Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 22 августа ст.ст., чт - > (1) Пятый подвиг — притупить жало едкой печали, которая если будет > овладевать нашей душою в разных несчастных случаях, то всякий раз > будет лишать нас способности к божественному созерцанию и сам дух > низвергать из состояния чистоты, совершенно расслаблять и угнетать. > Она не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, > ни с пользою заниматься священным чтением, не допускает > быть спокойным и кротким с братьями; ко всем обязанностям трудов > или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий > спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, > опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. > (2) Поэтому с не меньшей заботливостью нам необходимо лечить > и эту болезнь, если желаем <по правилам вести борьбу> на духовном > поприще <{ср.2Тим.2:5}>. Ибо как моль одежде, червь дереву, > так печаль вредит сердцу человека. Силу этого вредного и гибельного > порока Божественный Дух довольно ясно и точно изобразил > (Притч.25,20). > (3) Ибо одежда, изъеденная молью, уже не имеет никакой цены > или приличного употребления; также и дерево, испорченное червями, > не ст`оит употреблять на украшение даже посредственного здания, > а годно оно только на сожжение огнем. Так и душа, съедаемая едкой > печалью, как одежда, будет бесполезна и для той первосвященнической > одежды, которая обычно принимает елей Св. Духа, стекающий с неба > сначала на бороду Аарона, потом на края ее, как это изображается > в пророчестве Давида <...> (Пс.132,2). Она не может быть пригодной > и для построения и украшения того духовного храма, основание > которого положил мудрый строитель Павел, говоря: +вы храм Божий, > и Дух Божий живет в вас+ (1Кор.3,16). Каковы его деревья, > это показывает невеста в Песни Песней, говоря: +кровли домов наших — > кедры, потолки наши — кипарисы+ (Песн.1,16). Такие-то рода деревьев > требуются для храма Божия, — благовонные и не гниющие, которые бы > не подвергались ни гниению от ветхости, ни съедению червями. > (4) Впрочем, (эта страсть) иногда происходит от предшествующего > порока — гнева — или рождается от неудовлетворения желания > какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял рожденную > в уме надежду получить какие-нибудь вещи, а иногда безо всяких > причин, располагающих к этой болезни; по влиянию тонкого врага > мы вдруг подвергаемся такой скорби, что не можем с обычной > приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, > и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре, нам всё кажется > несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, > когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью. > (5) Отсюда очень ясно открывается, что не всегда от вины других > происходит в нас возмущение, а чаще от нашей порочности, потому что > мы имеем в себе скрытые причины оскорблений и семена пороков, > которые, как только дождь искушений прольется на нашу душу, > тотчас производят ростки и плоды. > (6) Никто никогда не может быть принужден впасть в грех по поводу > чужого порока, если в своем сердце не будет расположен к грехам. > Нельзя думать, что кто-нибудь обольстился внезапно, когда, > увидев красоту женщины, впал в яму гнусной похоти; тогда по случаю > видения только вышла наружу потаенная, скрывавшаяся внутри болезнь. > (7) Поэтому Бог, лучше всех зная Свое творение и что не в других, > а в нас самих заключаются корни зла и причины оскорблений, > заповедал не оставлять общества братьев, не избегать тех, > которых мы оскорбили или которые нас оскорбили, а повелел > смягчаться, зная, что совершенство сердца приобретается не столько > удалением от людей, сколько добродетелью терпения. Если терпение > будет твердо укреплено, то может сохранить нас мирными даже > с ненавидящими мир; если же не будет оно приобретено, то постоянно > будем в несогласии даже с лучшими и совершенными. Ибо случаи > смущений, из-за которых спешим оставить тех, с которыми имеем > отношения, не могут не случаться в общении с людьми, и потому > мы не избегаем, а только меняем причины печали, > по которым уклоняемся от <людей>.
*Огорчения от Бога рождают раскаяние и, значит, спасение,
о чём жалеть не приходится. А огорчения мирские порождают смерть.* (2Кор.7:10) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/4.htm |