ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 5 мая ст.ст., вт (6-я седмица по Пасхе); +> Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, +> на котором написано: «неведомому Богу». +> Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. +> Из речи апостола Павла к афинянам (Деяния 17,23) > В Евангелии есть единственное место, где упомянуты греки: когда они > через апостола Филиппа искали беседы с Иисусом. Эпизод, казалось бы, > мимолетный, о котором говорится очень мало, но знаменательны > слов`а Христа, сказанные по этому поводу: «Пришло время прославиться > Сыну Человеческому» (Иоанн 12,23). Речь, очевидно, идет не о Его > небесной славе, а о принятии людьми Благой Вести {Евангелист > не говорит о том, произошла ли встреча Христа с греками. Но у Иосифа > Флавия есть фраза (по-видимому, подлинная), из которой можно > заключить, что беседа состоялась и имела последствия. Историк пишет, > что Иисус «увлек за собой многих иудеев и многих из эллинов» > (<Иудейские древности>, XVIII,3). Следует отметить, что эти > «эллины», как и упомянутые Евангелием, были, вероятно, прозелитами > иудейства, которых насчитывалось немало в эллинистическом мире}. > И действительно, эллинистический мир, окружавший со всех сторон > Иудею, стал первым полем жатвы апостолов, когда они обратились > с проповедью к язычникам. Вышедшее из библейской страны слово > было принято людьми античного общества и культуры, и на этой почве > возрастала Вселенская Церковь. Мученики и апологеты, учители и Отцы > Церкви в большинстве своем были сынами греко-римского мира. > Этот факт, оказавший огромное влияние на жизнь христианства, не мог > быть случайным, он имел много предпосылок, из которых мы выделим > две основные. > Прежде всего, многие античные идеи подготовили умы к восприятию > Евангелия. Как не для всех иудеев оно было «соблазном», так и не все > эллины видели в нём «безумие». Когда греки и римляне, искавшие > истину, приходили к христианству, они обнаруживали в нём немало > того, чему учили их философы. Это облегчало им приобщение к Церкви, > и, в свою очередь, сами они, возвещая Слово Божие, прибегали > к системе античных понятий. > «Когда говорим, что всё устроено и сотворено Богом, — писал во II в. > св. Иустин Мученик, — то окажется, что мы высказываем учение > Платоново; когда утверждаем, что мир сгорит, то говорим согласно > с мнением стоиков; и когда учим, что д`уши злодеев и по смерти будут > наказаны, а д`уши добрых людей, свободные от наказания, будут жить > в блаженстве, то мы говорим то же, что и философы»{Апология, I,20}. > Эти совпадения не являлись в глазах святого простой случайностью. > Он верил, что Логос задолго до воплощения уже «был причастен > роду человеческому» и открывал людям истину постепенно. > Как иудейские праведники были служителями Слова, «христианами > до Христа», так и эллинские мудрецы могли быть ими, если внимали > голосу Божию. Среди них св. Иустин называет Сократа и Гераклита > {Там же, I,46}. > С другой стороны, в эпоху первохристианской проповеди античный мир > переживал глубокую неудовлетворенность своим миросозерцанием. > Самые великие достижения эллинской мысли не могли утолить жажду > новых идеалов, и этот кризис подготовил античного человека > к принятию учения, пришедшего с Востока. > Правда, о чувстве духовной несостоятельности, томившем древний мир, > впоследствии было забыто. Со времен Ренессанса «беломраморная > Эллада» стала рисоваться европейцам как законченное воплощение > всего прекрасного, разумного и счастливого. Слово «Греция» привыкли > ассоциировать со сказочной картиной, которая надолго заворожила > лучшие умы Европы. Ослепительно белые колонны на фоне глубокой > лазури; статуи, овеянные величием и покоем; боги, приветливые, > как люди; люди в белых одеждах, прекрасные, как боги, мудрые, > просветленные; алтари среди кипарисовых рощ, веселые наяды, играющие > у ручьев; философы, свободно обсуждающие мировые вопросы... > Нет ни крайности, ни нетерпимости. Повсюду царят разум, равновесие > и совершенство. Здесь прекрасно всё: и гражданская доблесть, > и семейный очаг, и старинные обряды, и гимнастические состязания. > Такой была эта обетованная земля в представлений многих — вершиной > человечества, золотым веком его истории. «Греция представляет нам > отрадную картину юношеской свежести духа», — писал Гегель, > определявший эллинские верования как «религию красоты». В известном > стихотворении Шиллера «Боги Греции» эта вера в Элладу звучит > восторженным панегириком: +> Обычного земного поклоненья +> И тяжких жертв не требовалось там, +> Там счастия искали всё творенья; +> Кто счастлив был, тот равен был богам. > Сколько было сказано и написано о волшебной красоте греческой > природы и скульптуры, о жизнерадостности греков, о независимости > и оптимизме их мышления! Сколько раз Греция, искусство которой > Маркс называл «нормой и недосягаемым образцом», становилась > законодательницей мод, властительницей дум! Просвещение и наука > были неотъемлемыми атрибутами Эллады в глазах поборников «светской > культуры». Вторя древним язычникам, они утверждали, будто Евангелие > разрушило «мир мудрости и светлой радости». Мысль о том, > что античный мир мог нуждаться в какой-то более полной истине, > казалась нелепой: чему было учиться Элладе у «скорбного > дисгармоничного Востока»? Ницше видел в Греции оплот духовной > свободы, а мироотрицание и рабство связывал с верой Библии. > Он прошел мимо Песни Песней и Книги Иова, забыл о Кане Галилейской > и евангельских словах: «Вы позн`аете истину, а истина сделает вас > свободными». А ведь не кто иной, как он сам, приводил греческую > легенду о Силене, у которого люди хотели выведать секрет счастья; > пойманный по приказу царя демон долго молчал, но наконец воскликнул: > «О человек, эфемерное создание, дитя злой судьбы! Лучше для тебя > вовсе не родиться, а уж если явился на свет, тебе хорошо умереть > как можно скорее». > Эти слова легенды, столь, далекие от пресловутой «жизнерадостности» > греков, позволяют увидеть античность в совершенно ином свете.
**>> К.С.Льюис: Где найти Бога? с. Христ.Просвещ./rasylka/002/095.htm#0 **>> Свящ. Александр Борисов: Естественная религиозность и Откровение. Ап. Павел в Ареопаге с. Христ.Просвещ./rasylka/003/449.htm#0
*Фарисеи говорили друг другу: * * * |