Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 21 августа ст.ст., ср - > Христианская жизнь — это не просто жизнь, подобная жизни Христа, > но жизнь во Христе, как любил говорить апостол Павел: > «...все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.III,28). Между Христом > и христианами жизненная связь. «Поскольку Он во всех, — пишет > Григорий Нисский, — Он принимает в себя всех, соединенных с Ним > причастием Его Тела, делает их всех членами Своего Тела, так что всё > множество членов составляет одно общее тело. Присоединив нас к Себе > и Себя к нам, став во всём единым с нами, Он делает всё наше > Своим»{}. Евхаристия высочайшим образом осуществляет это единение > со Христом: «Своим собственным телом Сын единородный благословляет > Своих верных, делает их +единотелесными+ с Ним и меж собою»{<Кирилл > Александрийский, Комм. к Ин.,XI,II>}. > Однако это преображение во Христа, Который делает нас чадами Отца, > творится обитающим в нас Святым Духом. Это учение о пребывании Бога > в нас. Это пребывание, как и всё, что касается действия Бога, > освящающего наши души, есть совокупное дело Святой Троицы: > если «кто любит Меня... мы придем к нему и обитель у него сотворим» > (Ин.XIV,23). Однако чаще всего отцы Церкви говорят об обитании в нас > Святого Духа. Действительно, Святой Дух есть Дар по преимуществу. > Он есть дар, который Отец приносит Сыну. Поэтому естественно, > что обычно именно в этом аспекте выражается в нас обитание Духа, > хотя это обитание включает также обитание и двух других Ипостасей. > Это учение занимало большое место в жизни первых христиан. Мы знаем, > что Господь подробно говорил о нём в беседе после Вечери: «Я умолю > Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, > Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его > и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас > будет» (Ин.XIV,16-17). Также и у апостола Павла: «Разве не знаете, > что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм > Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» > (1Кор.III,16-17). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего > в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» > (1Кор.VI,19). «Ибо вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь > в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут моим > народом» (2Кор.VI,16). > Это учение часто встречается у отцов Церкви. Однако надо отметить, > что в первые века внимание христиан привлекала больше Ипостась > Слова. Так, Серапион Истмийский относит освящение души крещаемого > именно к Слову, тогда как позже литургия стала усваивать > это действие Духу. Церковь сначала празднует Пасху Христову, > и лишь затем Пятидесятницу — праздник Святого Духа. В отношении > этого же учения мы видим, что Ориген и Григорий Нисский настаивают > на обитании Слова в душ`е. В основе духовного учения Григория > Нисского лежит представление об обитании Слова в душе. Обитающий > в душе Христос приобщает ее к благодати, и через благодать душа > осознаёт Его присутствие. Лишь позднее, в частности в творениях > Кирилла Александрийского (V век), в эпоху, когда оформилось учение > о Святом Духе, богословы стали уделять особое внимание присутствию > Святого Духа. > Кирилл Александрийский использовал представление об этом присутствии > именно для доказательства Божественности Святого Духа: > «Никто в здравом рассудке не может сомневаться в том, что Дух есть > Бог и имеет ту же природу, что Отец и Сын. Если же кто-нибудь > это отрицает, то пусть скажет, как может человек участвовать > в природе Бога через то именно, что он получил Духа, > и как мы становимся храмами Божиими, приемля Духа, Который не был бы > Богом»{}.
*Не впрягайтесь в одну повозку с неверными!
Что связывает праведность с грехом? Что общего у света с тьмой? Может ли быть согласие у Христа с Велиаром? Или единство у верующего с неверующими? Что общего у храма Бога с идолами? А мы — храм живого Бога. Потому что так сказал Бог: "Я поселюсь у них, Я буду с ними жить, Я стану Богом их, / они — Моим народом".* (2Кор.6:11-16) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/3.htm |