ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 23 апреля ст.ст., чт (4-я седмица
по Пасхе); ¤ =8.12-50.= В гл. 7 Учение Иисуса оборвалось на торжественном слове о реках воды живой, которое евангелист истолковывает как свидетельство о Духе (7:37-39). Но служение Иисуса не ограничивается дарованием воды живой. Продолжая учение в Храме в гл. 8, Иисус называет Себя светом миру (8:12). (Как и в гл. 7, основанием для Иисуса является ветхозаветный Закон.) Свет, которым светит Иисус, - свет жизни (ср. 12). Мы видели уже в Прологе (1:4-5), что богословии Евангелия от Иоанна понятия +жизни+ и +света+ неразрывно связаны друг с другом. Эта связь снова открывается нам в заключении беседы Иисуса с Никодимом (3:14-21); там с понятием света, оказывается связано и понятие суда. А в иерусалимской беседе в гл. 5 понятие суда связано с понятием жизни. То же и в гл. 8 (ст. 15-16). Понятие суда - это отрицательный аспект света, его оборотная сторона. Но ударение здесь лежит на явлении света как света жизни, противостоящем окружающей его тьме. Таким образом, явление Иисуса как света продолжает учение о жизни в главах 3-7. В дальнейшем развитии беседы гл. 8 будут затронуты и другие стороны спасения, которому человек приобщается во Христе. ¤ =8.12-20.= Фарисеи отвергают свидетельство Иисуса о Себе. Но Иисус не принимает их возражения, потому что знает "откуда пришел и куда идет". Ясно, что "откуда" и "куда" может относиться только к Отцу. А если Отец о Нём свидетельствует, то в их общем свидетельстве осуществляется требуемое Законом свидетельство двух. И суд Иисус творит не один - с Ним и Пославший Его (ст. 16). И на вопрос фарисеев: "Где Твой Отец?" - Иисус отвечает: "... ни Меня вы не знаете, ни Отца Моего. Если бы вы Меня знали, то и Отца Моего знали бы" (ст. 19). Так мы возвращаемся к мысли гл. 5, что неприятие Сына есть и неприятие Отца. Как и в 7:30, час Иисуса еще не пришел, потому никто и не наложил на Него руки (8:20). Это замечание снова напоминает читателю о близости Страстей. Но наше внимание привлекает к себе не столько эта подробность, сколько то обстоятельство, что учение Христа, начинающееся с явления Его как света миру приводит Его к свидетельству об Отце и об отношении Сына к Нему. Этот закон литературной композиции - от явления Сына к свидетельству об Отце - наблюдается и в дальнейшем.
**>> Яков Кротов: 2 заметки о живописном изображении Христа как путника с фонарем www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_08_12.html
*Иисус снова заговорил с ними: * * * |