григория Богослова, Ефрема Сирина, > Кирилла Александрийского, Иоанна Златоуста и др.)> причащалось > большинство народа, а не причащалось меньшинство. Поэтому > божественные отцы и наказывают меньшинство <за непричащение>, > чтобы не было соблазна для большинства. Однако теперь, > когда не причащается большинство, кроме некоторых немногих, > должны не причащаться и эти немногие, чтобы не творить бесчиния > в Церкви и не соблазнять многих.+
Иисус сказал:
'Неужели и вы еще не разумеете? Не понимаете ли, что всё, входящее в уста, в чрево проходит и извергается вон? Исходящее же из уст - из сердца исходит, и оно оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые мысли, убийства, прелюбодеяния, блудодеяния, кражи, лжесвидетельства, хулы. Это оскверняет человека; а есть неумытыми руками не оскверняет человека'. (Мф.15:16-20) |
|
![]() |