=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 5 мая ст.ст., вт (6-я седмица по Пасхе);
литургические чтения: Деян.17:19-28# v; Ин.12:19-26# v.

+>            Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник,
+>                             на котором написано: «неведомому Богу».
+>             Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
+>                    Из речи апостола Павла к афинянам (Деяния 17,23)


> В  Евангелии есть единственное место, где упомянуты греки: когда они
> через апостола Филиппа искали беседы с Иисусом. Эпизод, казалось бы,
> мимолетный,    о  котором  говорится  очень мало,   но знаменательны
> слов`а Христа, сказанные по этому поводу: «Пришло время прославиться
> Сыну  Человеческому»  (Иоанн  12,23).  Речь, очевидно, идет не о Его
> небесной  славе,   а  о  принятии  людьми  Благой  Вести {Евангелист
> не говорит о том, произошла ли встреча Христа с греками. Но у Иосифа
> Флавия есть фраза (по-видимому, подлинная), из которой можно
> заключить, что беседа состоялась и имела последствия. Историк пишет,
> что Иисус «увлек за собой многих иудеев и многих из эллинов»
> (<Иудейские древности>, XVIII,3). Следует отметить, что эти
> «эллины»,  как  и упомянутые Евангелием, были, вероятно, прозелитами
> иудейства,  которых насчитывалось немало в эллинистическом мире}.
> И  действительно,  эллинистический  мир,  окружавший  со всех сторон
> Иудею,   стал  первым  полем  жатвы апостолов,  когда они обратились
> с  проповедью  к язычникам.   Вышедшее  из библейской  страны  слово
> было  принято  людьми античного общества и культуры, и на этой почве
> возрастала  Вселенская Церковь. Мученики и апологеты, учители и Отцы
> Церкви  в  большинстве   своем   были  сынами  греко-римского  мира.
> Этот  факт, оказавший огромное влияние на жизнь христианства, не мог
> быть  случайным,   он имел много предпосылок,  из которых мы выделим
> две основные.

> Прежде  всего,  многие  античные  идеи  подготовили умы к восприятию
> Евангелия. Как не для всех иудеев оно было «соблазном», так и не все
> эллины  видели  в  нём  «безумие».  Когда  греки и римляне, искавшие
> истину,  приходили  к  христианству,  они  обнаруживали в нём немало
> того,  чему учили их философы. Это облегчало им приобщение к Церкви,
> и,  в  свою  очередь,  сами  они,   возвещая Слово Божие,  прибегали
> к системе античных понятий.

> «Когда говорим, что всё устроено и сотворено Богом, — писал во II в.
> св.  Иустин  Мученик,  —  то  окажется,  что  мы  высказываем учение
> Платоново;  когда  утверждаем,  что мир сгорит,  то говорим согласно
> с мнением стоиков; и когда учим, что д`уши злодеев и по смерти будут
> наказаны, а д`уши добрых людей,  свободные от наказания,  будут жить
> в  блаженстве, то мы говорим то же, что и философы»{Апология, I,20}.
> Эти совпадения не являлись в глазах  святого  простой  случайностью.
> Он   верил,    что   Логос задолго до воплощения уже  «был причастен
> роду   человеческому»    и   открывал   людям   истину   постепенно.
> Как  иудейские  праведники  были  служителями  Слова,   «христианами
> до  Христа»,  так  и  эллинские мудрецы могли быть ими, если внимали
> голосу Божию.  Среди них св. Иустин  называет  Сократа  и  Гераклита
> {Там же, I,46}.

> С  другой  стороны, в эпоху первохристианской проповеди античный мир
> переживал    глубокую   неудовлетворенность  своим  миросозерцанием.
> Самые  великие  достижения  эллинской  мысли  не могли утолить жажду
> новых  идеалов,   и  этот  кризис  подготовил   античного   человека
> к принятию учения, пришедшего с Востока.

> Правда,  о чувстве духовной несостоятельности, томившем древний мир,
> впоследствии   было  забыто.  Со  времен  Ренессанса  «беломраморная
> Эллада»  стала  рисоваться  европейцам  как  законченное  воплощение
> всего  прекрасного, разумного и счастливого. Слово «Греция» привыкли
> ассоциировать  со  сказочной  картиной,  которая  надолго заворожила
> лучшие  умы  Европы.  Ослепительно  белые  колонны  на фоне глубокой
> лазури;   статуи,   овеянные величием и покоем;  боги,  приветливые,
> как  люди;  люди  в  белых  одеждах,  прекрасные,  как боги, мудрые,
> просветленные; алтари среди кипарисовых рощ, веселые наяды, играющие
> у  ручьев;    философы,   свободно  обсуждающие  мировые  вопросы...
> Нет ни крайности, ни нетерпимости.  Повсюду царят разум,  равновесие
> и  совершенство.   Здесь  прекрасно  всё:   и  гражданская доблесть,
> и семейный очаг, и старинные обряды, и гимнастические состязания.

> Такой  была  эта обетованная земля в представлений многих — вершиной
> человечества,  золотым  веком  его истории. «Греция представляет нам
> отрадную   картину   юношеской   свежести  духа»,  —  писал  Гегель,
> определявший  эллинские верования как «религию красоты». В известном
> стихотворении  Шиллера  «Боги  Греции»  эта  вера  в  Элладу  звучит
> восторженным панегириком:
+>      Обычного земного поклоненья
+>      И тяжких жертв не требовалось там,
+>      Там счастия искали всё творенья;
+>      Кто счастлив был, тот равен был богам.

