=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа
нашего! (2Пет.1:2)
* 24 февраля ст.ст., пн 3-ей седмицы
Великого поста
церковные чтения (паремии):
> Ис.8:13-9:7#
[Наставление чтить, бояться истинного Бога, во всём уповать на Него;
Он благоволит к ожидающим от Него помощи; для недоверяющих Его
обетованиям, противящихся Его воле, Он – камень, о который они разобъются
(13-18). Неуповающие на Бога обращаются в трудных обстоятельствах
к помощи волхвов, лжепророков, они блуждают во мраке лжи, не имеют
защиты ни на Небе, ни на земле (19-22). Гнев Божий обрушится прежде
всего на Галилею (страну Завулона и Неффалима), но Галилею ожидает великий
свет, слава и мир – там родится Божественный Мессия (1-7) *И
мы, подобно древним иудеям, часто забываем Бога, оскорбляем Его грехами,
а в трудных обстоятельствах ищем помощи не у Бога, а у подобных
нам греховных, ничтожных пред Богом людей...]
> Быт.6:9-22#
[Бог избирает Ноя за его добродетельную жизнь, а также его семью, чтобы
сохранить человеческий род и других тварей от Потопа; вся Земля стала
мерзкой для Бога из-за разврата и нечестия людей (9-13). Божье повеление
Ною построить ковчег, войти в него со своим семейством, ввести туда
всех живых существ и заготовить необходимое для пропитания всех тварей
в ковчеге на дни Потопа (14-21). Ной в точности исполняет то, что
Бог повелел ему о сооружении ковчега и заготовлении припасов (22).]
> Притч.8:1-21#
[Мудрость дает наставления людям, возвещает о себе всем: ее учение драгоценнее
всего, одна дает силу и разум правителям и доставляет всем надежное
благо.] /См. в "подвале" этого выпуска
Ис.8:13-9:7 и Пр.8:1-21 в новом переводе (РБО)/
> <Во 2-е воскресенье Поста мы празднуем> день св. Григория Паламы.
> Он кончил свою жизнь Фессалоникийским архиепископом, но до того
> он был учеником монашеской традиции Афонской горы. Его богословие
> всеми своими корнями уходит в опыт подвижников и святых. Сердцевина
> его учения такая для нас важная, такая для нас значительная -
> свидетельство об опыте всей Православной Церкви о том, что Бог
> не замкнут в Себе Самом, не пленник Своей Божественном природы, что,
> будучи любовью, т.е. торжеством и полнотой жизни, Он и в Себе живет
> и как бы переливаясь через край собственного Своего бытия, достигает
> и нас, приобщая нас и в таинствах, и через молитву,
> и через непосредственное, непостижимое Свое действие Себе Самому,
> тому, что мы называем животворящей благодатью. Мы живы
> этой благодатью; но живы мы не земной и естественной жизнью:
> благодатью мы делаемся уже людьми, принадлежащими будущему веку.
> Святой Григорий нас учит тому, что благодать нам дается
> не за подвиг, но дается в ответ на человеческий крик,
> на человеческую мольбу, на человеческую тоску по Боге, Который
> открывает наши души глубоко и делает их богоприимными, способными
> принять Бога, как желанного гостя, как царя, как жизнь.
> Такая открытость души не достигается, однако, одной тоской по Боге.
> Христос говорит: +Блаженны чистые сердцем, - они узрят Бога+...
> Эта чистота сердечная достигается подвигом. И хоть не за подвиг
> нам дается благодать, но без труда и подвига мы неспособны
> ее принять. Бог Духа Своего дает без меры; но мы принимаем Его
> в меру нашей открытости Ему. Мы должны бороться строго, трезво,
> без пощады к себе против всего того, что затемняет ум, что омрачает
> сердце, что искривляет волю, что дает власть над нами чему бы то
> ни было, кроме Самого Бога. И это требует раньше всего решимости, -
> решимости свою жизнь сделать такой, чтобы она могла вместить сначала
> послушливость Богу, затем какую-то приобщенность Ему в мысли,
> в сердце, и затем - чудо Боговселения, когда Бог соединяется с нами
> так, как огонь пронизывает собой железо. Но огонь не вдруг
> охватывает дерево и не вдруг проходит до самого сердца железа;
> это делается постепенно. И мы должны содействовать - отдачей себя
> Богу всё больше и больше - этому покорению нас самих Божественной
> благодатью и Божественным присутствием. В одном из сочинений своих
> святой Григорий говорит о том, что мы призваны стать совершенно
> прозрачными, как хрусталь, через который может литься свободно
> Божественный нетварный свет. И, увы (говорит он), - мы непрозрачны,
> мы потемнены, есть в нас густота, непроницаемость. И поэтому
> благодатный свет, Божественный огонь касается нас только
> на поверхности нашей; обжигает порой, а порой обогревает;
> Своим светом делает очевидным изъяны, недостатки, порчу; но вместе
> тем этим же светом являет и блестки золота, и серебра, и самоцветных
> камней, которые эта почва нашей личности, и души и тела, в себе
> содержит.
> И вот подвиг всей жизни в том, чтобы стать прозрачными,
> такими прозрачными, чтобы свет Божий лился через нас, пронизывал нас
> до самой сердцевины, насквозь, и изливался на все твари Божий.
