Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 25 февраля ст.ст., вт 3-ей седмицы Великого поста церковные чтения (паремии): > Перечитывая Ветхий Завет > Ветхий Завет — это не только памятник древности. Иначе > он представлял бы интерес лишь для ограниченного круга людей, > которые считают своим призванием устанавливать связь с прошым; такие > люди, называемые архивариусами, есть у всех народов, однако их число > ограничено. Древние тексты Ветхого Завета содержат слово Божие. > Слово, в котором Бог обращался к человеку в давние времена, > оказывается настолько созвучным словам Христа, что оно заставляет > задуматься. Бог не меняется, и, по сути, Он всегда говорит одно > и то же. Божественное слово, выношенное в тайне Его существа, исходя > от Бога, остается субстанционально идентичным{}. Однако народ-дитя, > слушавший Его впервые, не мог так глубоко проникнуть > в его содержание, как впоследствии народ, достигший большей > зрелости. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса, которые Он говорил > на Тайной вечере ученикам: "Еще многое имею сказать вам, > но вы теперь не можете вместить". Иначе говоря, слово Божие, которое > человек слышит сейчас, отзовется в нём спустя значительное время. > Уже сейчас, когда оно приходит к человеку, это слово содержит в себе > такое богатство и глубину, которые человек не в состоянии вместить. > Но постепенно народ Божий будет взрослеть, переживая двойной опыт: > опыт бесчисленных даров, посылаемых Богом, и опыт непрекращающихся > невзгод, также тайно посылаемых Им. По мере своего медленного роста > народ будет возвращаться к давним словам Бога, улавливая в них то, > что раньше было для него сокрыто. По этому поводу можно привести > другие слова Господа из Его беседы с учениками после Тайной > вечери: "Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, > научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам". > Действительно, слово Божие, которое слышал человек от Авраама > до Иисуса, по содержанию превосходило способность понимания > его современников, и роль Святого Духа — вызвать в человеческой > памяти то, что Бог говорил прежде. Он напоминает чуткому, > просветленному сердцу то, что оно слышало в детстве и чего тогда > понять не могло. Итак, Святой Дух, вдохновляющий Писание > и вкладывающий в него Свои тайные сокровища, которых ни один > современник библейского писателя не мог до конца постигнуть, играет > еще и вторую роль, естественно вытекающую из первой: роль гида > при повторном чтении древнего слова. И потому слово Божие не прошло > мимо ушей Авраама и его потомков, а оставило в них след. Оно прежде > всего сохранилось в живом устном предании{}. Впоследствии, > с развитием в Израиле письменности, оно стало записываться. > Это Писание оставило глубокий след в сознании народа и почиталось > не как мертвая буква, имеющая отношение лишь к прошлому, > а как предмет непрерывных размышлений, к которым без конца > возвращаются{}, чтобы укрепить и усилить глубокую преемственность > с его первоначальной ориентацией. > Еще раз обратимся к словам нашего Господа, сказанным после Тайной > вечери: "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую > истину" (Ин.16,13). Роль Святого Духа — ввести нас в полноту истины, > поэтому Он выступает в роли гида при перечитывании Слова, > Им же вдохновленного ранее. И после смерти Иисуса — поскольку > ученики воплощенного Слова не могли вместить всего, > что Он им говорил, — надо продолжать чтение слова Божьего, > чтобы приблизиться к полноте истины. Это возможно только > под водительством Святого Духа, Который вдохновлял древнее Слово, > иначе говоря, надо принадлежать тому народу, которому был обещан > Святой Дух, как владельцу обетования. Я думаю, что именно в этой > перспективе раскрывается дня нас всё значение Библии. Мы понимаем > сейчас, почему и в каком смысле Иисус мог говорить (Мф.13,52), > что христианин, знакомый с Писанием — "подобен хозяину, который > выносит из сокровищницы своей и новое и старое". Вещественно — > он вынесет только старое, духовно — новое, если только переберет > свои сокровища под водительством Святого Духа, Который когда-то > вдохнул жизнь в слово.
*Не Премудрость ли это зовет,
/ не ее ли разумный голос слышен? |