> Сколько  было  сказано  и  написано  о  волшебной  красоте греческой
> природы  и  скульптуры,  о жизнерадостности греков,  о независимости
> и  оптимизме  их  мышления!   Сколько раз Греция,  искусство которой
> Маркс   называл   «нормой   и  недосягаемым  образцом»,  становилась
> законодательницей  мод,   властительницей  дум!  Просвещение и наука
> были  неотъемлемыми  атрибутами Эллады в глазах поборников «светской
> культуры».  Вторя древним язычникам, они утверждали, будто Евангелие
> разрушило    «мир   мудрости  и  светлой  радости».   Мысль  о  том,
> что  античный  мир  мог  нуждаться  в  какой-то более полной истине,
> казалась   нелепой:   чему   было   учиться   Элладе   у  «скорбного
> дисгармоничного  Востока»?  Ницше  видел  в  Греции  оплот  духовной
> свободы,   а  мироотрицание  и  рабство  связывал   с верой  Библии.
> Он прошел мимо Песни Песней и Книги Иова,  забыл о Кане  Галилейской
> и  евангельских  словах:  «Вы позн`аете истину, а истина сделает вас
> свободными».  А  ведь  не  кто  иной, как он сам, приводил греческую
> легенду  о  Силене,  у которого люди хотели выведать секрет счастья;
> пойманный по приказу царя демон долго молчал, но наконец воскликнул:
> «О  человек,  эфемерное  создание,  дитя злой судьбы! Лучше для тебя
> вовсе  не родиться,   а уж если явился на свет,  тебе хорошо умереть
> как можно скорее».

> Эти  слова легенды, столь, далекие от пресловутой «жизнерадостности»
> греков, позволяют увидеть античность в совершенно ином свете.

[  Свящ. Александр Мень. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. т. 4 (0)  
www.alexandrmen.ru/books/tom4/4_vved.html  ]

 

 **>> К.С.Льюис: Где найти Бога?
      с. Христ.Просвещ./rasylka/002/095.htm#0
 **>> Свящ. Александр Борисов:
      Естественная религиозность и Откровение. Ап. Павел в Ареопаге
      с. Христ.Просвещ./rasylka/003/449.htm#0


Да просветит нас Христос!

 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Фарисеи говорили друг другу:
– Видите, мы бессильны что-либо предпринять.
Весь народ пошел за Ним!
Среди пришедших на праздник поклониться Богу были и греки.
Они подошли к Филиппу, который был родом из Вифсаиды, что в Галилее,
и обратились к нему с просьбой:
– Господин наш, мы хотим увидеть Иисуса.
Филипп идет и говорит об этом Андрею,
а затем они оба, и Андрей, и Филипп, приходят и говорят Иисусу.
Иисус отвечает:
- Час настал –
Сын Человеческий облекается в славу Божью!
Говорю вам истинную правду:
ПОКА ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО НЕ УМРЕТ, УПАВ В ЗЕМЛЮ,
ОНО ТАК И ОСТАНЕТСЯ - ОДИНОКИМ ЗЕРНЫШКОМ,
А УМРЕТ – ПРИНЕСЕТ БОЛЬШОЙ УРОЖАЙ.
Тот, кому дорога своя жизнь, ее губит,
а кому в этом мире жизнь своя ненавистна,
тот для вечной жизни ее сохранит.
Тот, кто Мне служит,
пусть идет за Мной следом!
И где Я, будет там и слуга Мой.
И тому, кто Мне служит,
честь воздаст Мой Отец.*
(Ин.12:19-26)

* * *
*Павел, представ перед Ареопагом, заговорил:
"Афиняне, я вижу по всему,
что вы люди в высшей степени почитающие богов.
Когда я ходил и осматривал ваши святыни,
я обнаружил алтарь, на котором написано: "НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ".
Именно этого Бога, которого вы, не зная, уже почитаете,
я возвещаю вам.
Бог, создавший мир и всё, что в мире, Господин неба и земли,
не живет в храмах, построенных для Него руками людей.
Он не нуждается ни в чём
из того, что могли бы предоставить Ему человеческие руки.
Наоборот, это Он дал всем всё, в том числе жизнь и дыхание.
От одного-единственного человека Он произвел все народы,
чтобы они населили всю землю,
заранее определив для них и точные времена, и границы их обитания.
Он сделал это, чтобы люди искали Бога,
чувствуя, что Он совсем недалеко от каждого из нас,
и могли Его найти.
"Ведь в Нём мы живем, и движемся, и существуем".
То же самое сказали и некоторые из ваших поэтов:
"Ибо мы все Его род".
И раз мы Божий род, не пристало нам думать,
что Бог таков, каким Его изображают -
в золоте, в серебре или в камне -
человеческое искусство по человеческим представлениям.
Бог всё это прощал в те времена, когда о Нём не знали.
Но теперь Он повелевает
всем людям везде, где бы они ни жили, раскаяться,
потому что Он уже определил день,
когда будет судить вселенную праведным судом,
и уже назначил Человека, который будет судьей.
Он дал всем людям доказательство этого, воскресив Его из мертвых".*
(Деян.17:22-31)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»