Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)
* 6 августа ст.ст., чт - ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ - литургические чтения: 2Пет.1:10-19; Мф.17:1-9. > ПРЕОБРАЖЕНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ > Связь между Преображением и Воскресением несомненна, потому что > Иисус Христос, сходя с Горы Преображения, запретил ученикам > рассказывать об увиденном, но не вообще, а "доколе Сын Человеческий > не воскреснет из мертвых". "И они сдержали это слово, спрашивая друг > друга, что значит: воскреснуть из мертвых?" (Мк.9,9-10). > Следовательно, из события Преображения они не сумели получить > никакого предварительного понимания предстоящего события > Воскресения. > Отчасти можно понять, почему так случилось: хотя первое событие > и указывает на второе, всё же второе будет протекать совсем > по-иному. Когда на пути в Эммаус Иисуса не узнают собственные > ученики, это объясняется и тем, что от Него не исходило никакого > обнаруживающего света. Точно так же, без просветленности, > Он постоянно является на земле вплоть до Вознесения на небо. И лишь > на пути в Дамаск некий человек повергается на землю - от "осияния > великого света с неба" (Деян.22,6), "превосходящего солнечное > сияние" (Деян.26,13). Правда, ослепленный всё-таки никакой > человеческой фигуры не видел: ему открылась небесная слава > Возвратившегося к Своему Отцу. > Свет на Фаворе - это свет, идущий вниз, равно как и всё явление > Св. Троицы необходимо именно для нисхождения Бога к страстям > и к смерти. Преображению не случайно было предпослано первое > упоминание Христом предстоящих страстей, а также наставление > о следовании на крестном пути (Лк.9,22-26). Весьма показательно > также, что беседа с Моисеем и Илией имеет темой грядущий "исход" > в Иерусалиме (Лк.9,31). Глас Отца с высочайшей высоты закрепляет > происшедшее: "Сей есть Сын Мой (ради дела спасения) избранный; > Его слушайте" (Лк.9,35). Осеняющее облако, из которого прозвучал > глас и которое покрыло устрашенных учеников, - это образ Св. Духа. > Церковь же, также подключенная к происходящему, еще не постигает > заложенного в нём призыва, поэтому вместо того, чтобы приглашать > к сопутствованию в страстях, она лишь требует пребывания > в экстатическом непонимании. Допустимо ли говорить (как говорят > некоторые св. отцы и византийские богословы), что человеческая > природа Иисуса Христа была постоянно заключена в Фаворский свет, > но повседневность затеняла его, почему ученики ничего > и не примечали? Едва ли. Не феномен света важен, а важно, > что погрузившееся в неприметность человеческой повседневности > человеколюбие Иисуса всякий раз отвечало благоволению Отца и было > прояснено Им и Его незримым величием также и во всё более глубоком > образе раба Божиего. Действительно, прямо перед страстями Иисус > попросил Отца и в грядущей м`уке прославить Его, Отцовское, имя, > и немедленно раздался глас с неба: "И прославил, и еще прославлю" > (Ин.12,28). > Эти слова парадоксальным образом разъясняют способность света > Воскресения просиять из глубочайшей бездны страданий и смерти, > от "дошедшей до конца любви" - от завернутого в пелены тела, > лежащего в запечатанном гробе и возвращаемого в свет жизни, и это > происходит не извне, сверху, поскольку он в этом не нуждается: "Имею > власть отдать <свою жизнь> и власть имею опять принять ее" > (Ин.10,18). Ибо в предельности смерти заключалась предельность > Божественной любви, так что и в подлинной физической смерти > присутствовало жизненное начало абсолютной любви. "И вот, сделалось > великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, > приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Вид его > был, как молния, и одежда его бела как снег" (Мф.28,2 и сл.). > Перед нами, конечно, лишь описание в образах, оно лишь приоткрывает > незримое событие воскресения. Кромешная тьма Страстной субботы > непосредственно и без перехода становится чистым пасхальным светом. > В момент полностью преобразованная ситуация становится > своей противоположностью, не теряя своей идентичности. > Воскресший из мертвых является теперь "духом животворящим" > (1Кор.15,45), и соответственно для Него больше нет нужды вновь > и вновь демонстрировать Свое чисто внешнее, зримое преображение. > Он может Своим телесным дыханием вдыхать в Церковь Святой Дух > и давать ей власть пробуждать духовно умерших: "Кому простите грехи, > тому простятся" (Ин.20,23). А теперь духовное веяние Христа > уже полностью осеняет Церковь, она становится Его частью, но, > в отличие от учеников на Фаворе, Церковь не страшится покрывающего > ее облака (Мф.17,6). Смысл христианской веры заключен в Иисусе, > так что вера ныне, поскольку "Господь есть Дух", сама собою > преображает нас "во славу Господа", более того: "От славы в славу, > как от Господня Духа" (2Кор.3,18). Соответственно <нам> больше > нет нужды в в`идении Фаворского света. Свет воскресения - это другой > свет, и он творит нас "светом в Господе" и побуждает нас, > пребывающих в свете, и "поступать как чада света" (Еф.5,8). [ Ганс Урс фон Бальтазар ТЫ ИМЕЕШЬ ГЛАГОЛЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ Размышления над Священным Писанием // М.: Мысль, 1992г.; стр.78-80 www.agnuz.info/library/Ti_imeesh.htm#31 ] *********************************** <<<<<<* См. также о празднике Преображения: *>>>>>>>> Е.Б.Рашковский с. Христ.Просвещ./rasylka/002/164.htm#0 Яков Кротов www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/17_01.htm свящ. Александр Мень www.krotov.info/library/13_m/myen/00029.htm митр. Антоний (Блум) с. Христ.Просвещ./rasylka/003/526.htm#0 & www.mitras.ru/inname/in_25.htm д. Андрей Кураев www.kuraev.ru/scool24.html Ю.А.Шрейдер о Преображении в сравнении с другими евангельскими чудесами: www.bible-center.ru/article/gospel "Мысли вслух" на с. "Библия-центр": www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew_ru&txt=mt+17:1-13 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Преобразился на гор`е Ты, / Христе Боже, показав славу Твою ученикам Твоим, / насколько они могли ее видеть. Да воссияет и нам, грешным, / свет Твой вечный, по молитвам Богородицы, / Податель света. Слава Тебе!* (тропарь праздника) * * * *... когда <ученики> увидят Тебя распинаемого, поймут Твое добровольное страдание, и поведают миру, что ты воистину сияние Отца.* (из кондака праздника) |
|||
|