Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!(1Кор.1:3)
* 10 августа ст.ст., пн (13-я седмица по Пятидесятнице) {попразднство Преображения} литургические чтения: 2Кор.8:7-15; Мк.3:6-12*. > Жизнь Церкви в ранневизантийский период определялась > семью Вселенскими соборами. Эти соборы выполнили двойную задачу. > Во-первых, они прояснили и четко установили внешнюю организационную > структуру церкви, определив статус пяти крупнейших престолов, > или патриархатов, сложившихся в предшествующую эпоху. Во-вторых > (что важнее), соборы раз и навсегда утвердили учение Церкви > об основополагающих догматах христианской веры - о Троице > и воплощении. Все христиане усматривали в этих догматах "тайну", > запредельную человеческому разумению и невыразимую человеческим > языком. Формулируя соборные определения, епископы отнюдь > не воображали, будто разъяснили тайну; они только старались > исключить некоторые ложные способы говорить и мыслить об этих вещах. > Дабы предостеречь народ Божий от заблуждения и ереси, они воздвигали > ограду вокруг тайны; и этим дело ограничивалось. > Соборные дискуссии порой казались абстрактными и не связанными > с реальной жизнью; однако их воодушевляла вполне практическая цель: > спасение человечества. Согласно учению Нового Завета, человечество > отделено от Бога грехом и не может собственными силами сломать > стену отчуждения, воздвигнутую его собственной греховностью. > Тогда инициативу взял на себя Бог: Он стал человеком, был распят > и воскрес, тем самым освободив человечество от уз греха и смерти. > Такого ядро христианского провозвестия, и задача соборов - стоять > на его страже. Ереси опасны и заслуживают осуждения потому, что > они подрывают учение Нового Завета и воздвигают преграду между Богом > и людьми, воспрещая людям достигнуть полноты спасения. > Св. Павел выражает это провозвестие об искуплении в терминах > участия. Христос участвует в нашей нищете, чтобы мы могли > участвовать в изобилии Его божества: Господь Иисус Христос, "будучи > богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" > (2Кор.8:9). В Евангелии от Иоанна та же идея выражена несколько > иначе. Христос утверждает, что дал ученикам приобщиться > к божественной славе, и молится о том, чтобы они могли достигнуть > единения с Богом: "И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут > едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены > во едино" (Ин.17:22-23). Греческие отцы поняли этот и сходные тексты > буквально и дерзнули говорить об "об`ожении" (по-гречески theosis) > человеческой природы. Коль скоро человеческие существа призваны > участвовать в божественной славе, - рассуждали отцы, - коль скоро > они должны быть "едино" с Богом, это значит, что они должны быть > "обожены": люди призваны по благодати стать тем, что Бог есть > по природе. В соответствии с этим св. Афанасий подытоживает > смысл Воплощения в следующей формуле: "Бог стал человеком, > дабы человек мог стать богом"{О воплощении, 54}. > Но если такое "становление богом", такое "обожение" (theosis) > возможно, то Христос Спаситель должен быть вполне человеком > и в то же время вполне Богом. Никто, кроме Бога, не в силах спасти > человечество; значит, если Христос спасает, Он должен быть Богом. > Но только если Он вполне человек, как мы, - только тогда мы можем > быть причастны к тому, что Он сделал для нас. Воплощенный Христос, > с Его божественной и человеческой природами, стал посредником > между Богом и человечеством. "Отныне будете видеть небо отверстым, - > обещает Господь, - и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну > Человеческому" (Ин.1:51). Не только ангелы могут использовать > эту лестницу, но и люди. > Христос должен быть всецело Богом и всецело человеком. Любая ересь > подрывает одну из частей этого жизненно важного тезиса. Либо Христа > изображали меньшим, нежели Бог (арианство), либо так отделяли > Его человечество от божества, что превращали Христа в две личности > вместо одной (несторианство), либо представляли не подлинно > человеком (монофизитство, монофелитство). Каждый Вселенский собор > отстаивал данный тезис. Первые два собора, состоявшиеся в IV в., > сосредоточили внимание на первой его части (согласно которой Христос > должен быть всецело Богом) и сформулировали догмат о Троице. > Следующие четыре собора, созывавшиеся в V, VI и VII вв., обратились > ко второй части (полноте человеческой природы Христа), а также > попытались показать, каким образом человечество и божество могут > соединяться в одной личности. Седьмой вселенский собор, защитивший > святые иконы, на первый взгляд кажется сто`ящим особняком; однако > в конечном счете он, как и первые шесть соборов, толкует > о воплощении и человеческом спасении. [ еп. Каллист Уэр. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ www.krotov.info/history/20/krivova/ware02.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.12:14-21; Лк.6:11,17-19; эпизод N48 по "Брюссельскому согласованию" (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#48) +••• Б.Геринг: Зачем Господь стал нищим? с. Христ.Просвещ./rasylka/002/192.htm#0 +••• Яков Кротов: Бог любит дающего с радостью! с. Христ.Просвещ./rasylka/003/573.htm#0 +••• Он же: грань между религиозностью и верой с. Христ.Просвещ./rasylka/003/546.htm#0 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Вы же знаете, как велика доброта нашего Господа Иисуса Христа. Он, будучи богат, ради вас стал беден, чтобы Своей бедностью сделать богатыми вас. ... Помните: кто скупится на семена, у того и урожай будет скуден, а кто сеет щедрой рукой, и урожай соберет щедрый. ... Ведь "Бог любит дающего с весельем". Он в силах одарить вас всякими дарами в избытке, и тогда у вас всегда и всюду будет всё необходимое и еще с избытком хватит на любое доброе дело. ... Тот, кто снабжает сеятеля семенами и хлебом для пищи, снабдит семенами и вас. И Он взрастит их и умножит жатву ваших благодеяний. Вы будете так богаты всем, что всегда сможете быть щедрыми, а щедрость ваша станет причиной благодарных молитв Богу за это наше дело.* (2Кор.8:9; 9:6-8,10-11) * * * 'Любовь есть размышление о Боге с непрестанным благодарением' (а.Исаия) |
|||
|
|
![]() |