Милость вам и мир полной мерой!(1Пет.1:2) * 7 января ст.ст., вт - {попразднство
Богоявления; "Собор Иоанна Крестителя"} > Ст. 12-14 – <...> Иисус снова идет из Вифании в Иерусалим. По дороге > Он, не найдя на смоковнице плодов, проклинает ее, и, как становится > известно из ст.21, она засыхает. Это одно из самых трудных мест > в Евангелиях. Прежде всего потому, что Он совершает единственное > чудо, приведшее к разрушению. Во-вторых, в той истории, которая > рассказана Марком, есть явные нестыковки и противоречия. Евангелист > сообщает, что Иисус пошел искать плоды, потому что =почувствовал > голод=. В это время года на смоковнице (у нас более известной > под названием «инжир») есть завязи плодов, которые появляются > одновременно с листьями или даже раньше. Плодов на смоковнице нет, > но даже если бы они были, они были бы несъедобны, о чем тоже > говорится у Марка: =для плодов было еще рано=. Может создаться > впечатление, что Иисус проклинает несчастное дерево из чувства > досады и раздражения. Кроме того, у Луки нет эпизода с проклятием > смоковницы, но у него есть притча, в которой тоже говорится > о бесплодной смоковнице и о том, что хозяин готов ее уничтожить, > срубив (Лк.13.6-9). Всё это не может не вызвать вопросы, на которые > разные ученые дают разные ответы. > <...> отрывок 11.12-25 состоит из двух частей: в рассказ о проклятии > смоковницы вставлено другое повествование – об очищении Храма. > Из такого расположения материала видно, что бесплодная смоковница > символизирует собой Храм и его богослужение, пышное, прекрасное, > как дерево с обильной листвой, но такое же бесплодное. Некоторые > полагают, что по дороге в Храм Иисус, увидев смоковницу, рассказал > притчу, подобную той, что содержится в Евангелии от Луки, а позже > она была понята как рассказ о реальном событии. По другой версии, > Иисус совершил пророческое действо, подобно древним пророкам > (Иер.13.1-3; 19.1-3; Иез 24.3-12 и др.). Если это так, то дерево > действительно было проклято, но не с досады, а потому что > оно символически представляло собой Храм и Израиль. Это было > символическое действие, инсценированная притча, провозглашавшая > обвинительный приговор, который постигнет народ Божий в случае > дальнейшего упорства. Тогда и слова о голоде имеют символическое > значение (ср. 6.34). Есть также предположение, что Иисус произнес > не проклятие: =«Так пусть никто не ест твоих плодов вовеки!»=, > а горькое пророчество о судьбе Иерусалима: «Уже никто не будет есть > твоих плодов вовеки!» Как бы мы ни понимали этот рассказ, совершенно > ясно, что бесплодная смоковница олицетворяет народ, отказавшийся > принести плод (ср. Мф.21.43). > Ст. 15 – =Войдя в храмовый двор, Иисус выгнал вон тех, кто продавал > и покупал в Храме=. Храм состоял из четырех дворов и святилища > (собственно Храма), в которое разрешалось входить одним только > священникам. События, о которых рассказывается здесь, происходят > во внешнем, самом большом дворе, который назывался «Двором > язычников». Здесь продавалось всё необходимое для жертвоприношений: > вино, масло, соль, а также животные (быки, овцы и голуби). Животные > продавались в Храме для удобства жертвователей, которым не надо было > гнать скот через всю страну, рискуя тем, что животное заболеет, > или захромает, или ритуально осквернится, ведь жертва, приносимая > в Храме, должна была быть «непорочной», то есть без каких-либо > недостатков. > Выгнав торговцев, Иисус прервал – пусть и на короткое время – > непрерывно совершаемые в Храме жертвоприношения. Многие считали, > что причиной такого решительного действия были высокие цены > <на животных, установленные торговцами-монополистами>. Считалось, > что именно торговцы названы разбойниками (ст.17). Но, во-первых, > по некоторым сведениям, священники строго следили за ценами, > а во-вторых, негодование Иисуса обращено не только на продавцов, > но и на покупателей. > Кроме того, Иисус =опрокинул столы менял=. В этом же дворе менялись > римские и греческие деньги на специальную тирийскую монету, которой > платился храмовый налог в размере половины шекеля. Налог был > "добровольно-обязательным" для всех евреев, достигших > двадцатилетнего возраста (см. Мф.17.24), и должен был быть уплачен > к первому числу месяца нисана. На римских и греческих монетах > того времени, имевших хождение в Палестине, были человеческие > изображения, и такими монетами платить храмовый налог запрещалось. > Деньги можно было поменять и раньше в других городах страны, > за несколько же дней до 1-го нисана, то есть за две недели до Пасхи, > скамьи менял устанавливались во дворе Храма. Кстати, это может > помочь установить более или менее точное время описываемого > события – оно состоялось за две или три недели до Пасхи. Хотя, > согласно традиционному церковному календарю, Иисус пробыл > в Иерусалиме всего лишь неделю, Он, вероятно, провел там больше > времени (ср. 14.49, а также хронологию Евангелия от Иоанна). > Ст. 16 – =Иисус никому ничего не позволял проносить через храмовый > двор=. Известно, что в Храм нельзя было вносить никакую вещь, в него > запрещалось входить в сандалиях и с пылью на ногах. Кроме того, > не разрешалось проходить через двор Храма, чтобы сократить путь. > Возможно, что некоторые люди иногда нарушали этот запрет. > Иисус подтверждает его, тем самым ратуя за святость Храма. > Таким образом, Его поведение нельзя объяснить только тем, что Своим > поступком Он якобы отменял старую жертвенную систему и еврейское > храмовое богослужение.
========================== * ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ВЫПУСКА: ************************************ * + Яков Кротов: аллегория бесплодной смоковницы **** * с. Христ.Просвещ./rasylka/003/332.htm#0 *** * + К.С.Льюис о чудесах Христа, в т.ч. о проклятии смоковницы ** * http://orth.narod.ru/articles/lewis_chudo/15.htm (в конце) ** * + В.Н.Кузнецова: 2 главных условия молитвы (комм. к Мк.11:23-25) * * с. Христ.Просвещ./rasylka/003/333.htm#0 * ********************************************************************
*Все мы много грешим.
Кто не грешит словами, тот уже человек зрелый, способный держать в узде всё тело. Так, вложив лошади в рот удила, чтобы подчинить ее себе, мы управляем всем ее телом. Или вот, к примеру, корабли: они такие огромные, ими движут могучие ветры, а направляет их воля кормчего с помощью такого маленького руля. Так и с языком: это совсем небольшой орган в теле, а какие непомерные у него претензии! Или возьмем огонь: сколько дерева он сжигает! И язык – это тоже огонь. Среди остальных органов нашего тела он воплотил в себе весь неправедный мир и оскверняет всё тело. Он воспламеняет всё течение жизни, а его самого воспламеняет геенна! Каких только зверей, птиц, змей, морских животных и рыб не укротил уже или не укрощает человеческий род! А язык не дано укротить никому из людей. Это необузданное зло, полное смертоносного яда! Языком мы благословляем Господа и Отца, и тем же языком проклинаем людей, созданных по подобию Бога. Из одного и того же рта исходит и благословение, и проклятие! Братья, такого не должно быть! Может ли из одного родника бить струя и пресной, и соленой воды? Братья, может ли смоковница приносить маслины или виноградная лоза – смоквы? Скорее соленый источник даст пресную воду!* (Иак.3:2-12) * * * * * * |