ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 6 мая ст.ст., ср (6-я седмица по Пасхе); =окончание текста из предыдущего выпуска=> С привычными представлениями всегда трудно расставаться, > тем не менее сегодня следует признать, что старый романтический > образ Греции далек от действительности: он является лишь одним > из мифов, унаследованных от эпохи Возрождения. > Первая брешь в этом мифе была пробита открытием богатств > древневосточной культуры. Прежде эллинство казалось каким-то > уникальным островом мысли и искусства среди темного, варварского > мира. Теперь же обнаруживалось, что на Востоке поэзия, наука, > зодчество, скульптура и живопись расцвели задолго до того, > как появились в Греции. Изучая античный быт, археологи убедились, > что он был мало похож на идеальную картину, нарисованную мифом > об Элладе. Даже в Афинах рядом с прекрасными храмами теснились > жалкие кварталы, где было столько же грязи, смрада, неудобств > и нищеты, сколько в любом городе древнего мира. > Когда спала с глаз пелена предвзятости, по-иному > стала вырисовываться и греческая история. Ведь, подобно всем другим, > она была полна зверств, предательств, насилий, безумия и фанатизма; > она знала и коррупцию властей, и преследования инакомыслящих, > и жестокий деспотизм. > Изучение греческой религии и философии за последние сто лет > окончательно развеяло миф об Элладе. Еще в XIX в. была как бы заново > открыта мистическая Эллада, суровая и трагичная. Стало понятно, > чем была для греческого духа буйная стихия Диониса, вера в Судьбу, > породившая «античный ужас»; обнаружилась удивительная близость путей > Греции и Востока {См. об этом: С.Соловьев. Эллинизм и Церковь. — > В сб. его статей «Богословские и критические очерки», М.,1916, > с.3—30}. В результате этих переоценок античный мир не потерял своего > индивидуального лица, но оно уже более не казалось божественным. > В этой новой Элладе по-прежнему остается место эстетам > и жизнелюбцам, скептикам и рационалистам, но мы также находим в ней > пессимизм и уныние, растерянность и отвращение к жизни. > Мы обнаруживаем в ней мистическую тоску и проповедь аскетизма. > По-другому прочитываются теперь и давно известные античные тексты. > Из них явствует, что древний грек отнюдь не был наивным баловнем > счастья. Напротив, он слишком часто ощущал себя игрушкой неведомых > сил, и даже боги не были в его глазах свободными существами. > Печатью трагичности отмечена и история греческой мысли. Неимоверные > усилия проникнуть с помощью разума в тайники Сущего при всём > их героическом величии были отравлены сознанием своей немощи > и безнадежности. > Всего этого слишком долго не видели или не хотели видеть, а между > тем, быть может, именно здесь трепетало самое сердце греческого > мира. > Ст`оит ли сожалеть о развенчанном мифе? Лишилась ли теперь Греция > своей красоты и значительности? Скорее наоборот. Эта страдавшая, > искавшая, заблуждавшаяся Эллада дороже нам, чем та — воображаемая. > Современный мир во многом повторяет ее опыт: так же, как она, > он мечется, бросаясь от материализма и тоталитарной идеологии > к метафизике и оккультизму. Поэтому, лишенная своих стилизованных > одеяний и перестав быть идеалом, Греция становится более близкой > к нам в своей скорбной неудовлетворенности, в искании вечного > и совершенного.
**>> Э.Малашкин: Отец и Сын: одна слава на двоих с. Христ.Просвещ./rasylka/003/450.htm#0 **>> К.С.Льюис: встретиться с собой, чтобы встретить Бога с. Христ.Просвещ./rasylka/002/096.htm#0
*Иисус сказал: |