Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 14 ноября ст.ст., чт - {пам. апостола
Филиппа, Iв.} > Притча Христа об управителе, который растратил деньги хозяина, > которого хозяин собрался увольнять и который до увольнения ухитрился > заручиться расположением кучи народа - за счет всё того же > хозяйского кармана, поражает людей, которые плохо знают Евангелие. > Людей, которые читают и даже перечитывают Евангелие, эта притча > поражает вдвойне. Есть в ней какая-то явная неправильность > и неправедность, недостойная Бога. > В синоптических Евангелиях насчитывается сорок притч. Из них > тринадцать прямо построены на образе Хозяина, Царя, Отца, Которому > изменяют, от Которого уходят, Которому верны, Сына Которого убивают. > Во всех остальных этот образ присутствует либо косвенно, либо > в образе, символизирующего Сына Божия: сеятеля, или пастуха, > или жениха. Естественно, читая притчу о неверном управителе, > мы подсознательно уверены, что хозяин имения и в этой притче - Бог, > как и в притче о благоразумном управителе (Лк.12:42). > И вот один за другим толкователи юлят, пытаясь оправдать этого > хозяина, либо просто замалчивают скандальность Его поведения. > Говорят, что хозяин хвалит управителя только за ловкость > и сообразительность, а не за само жульничество. Один из толкователей > домыслил, будто управитель вел общий счет долгам хозяйским и своим - > и простил должникам только то, что одалживал лично, так что хозяину > ущерба не нанес. Но, во-первых, приписки и к Евангелию > не дозволяются, во-вторых, при таком толковании толкование притчи > Иисусом теряет всякий смысл. Спаситель Сам говорит, что речь идет > о неправедности - что ж тут переиначивать всё в хитроумие. > Нет, надо прямо сказать: хозяин имения - не праведен с точки зрения > справедливости. Ему нравится жульничество, наносящее ему ущерб - > более того, он так радуется, что ему нанесли ущерб, будто ему > несправедливость важнее денег. Хозяин не наказывает управителя > по всей строгости закона (как это делает Бог во многих притчах > о суде над нерадивыми) и даже, судя по приподнятости похвалы, > оставляет его на своей службе. > Чтобы облегчить понимание, Евангелие, подобно Псалтири, в данном > месте одну и ту же мысль излагает дважды, параллельно. Стихи (Лк.16) > 11 и 12 - абсолютно об одном: > Если вы в неправедном богатстве | Если в чужом > не были верны, | не были верны, > кто поверит вам | кто даст вам > истинное? | ваше? > Неправедное богатство - чужое. Чье же? Неужели сатаны? Было и такое > толкование этого места: в притче под "хозяином" имеется в виду > "князь мира сего". А "богатство неправедное" - это деньги, которые > нажиты злом и обманом - то есть, в сущности, все. В общем, раздайте > всё имение свое нищим. Как-то молниеносно обнаруживается, что сатана > не имеет не только собственного существования, но и собственного > банка. Сатанинские деньги наживаются людьми на законном основании > и чужими не являются - почему с ними так трудно расставаться. > Главное же: и при таком толковании исчезает то, на чём > сосредотачивал внимание Иисус: неправедность богатства. Остается > хитроумие. > Разгадка проста как "Отче наш". Разгадка содержится в "Отче наш". > "Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим" - > это Иисусом мягко сказано, чтобы мы, твердя эту молитву, > не превратились в вечно недовольных собою людей, чтобы подбодрить > нас. Ведь по справедливости надо было бы сказать: мы не прощаем > должникам нашим, но ты прости нам то, что мы тебе должны. А Бог - > несправедлив. Он не только прощает нам нашу жестокость к ближним > и считает, что мы прощаем должников. Вся сила и удивительность > Спасения - в том, что Бог доверяет нам прощать от Его Святого Имени. > Всякий грех - против Бога. Всякий долг - не против нашего кармана, > а против Творца. Мы должны прощать ближним то, что они нам должны? > Очень поэтично и милосердно - но суровая финансовая правда > заключается в том, что никто нам ничего не должен - все должны > только Богу. Мы все лишь случайно получили заем в Его банке. > Не только деньги, которые мы раздаём, Божии. Блага, которые > мы получаем, - тоже Божии, ведь Иисус не ограничивается словами > "приобретайте себе друзей богатством неправедным", но добавляет: > "чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители". > Ганс фон Бальтазар пояснял: "Друзья", которых рекомендуется > приобретать, - не от земли, а от неба, и ... розданные деньги - > не что иное, как милостыня. День же, когда "обнищаете" > и всё подойдет к своему концу, - это, конечно, смертный день" > (Бальтазар Ганс У. фон. О простоте христиан. - Символ. №29. 1993. > С.24). > На протяжении веков Спасение полагали в том, что Бог придет и взыщет > то, что должны Ему. Это - справедливость, в этом - Закон. Благодать > же и мир Христовы в том, что пришел Сын Божий и Сын Человеческий > и в Себе, Собою, доверил нам прощать то, чем согрешили против Бога > люди. Он не взыскал долгов - а мы должны вообще отпустить их. > Это отрицательное выражение новой заповеди: люб`ите ближних, как Бог > любит Вас. Прощайте ближним, как Бог прощает Вам. Да, прощая > ближних, Вы совершите страшную несправедливость и нарушите Закон - > но Бог нарушил Закон вдвойне, простив Вас и умерев за Вас. > Обнищайте - лишитесь той последней, законной гордыни, которая > шепчет: я простил всё, что должны мне, но не могу простить то, > чем согрешили против Бога. И это - простите, и это отпуст`ите, > хотя это неправедно. Милость выше праведности - и эту-то милость > Господь вручил Вам, Своему управляющему.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ: * другое размышление Я.Кротова: "Богатство неправедное - масло масляное" с. Христ.Просвещ./rasylka/002/264.htm#0 * еще небольшое: www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_16_09.html * Традиционные толкования: www.bible-center.ru/note/20021128/orth (ст.1-9) www.bible-center.ru/note/20010923/cath www.bible-center.ru/note/20030913/odp5 (ст.1-13) www.bible-center.ru/note/20020322/odp3 (ст.1-18) www.bible-center.ru/note/20030815/odp1 (ст.1-31) www.bible-center.ru/note/20031108/cath (ст.9-15) * митр. Антоний Блум: www.mitras.ru/mark/mk_13.htm (в конце, последние 3 абзаца)
*Своим ученикам Иисус сказал:
'У одного богача был управляющий, и ему донесли, что он его разоряет. Вызвав его, хозяин сказал: "Что это я о тебе слышу? Дай мне отчет в управлении, управлять ты больше не будешь". И тогда управляющий сказал себе: "Что мне делать? Хозяин лишает меня м`еста. Копать я не могу, просить милостыню стыжусь. А, знаю, что делать! И тогда меня возьмет кто-нибудь к себе в дом, когда лишусь м`еста". Он вызвал одного за другим должников своего хозяина. Первого он спросил: "Сколько ты должен моему хозяину?" - "Сто бочек оливкого масла", - ответил тот. "Вот твоя расписка, - сказал ему управляющий, - садись и быстрее пиши: 'Пятьдесят'". Потом спросил следующего: "А ты сколько должен?" - "Сто мешков пшеницы", - ответил тот. Управляющий говорит: "Вот твоя расписка. Пиши: 'Восемьдесят'". А хозяин похвалил мошенника управляющего за то, что он сообразил как поступить. Ведь люди этого мира куда сообразительнее в делах с себе подобными, чем сыны света. И Я вам говорю: тратьте деньги этого неправедного мира на то, чтобы приобретать себе друзей, чтобы потом, когда денег у вас не станет, они приняли вас в свои вечные дома'. Кто верен в ничтожном, / тот и в великом верен. Кто в ничтожном нечестен, / тот и в великом нечестен. И если вам нельзя доверить земное богатство, / кто доверит вам истинное? И если вам нельзя доверить чужое, / кто вам даст ваше? Ни один слуга не может служить одновременно двум господам: одного он не будет любить, а другого будет; одному будет предан, а другим будет пренебрегать. И вы не можете служить и Богу, и деньгам!* (Лк.16:1-13) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Nov/27.htm |