ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 22 апреля ст.ст., ср (4-я седмица
по Пасхе); Христос ¤ Иисус приходит на праздник Кущей (7:2), но не по настоянию братьев и отдельно от них (7:8-10), "неявно, а как бы втайне". Еврейские власти ("иудеи") даже не знают, пришел Он или нет (ст. 11). "Явным" приходом был бы Его приход как Мессии. Это и происходит, но значительно позже, когда Он торжественно въезжает в Иерусалим (гл. 12). Сейчас Он пришел "втайне", т.е. не являя Своего мессианского достоинства, но самое это противоположение - "явно" - "втайне" - показывает, что Иисус противопоставляет Себя миру как Христос, Мессия. Вопрос о том, кто Он, будет прямо поставлен и будет снова и снова ставиться в дальнейшем, но этот вопрос проливает свет и на начальные эпизоды Евангелия. ¤ Иисус учит в храме о Том, Кто Его послал, Чью волю Он исполняет и Кому Он ищет Славы (ст. 14-18, 28-29). Эти темы возвращают нас к Его раннейшим речам, произнесенным в том же Иерусалиме (гл. 5) и в Капернауме (гл. 6). Отправной точкой для Иисуса является Закон. Представители еврейских властей призна`ют, что Он знает Писание (7:15), хотя и не прошел обучения. Своих противников Он обличает, аппелируя к Закону: в Его устах чередуются ссылки на Закон и имя Моисея. "Не Моисей ли вам дал Закон?" (7:19). Обличение их в неисполнении Закона, с прямым указанием на Моисея (ср. еще ст. 23) повторяет, в основном, заключительный аккорд Его речи в Иерусалиме после исцеления больного у Овечьей купели (5:46-47). Его противники также ссылаются на Писание в подкрепление своих мнений о мессианском достоинстве Иисуса (7:41-42,49,51-52). ¤ Этот эопрос прямо ставят те из присутствующих на Празднике, кому, в отличие от паломников, пришедших `издали (7:19-20), известна грозящая Иисусу опасность (ст. 25-26). Они раздираются сомнениями: с одной стороны, безнаказанное дерзновение Иисуса, с другой - о Нём они знают "откуда Он. А когда Христос придет, никто не будет знать, откуда Он" (ст. 27). Иисус принимает вызов и, не заявляя притязаний на мессианство, отвечает ссылкой на Пославшего Его, которого они не знают, но Он знает (ст. 28-29). На это отвечают - очевидно, не толпа, а "иудеи" - попыткой взять Его. Но час Его еще не пришел, и попытка не удается (ст. 30). Мы знаем, что в Ин. +час+ Иисуса, - это час Его Страстей. Час Страстей - это и час Мессии: Мессия идет на Страсть. ¤ Многие в Него уверовали, убежденные Его знамениями: "Христос, когда придет, неужели сотворит больше знамений, чем этот человек сотворил?" (ст. 31) - они поверили в Него как во Христа. ¤ В конце главы вопрос, кто Он, снова ставится, и снова в толпе: "Другие говорили: "Это Христос!"" (ст. 41). Возник спор: в Писании сказано, что Христос придет "от семени Давида и из Вифлеема" (ст. 42). Что это слово Писания исполнилось, евангелисту, должно быть, известно. (Перед нами снова вопрос о том, был ли знак`ом Иоанн с синоптическим преданием и первыми тремя Евангелиями.) Но для слушателей Иисуса Он - галилеянин (ср. ст. 52). ¤ Служители, посланные арестовать Его, возвращаются к первосвященникам и фарисеям, не исполнив поручения. Они оправдываются: "Никогда еще так не говорил человек, как говорит этот человек" (ст. 46). ¤ Подведем некоторые итоги. Сам Иисус не называет себя Мессией. Но в толпе вопрос поставлен, ответ на него дается с возрастающей ясностью и проливает свет и на начальные эпизоды. Иисус противостоит миру в достоинстве обетованного и ожидаемого Мессии.
*Уже прошла половина праздника, |