Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 4 ноября ст.ст., пн - > <Христос> также говорил том, что человек должен научиться предать > себя на волю Отца. Что это - пассивность? квиетизм? - > Ничего подобного. Он говорит: "Не заботьтесь, что вам есть и что вам > пить". Странные слова. А между тем, посмотр`ите, что происходит > в наш век, в нашей стране, в любой стране; может быть, в развитых > странах ещё в более тяжёлой форме эта болезнь. Все бегут, > все суетятся, все бьются как рыба об лёд, иногда вот в этом беге > забывая, что нам жить не 500 лет, а что мы растрачиваем понапрасну > все свои душевные силы в этой погоне. "Не заботьтесь". И также > говорит Он о материальных благах. Он вовсе не был аскетом. > О Нём говорили, что человек, который мог и любит есть и пить вино, > приходил к простым людям на праздники, не гнушался ими; Он не был > пустынником, анахоретом, йогом - нет. Он вёл обычный образ жизни. > И Он говорил: где сокровища ваши, там и сердце ваше. Понимаете, > вот общество потребления - это ведь не какая-нибудь страна > отдельная, а это психология нашего столетия. Да и предыдущее > столетие уже начало болеть этой болезнью. Людям казалось, > что удовлетворение материальных потребностей - это есть потолок, > это есть вершина. Вот когда мы достигнем удовлетворения > потребностей, — и у нас уже будет всё решено — тогда пойдут духовные > потребности. Это оказалось иллюзией. Погоня за материальными > потребностями бесконечна. Я думаю, что вам не надо иллюстрировать > это. Она бесконечна потому, что человек на этом никогда > не удовлетворится, на одном уровне. Ему будет всегда казаться, > что надо ещё, и ещё, и ещё; и бег, бег людей будет продолжаться. > Вот откуда такая острая реакция на стяжательство в раннем > христианстве, в "нищенствующих" орденах. Ведь подумайте; вероятно, > многие из вас слышали о западном святом Франциске Ассизском. > Кто не слышал, настоятельно рекомендую прочесть очерк о нём <...> > отличный очерк Честертона. Почему он говорил о нищете? Что, он жил > в обществе, которое захлёбывалось от избытка? Он не был хиппи, > или подобно хиппи, которые часто начинают ходить в рванине, > потому что у них всё есть. Нет. Он жил в средневековом, достаточно > бедном обществе, где нищих было очень много. Он ощущал глубокую > духовную, нравственную, интеллектуальную даже, если хотите, > опасность, в которой потребительство, алчность начинают выступать > на первый план... Знаменитый русский мыслитель Питирим Сорокин <...> > говорил, что человек есть существо, находящееся между духом > и материей; и в какие-то моменты его истории материальные элементы > начинают выходить на первый план. И возникают цивилизации, у которых > в шкале ценностей накопление материальное на первом месте. > Потом начинается духовный вакуум, кризис... Так вот, > все эти взгляды, и течения, и Франциск Ассизский, и концепция > Питирима Сорокина, и многое другое, о чём я не могу сейчас здесь > говорить, - всё это восходит к первым словам Христа: не заботьтесь, > будьте свободны. Свобода от цепей этих - величайшее благо! > Чем бы человек ни владел, он всегда должен быть духовно свободен. > Он должен быть свободен от ограниченности. Запертый в клетке > своего эгоцентризма, человек не живёт, а - существует. И Христос > говорит: отвергнись себя! - вот главный принцип Его этики. > Вы скажете: ну как же отвергнуть себя, когда личность - это самое > драгоценное. Да не в том смысле, что личность вы отвергните, > а в смысле разорви цепи своего эгоцентризма, оглянись вокруг, > дыши полной грудью, переживай с другими людьми - это новая > фаза твоего существования. "Кто хочет за