> Вот, научимся его призыву к подвигу, поймем, в чём заключается
> задача нашей жизненной борьбы: стать такими чистыми сердцем и умом,
> чтобы, как через хрусталь, лился свет, пронизывало тепло.
> Вдохновимся и тем тоже, что Бог нас зовет к такому глубокому,
> глубинному общению с Собой, что мы призваны, через приобщенность
> благодати, стать +участниками самой Божественной природы+
> (2Пет.1:4). Разве не ст`оит для этого жить? Разве это не призвание,
> ст`оящее того, чтобы отложить всякое земное попечение ради того,
> чтобы земля стала небом и чтобы мы стали гражданами вечного Царства?
> Но не рабами, не слугами, а детьми живого Бога, братьями Христовыми,
> детьми Отца. Аминь.
[ Митр. Сурожский Антоний
Проповедь во второе воскресенье Великого поста.
Из рассылки сайта www.mitras.ru,
22/III/2003 (первая публикация) ]
Желаю всяческих успехов! |
|
редактор-составитель рассылки |
|
Александр Поляков |
My ICQ # 112678438
|
*Господа воинств считайте
святым, / Его бойтесь, Его страшитесь!
Он будет Святыней — / и камнем преткновения,
глыбой, о которую споткнутся оба дома Израилевых. /
Он будет сетью, ловушкой для жителей Иерусалима!
И многие споткнутся, / упадут и разобьются, /
попадутся, будут пойманы!"
Закрепив это свидетельство, /
запечатав это наставление в сердцах моих учеников,
я буду надеяться на Господа,
который лицо Своё скрыл от дома Иаковлева, — /
я положусь на Него!
Я и дети мои, которых дал мне Господь, /
мы — знаки и знамения Израилю
от Господа воинств, обитающего на горе Сион.
Вам скажут: "Спросите у тех, кто вызывает мёртвых, у предсказателей
—
у тех, кто шепчет и бормочет.
Всякий народ спрашивает своих богов,
ради живых просит у мёртвых наставления и свидетельства".
Так говорят люди, сами несведущие в колдовстве.
Человек будет скитаться, терзаемый отчаяньем и голодом. /
Впав из-за голода в ярость, проклянёт он царя и Бога.
И он посмотрит ввысь, окинет взглядом землю, /
и всюду — горе и тьма, гнетущая темнота, / ибо он изгнан во мрак.
/
И от этого гнёта ему не будет спасенья.
Прошлое время унизило земли Завул`она и Неффал`има, /
а будущее возвысит приморский край, Заиорданье,
иноверческую Галилею!
Народ, обитающий во тьме, увидел великий свет — /
свет воссиял для тех, кто живёт в стране мрака.
Ты дал им великую радость, / послал большое веселье:
веселятся они пред Тобою, словно во время жатвы, /
радуются, будто они сейчас делят добычу!
Тяжёлое их ярмо, бремя, давившее плечи, палку в руке угнетателя —
/
всё это Ты сломал, как в день бегства мидьянитян!
И сапог, ступавший с шумом, и одежда, запачканная кровью, /
будут преданы пламени, отданы в пищу огню.
Ведь для нас родилось дитя, / мальчик дарован нам!
На него возложена власть, / и имя дано ему:
Готовящий чудеса, Могучий Бог, / Вечный Отец, Мирный Властитель.
Власть его будет крепнуть, / и не кончатся мирные годы:
он утвердит и упрочит престол и царство Давида, /
властвуя справедливо и праведно отныне — и вовеки.
Ярость Господа воинств сделает это!*
(Ис.8:13-9:7 (перевод: А.Графов))
* * *
*Не Премудрость ли это зовет, / не ее ли разумный голос слышен?
На вершине холма над дорогой, / на перепутье она сто`ит;
у ворот городских взывает, / при входе в город восклицает:
– Вас, люди, зову я, / мой призыв – к сынам человеческим!
Простаки, научитесь проницательности, / глупцы, наберитесь ума!
Слушайте мою возвышенную речь, / ибо правда у меня на устах,
истину вещает мой язык, / и мерзко устам моим зло.
Праведны все мои речи, / ни лукавства в них, ни обмана;
все они для разумного открыты, / доступны для ищущих знания.
Цените мое наставление выше серебра, /
знание – выше червонного золота.
Ибо мудрость – прекрасней самоцветов, /
ничто желанное с ней не сравнится.
Я – Премудрость, и со мною проницательность, /
знание и прозорливость я обрела.
Страх ГОСПОДЕНЬ – это ненависть ко злу. /
Гордость и заносчивость, путь зла и лживые уста я ненавижу.
У меня – совет, у меня – успех, / я – разум, и со мною сила.
Мною царствуют цари / и властители устанавливают справедливость,
мною вершат правление вожди, / князья и все судьи земли.
Кто любит меня, того и я люблю, / и кто ищет меня — найдет.
Богатство и слава – со мною, / нескончаемое процветание и правда.
Лучше золота червонного мои плоды, / я ценнее чистого серебра.
Я ступаю по пути праведности, / по стезям справедливости,
чтобы любящих меня наградить достойно /
и сокровищницы их наполнить.*
(Пр.8:1-21 (нов.пер., РБО, 2000г.))
|