Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) Царствие Божие усилием берется. День Суда. Совесть влечет нас на Суд. * 31 октября ст.ст., чт - > В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного > напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время > радости, потому что это время возвращения домой, время, > когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем > с себя всё, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести > способность жить, - жить со всем простором, со всей глубиной > и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, > непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная > и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь > в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется > расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие > радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, > подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость > проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь > евангельскую, потому что Царствие Божие +усилием берется+. > Оно не дается просто тем, кто беспечно, лениво ждет его прихода. > Для тех, кто ждет его таким образом, оно, разумеется, придет: > придет в глухую полночь, при дет, как Суд Божий, как вор, которого > никто не ждет, как жених, который грядет, пока неразумные девы > предаются сну. Не так должны мы ожидать Царствие и Суд. Мы должны > вернуться к такому состоянию, которого обычно не можем вызвать даже > из своих глубин, настолько оно нам чуждо, - состоянию радостного > ожидания Дня Господня, хотя мы знаем, что этот День будет днем Суда. > Поразительно слышать в церкви, что мы провозглашаем Евангелие, > благовестие о Суде, и провозглашаем, что День Господень - не страх, > а надежда, и вместе с Духом Святым Церковь можем сказать: +Гряди, > Господи, и гряди скоро!+.. Пока мы неспособны говорить в таких > категориях, нашему христианскому сознанию не хватает чего-то очень > важного. Что бы мы ни говорили, в таком случае мы всё еще язычники, > вырядившиеся в евангельские одежды. Бог для нас еще Бог вдали, > и приход Его - мрак и ужас для нас; и суд Его - не искупление, > но осуждение наше; и встреча лицом к лицу с Ним - страшное событие, > а не час, к которому мы устремлены и ради которого живем. > До тех пор, пока мы не осознаем это, духовное напряжение не может > быть радостью, оно непосильно и ставит нас перед лицом суда > и ответственности - потому что мы сами должны осудить себя для того, > чтобы перемениться и быть в состоянии встретить День Господень, > славное Воскресение с открытым сердцем, не пряча лицо, готовые > возрадоваться, что он пришел. И всякий приход Господень это суд. > Отцы Церкви сравнивают Христа с Ноем и говорят, что присутствие Ноя > среди его современников было одновременно и осуждением, и спасением > их. Оно было осуждением, потому что присутствие одного человека, > оставшегося праведным, всего лишь одного-единственного человека, > который сумел стать святым Божиим, служило доказательством, > что это возможно и что грешники, те, кто отверг Бога, кто отвернулся > от Него, могли бы быть такими же. Таким образом, присутствие > праведника явилось судом и приговором его времени. Но оно же было > и спасением его времени, потому что единственно благодаря ему Бог > помиловал людей. Это же относится и к приходу Христа. > Есть и другой радостный момент в суде. Суд не есть нечто находящее > на нас извне. Придет день, когда мы предстанем перед Богом и будем > судимы, но пока наше странничество продолжается, пока перед нами > лежит путь, ведущий нас к +мере полного возраста Христова+ - > а таково наше призвание, мы сами должны произнести суд над собой. > На протяжении всей жизни в нас идет нескончаемый диалог. Вы помните > притчу, где Христос говорит: +Мирись с соперником твоим скорее, > пока ты еще на пути с ним+. Некоторые духовные писатели видели > в сопернике не дьявола, с которым, разумеется, никакого примирения, > соглашения быть не может, а нашу совесть, которая всю жизнь > сопутствует нам и ни на минуту не оставляет нас в покое. > Она как бы ведет с нами непрерывный диалог, всё время препирается > с нами, и мы должны примириться с ней, иначе придет время, > когда мы предстанем перед Судьей, и тогда этот соперник выступит > против нас обвинителем, и мы будем осуждены. Так что пока мы > на пути, суд происходит в нас всё время; это диалог, диалектический > спор между нашими мыслями, эмоциями, чувствами, поступками и нашей > совестью, которая, словно судья, сто`ит перед нами, и перед которой > мы сто`им, как перед судьей.
======================================================= === См. также на тему апостольского чтения: === * свящ. Cергий Желудков: День Господень настанет внезапно... с. Христ.Просвещ./rasylka/002/250.htm#0 * К.С.Льюис: Бог инкогнито с. Христ.Просвещ./rasylka/002/006-12.htm#N09 ============================================== === на тему евангельского чтения: === *В кн.: митр. Сурожский Антоний. “НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ” www.mitras.ru/mark/mk_3.htm, смотри размышления над стихами 3:1-5 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
*Что же касается времен и сроков, братья, * * * Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Nov/13.htm |
|
![]() |