ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 6 января ст.ст.,
пн, Богоявление
- Крещение Иисуса Христа; > ПРАВДА ДУХА > Крещение Иисуса было столкновением Бога с сопротивлением человека. > Иоанн не хотел и не смел крестить Спасителя. "Так надлежит нам > исполнить всякую правду", - повелевает Христос, и Иоанн уступает. > Предтеча велик своей проповедью, предвозвещением Христа: "Идущий > за мною сильнее меня". Но об этом же возвещали многие пророки > до него. Собственное величие Предтечи - в уступке Иисусу. Чтобы > эту уступку оценить, надо внимательно перечитать краткое изложение > проповеди Иоанна. "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" - > и Господь крестит нас Духом Святым. Но не огнем! Здесь Иоанн ошибся. > Он, как и всякий современник Христа, ждал Спасителя и одновременно - > Судию. Но Спаситель пришел - Суд же отложен. Но Иоанн принимает > Иисуса как Христа, не требуя от Него крещения огнем, не спрашивая, > где же лопата, где секира, где суд. Вот высшая ступень > вдохновенности Духом Святым: не задавать вопросов, когда приходит > Ответ. Правдой, о которой говорит Иисус, оказывается невероятное > милосердие Божие, принятое большинством иудеев за богохульство > Иисуса. > Иногда говорят, что "исполнить правду" здесь означает - "исполнить > Писания", но ведь дело-то именно в том, что Иисус поступают вопреки > Писаниям, унижаясь и, главное, приходя без лопаты, секиры и огня - > не судить мир, а искупить его Своей смертью. Исполняется именно > Правда Божия, а Писания, при всей их богодухновенности, > не исполняются постольку, поскольку человеческое сопротивление > остановило Духа. Если бы Писание содержало в себе всё, Иисус бы > просто не пришел: остались бы мы только с великой книгой... > "Правда" Христа - поразительна, как перевертывание мира на точке > опоры; ей надо поражаться, как поражаются молнией. Если мы так > поразимся Евангелию, мы имеем шанс понять его. Так был поражен Иоанн > Креститель, когда к нему пришел креститься Иисус - и благодаря > изумлению и растерянности, Предтеча сумел понять переворот, > произведенный Христом в религиозном мире. Слова Христа: > "Так нам <надлежит> исполнить всякую правду" - означали не просто > новое так, новый способ осуществления истины. Они означали явление > в мир новой правды: правды, по которой Спаситель пришел с милостью, > а не с секирой, не с огнем неугасимым, не с червем поядающим, пришел > креститься, а не крестить, оказался ниже всех, а не выше. Правда > оказалась в том, что Бог милостив, и пришел не судить, а спасти мир. > В кратком рассказе о крещении Иисуса дано четыре различных образа, > символа Духа Святого. Самый древний - это Дух как дыхание, > как движение невидимой силы. В начале Библии этим Духом разделяется > свет от тьмы и суша от воды. В проповеди Иоанна Предтечи этот образ > разворачивается в целый фильм: "Лопата Его в руке Его, и Он очистит > гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем > неугасимым" (<Мф.3.>12). Лопата подбрасывает смесь пшеницы с > соломой - и легкая солома уносится ветром, отделяется движением > воздуха. Так Дух Святой отделяет грех и грешников на Страшном Суде: > одним дыханием Своим, не насилуя. Просто кто-то не выдержит > этого дыхания и - улетит. "Ты взвешен и найден легким". > Голубь - со времен потопа простой и ясный символ потопа. По явлению > Духа в виде голубя, говорит евангелист Иоанн, Предтеча и узнаёт > Мессию. Насколько этот образ однозначен и ясен, настолько неясен > символ огня. О каком огне идет речь: огне Духа, огне Пятидесятницы, > огне творческом - или об огне Гнева, огне Суда, огне уничтожения? > И о том, и о другом. Это одно и то же пламя, один и тот же жар. > Дух как дыхание для кого-то веяние прохладного, легчайшего ветерка - > для кого-то гибельный ураган. Дух как огонь для кого-то вдохновение > и наслаждение, для кого-то - гибель и корчи. > Все эти образы используются редко, а после Крещения почти > исключительным символом Духа становится вода (впрочем, еще и масло - > Господь словно не дает нам плениться одним каким-то видимым образом, > разнообразит их, чтобы направить нас к тому, что за стоит за этими > символами). Конечно, и вода может быть грозной и погубляющей силой, > но всё же обычно она связывается с жизнью. Все известные истории > великие культуры возникали и существуют около берегов морей > или в долинах великих рек. Личное бытие каждого человека - лишь > настолько жизнь, культура и цивилизация, насколько оно сосредоточено > вдоль берегов Духа Святого. Сами по себе каждый - сухой человек. > Если от себя мы попытаемся быть любящими, добрыми, ласковыми - > выйдет лишь фальшь, искусственность, благоглупость. Только > в постоянной обращенности к Духу Святому, к Христу, к Отцу - > мы становимся людьми любящими, а заодно культурными и несущими свет > миру. Лишь бы дать Духу протекать через нас! Если мы попытаемся > задержать Его в себе, замкнуть от других - Он вообще исчезнет, > потому что не может, в отличие от нас, застаиваться и гнить. > Мы очищены Духом - чтобы очищать, мы крещены - чтобы крестить, > и каждое наше доброе дело и доброе слово есть проповедь о Троице > и спасении миру. Всё, что требуется от нас - уступить Ему место, > как уступил Иоанн, принять как Благую Весть Спасителя милостивого, > а не судящего, и, подобно ему, не судить мир, а изливать в мир > милость Духа Святого - и так будет исполнена всякая правда.
.---------------. .........................: ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: :............. +> Беседа свт. Иоанна Златоуста о Крещении Христовом : www.DAYS.ru/Life/life164.htm : +> В.Н.Кузнецова: Зачем Иисус принял крещение от Иоанна? : (комм. к Мф.3:13-14) : с. Христ.Просвещ./rasylka/003/316.htm#0 : +> 2 проповеди митр. Антония Блума: : www.mitras.ru/inname/in_24.htm : =========================================================
*Великая Божья доброта осияла светом спасения всё человечество. * * * Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://2004.days.ru/Days/qnwar'6.htm |
|
![]() |