Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)
* 16 июля ст.ст., чт; литургические чтения: 1Кор.14:6-19; Мф.20:17-28. * 17 июля ст.ст., пт; литургические чтения: 1Кор.14:26-40; Мф.21:12-14,17-20. (9-я седмица по Пятидесятнице) > Среди многих даров Святого Духа в <ранней> Церкви был > и так называемый дар языков. Человек по вдохновению свыше вдруг > начинал молиться на ином языке. Причем, это не были просто > иностранные языки. Апостол говорит, что "никто не понимает его, > он тайны говорит духом" (1Кор.14,2). > Обилие в древней Церкви всевозможных даров понятно. Апостолы > сообщали только основы веры и благочестия, и шли дальше. А в жизни > общины потом возникало много частных проблем. Письменные Евангелия > появились не сразу; посланиями Апостолы не могли часто назидать > свою паству, а посещали еще реже. Поэтому Дух Святой непосредственно > назидал верных. И дар языков, это было первой ступенью схождения > Духа. Это было как бы громогласное стучание в дверь души, в дверь > сознания. Это было первым свидетельством присутствия Духа. И человек > в состоянии невыразимой радости от соприкосновения с небом начинал > молиться словами, неведомыми даже ему самому. > Это был личный дар только этому человеку, и поэтому: "Кто говорит > на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу" (1Кор.14,2), > "тот назидает себя" (1Кор.14,4). Этот дар очень способствовал > личному возрастанию в вере. Люди так увлекались, что приходилось > напоминать и о последующей ступени: "Желаю, чтобы вы все говорили > языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали", "чтобы церковь > получала назидание". "Благодарю Бога моего, - пишет Апостол о > себе, - я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше > пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели > тьму слов на незнакомом языке" (1Кор.14,18-19). > Вошедшее в сердце должно быть принято разумом через изъяснение > "откровением, или познанием, или пророчеством, или учением". > "А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре > истолкования" (1Кор.14,13). > Но не только разум может не понимать огненного биения Духа, > звучащего в сердце. Порой и сердце не понимает того, что воспримет > разум. Вот сегодняшний пример. "Восходя в Иерусалим, Иисус" сказал > Своим ученикам: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий > предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; > и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; > и в третий день воскреснет". И сразу после этих слов двое > из двенадцати подходят к Иисусу со своей матерью, и она от лица их, > ко всеобщему негодованию, говорит: "Скажи, чтобы сии два сына мои > сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве > Твоем". Господни слова о Его грядущих страданиях и смерти прошли > мимо их сердец! > В наше время, когда всё, что надо знать, уже сказано Духом через > святых мужей, записано в книгах, истолковано и объяснено, - истина > входит в человека, в основном, дверью ума. И нам надо молить Бога > уже не о истолковании, а о том, чтобы всё, чему мы учимся > из Писаний, не лежало бы в головах мертвым грузом, но - звучало бы > в наших сердцах живой, радостной вестью! * * * > Священное Писание показывает, как проходили богослужебные собрания > первых христиан. "Итак, что же братия? - пишет Апостол. - Когда > вы сх`одитесь, и у каждого есть псалом, есть поучение, есть язык, > есть откровение, есть истолкование, - всё сие да будет к назиданию". > Не говорит Апостол о недостатке чего-то, о необходимости что-то > приобрести. Он заботится, как привести в должный порядок > всё множество даров Святого Духа. "Если кто говорит на незнакомом > языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. > Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе > и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть > рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый > молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем > поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны > пророкам; потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. > Так бывает во всех церквах у святых". > Но надо помнить, что и языки, и откровения, и богодухновенные > молитвы, и дар истолкования, - всё это лишь чистые действия Самого > Духа. Эти щедрые дары еще должны быть восприняты и усвоены людьми, > подобно как солнечный свет усваивается живыми растениями. И чем > сильнее, чем очевиднее действие Духа, тем страшнее остаться > без плода. Господь показал это на примере смоковницы, которая > красовалась богатой листвой, но не имела плодов. Господь проклял ее, > и она засохла. Это - предупреждение, и не только для древней Церкви, > богатой яркими дарами, но и для нас. И нам очень много дано. У нас > есть Священное Писание, Предание, богатая христианская письменность. > Есть у нас огромный двухтысячелетний опыт христианской жизни > и спасения. Все наши молитвы, поучения, назидания - от того же > духовного корня, от которого шли откровения и пророчества > в собраниях первых христиан. Но кто же виноват, что все это у нас > лежит как бы в сундуке, который мы ярко раскрасили, но открываем > так редко, что поистине отсекаем себя от живоносного корня. Мы даже > забываем, для чего нам нужны храмы, для чего христиане должны > сходиться вместе. И зачастую у нас вся духовная жизнь сводится > к тому, что одни просто приходят в храм покупать за деньги здоровье, > успех, душевный комфорт, а другие приходят этим торговать. А Господь > и насчет этого наглядно предупредил, когда однажды "выгнал > всех продающих и покупающих в храме", напомнив, что это "дом > молитвы", а не "вертеп разбойников". > Не будем же завидовать первым христианам, а лучше станем дорожить > и пользоваться тем, что у нас есть. Чем больше даст Господь, > тем больше Он и спросит. А чтобы усвоить данное Богом и спастись, > древним христианам надо было приложить ничуть не меньше усилий, > чем нам с вами. [ свящ. Вячеслав Резников. <Проповеди в чт и пт 9-й седм. по Пятидесятнице> www.pues.ru/orthodox/propov/pd_09.htm?print ] +++ Прп. Симеон Новый Богослов: приобщение сущности Бога с. Христ.Просвещ./rasylka/002/167.htm#0 +++ Протопр. Николай Афанасьев: харизматичность и упорядоченность в Церкви с. Христ.Просвещ./rasylka/003/522.htm#0 +++ Е.Верещагин: Пойте все разумно! с. Христ.Просвещ./rasylka/002/168.htm#0 ++ + О пятидесятниках (христианской конфессии, делающей особый акцент на даре языков, о котором пишет ап. Павел) см.: www.Krotov.info/spravki/temy/p/pyatides.html -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Представьте себе, братья, что я пришел к вам и говорил на неведомых языках. Какая была бы вам от меня польза? Я ничего бы вам не поведал, ничего не открыл, ничему не научил, ничего не возвестил, ни в чём не наставил. ... Жаждете даров Духа — добивайтесь изобилия тех даров, что способствуют созиданию церкви. ... Если я молюсь на таком языке, Дух во мне молится, но разум мой не участвует в этом. Как же быть? Буду молиться и так, как побуждает меня Дух, но буду молиться и разумом! Буду воспевать Бога духом, но буду воспевать Его и разумом! ... Благодарение Богу, я лучше вас всех говорю на языках, но в собрании верующих лучше скажу пять слов понятных, чтобы наставить и других, чем тысячи на непонятном языке! ... Когда вы собираетесь вместе, пусть у одного из вас будет гимн, у другого проповедь, у кого-то откровение от Бога, у кого-то весть на языках, у кого-то ее истолкование. Но всё должно иметь целью созидание Церкви. ... Пророки же пусть говорят двое или трое, а остальные пусть проверяют, что они сказали. А если кому-то другому из сидящих вдруг будет откровение от Бога, то пусть первый тогда замолчит. Ведь вы все можете по очереди пророчествовать, чтобы всех чему-то научить и всех ободрить. Пророки должны уметь управлять своим духом, потому что Бог — это Бог не беспорядка, а мира. ... Итак, братья, добивайтесь дара пророчества, но не препятствуйте говорить и на языках. Но всё должно происходить благопристойно и чинно.* (1Кор.14:6,12,14-15,18-19,26,29-33,39-40) |
|||
|