Мной идти, - говорит Он, - > отвергнись себя, возьми свой крест и тогда за Мной иди". А крест > это есть не просто страдания, нет, это мы неправильно употребляем > слово, - а это есть служение. И вот тут Он говорит, что главная > заповедь это любовь к Богу и к человеку. Вы скажете, "любовь"? - > какое слово затасканное; но нет у нас других слов! И не надо бояться > старых слов. Любовь имеет тысячи оттенков! На греческом языке есть > много слов, обозначающих любовь: и любовь полов, и дружеская любовь, > "агапэ", "эрос", прочее. У нас только одно слово. И это не страшно. > А важно, что любовь есть величайшая созидательная сила. <.....> > Так вот, если мы забудем Христову заповедь о любви, - мы будем > катиться назад, если не погибнем. И любви мало: она требует > культивации, она требует развития. И вот заповеди Христовы > раскрывают культуру выращивания в себе человечности. <.....>
********************* * ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ***************** * ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ ************* * •В.Н.Кузнецова: Истинные и ложные заботы * * (Мф.6:25-27) * * с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mt/0625-7.htm#0 * * (Мф.6:25-34, в сокращении) * * с. Христ.Просвещ./rasylka/002/254.htm#0 * * •Дитрих Бонхёффер: "Не заботьтесь!" * * с. Христ.Просвещ./rasylka/003/482.htm#0 * * •Александр Мень: внутреннее раскрепощение * * с. Христ.Просвещ./rasylka/002/128.htm#0 * * •Саймон Тагуэлл: тщетность беспокойств * * с. Христ.Просвещ./rasylka/002/115.htm#0 * * •Саймон Тагуэлл: помнить о главной цели... * * с. Христ.Просвещ./rasylka/002/254a.htm#0 * **************************************************
*Один человек из толпы сказал Иисусу:
"Учитель, скажи моему брату, пусть разделит со мною наследство!" Иисус ответил ему: "Послушай, кто поставил Меня судить вас или разбирать ваши тяжбы?" А потом Он обратился ко всем: "Смотр`ите, берегитесь всякой корысти, потому что жизнь человека не зависит от того, очень ли много у него всякого добра". Иисус рассказал им притчу: 'У одного богача очень хорошо уродили пол`я. "Что мне делать? — думал он. — Мне некуда убрать урожай". И тогда он сказал: "Вот что я сделаю: снесу-ка амбары и выстрою б`ольшие, свезу туда всё зерно и всё остальное добро мое и скажу себе: 'Теперь у тебя много добра, хватит на долгие годы. Отдыхай, ешь, пей и наслаждайся жизнью!'" Но Бог ему сказал: "Глупый человек! Сегодня же ночью придут по твою душу. Кому достанется всё то, что ты скопил?" И так случится со всяким, кто копит богатства для себя, а не богатеет для Бога.' А Своим ученикам Иисус сказал: "Вот почему Я говорю вам: не беспокойтесь о том, / что для жизни вам пища нужна / и для тела одежда. Ведь жизнь важнее еды / и тело важнее одежды. Посмотр`ите на воронов: / не сеют они и не жнут, / нет у них ни кладовых, ни закромов, / но Бог их кормит. А вы намного дороже, чем птицы! Кто из вас, как бы он ни старался, / может продлить свою жизнь хоть на час?! А если вы даже такой малости не можете, / к чему заботиться об остальном? Посмотр`ите, как растут лилии: / они не трудятся, не прядут. Но, говорю вам, сам Соломон, при всём своем блеске, / не одевался так, как любая из них. И если полевую траву, / которая сегодня есть, а завтра брошена в печь, Бог так одевает, / то уж вас-то тем более, маловеры! Не думайте о том, что вам есть и что пить, / и не заботьтесь об этом. / Это главная забота всех язычников этого мира. / А ваш Отец знает, что вам всё это нужно. Стремитесь к одному — к Его Царству, / а всё остальное Он даст вам в придачу".* (Лк.12:13-31) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Nov/17.htm |