Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 13 октября ст.ст., вт (22-я седмица по Пятидесятнице, чтения 21-й седмицы); литургические чтения: Кол.1:1-2,7-11; Лк.8:1-3. > <...> <О. Александр Мень> настойчиво говорил <об идеале полнокровно > живущей христианской общины>, в которой воля, правда и любовь Божии > открываются и осуществляются не менее убедительно, чем в жизни > и в слове отдельных великих подвижников земли русской. Так было > в древней Церкви, и это должно восстановиться в Церкви будущей. > Ни Соловьёв, ни Бердяев, которых любил о. Александр, не говорили > о полнокровно живущей христианской общине, когда возвещали > о грядущей Вселенской Церкви Христовой, Церкви Св. Духа. Соловьёв > создал образ старца Иоанна - мужественного свидетеля истины > православия перед лицом антихриста, а Бердяев уважал святость > Франциска Ассизского, отдавал должное о. Алексею Мечёву и называл > преп. Серафима Саровского "великим творением Божиим". > Произошло это, вероятно, потому, что оба философа связывали > преемственность Церквей XIX-XX вв. больше со Средними веками, > чем с древней Церковью. Обмирщение приходской жизни в позднеантичную > эпоху и в Средние века вынуждало тех, кто жаждал выйти на путь > духовного возрастания, искать духовного руководства среди монахов, > удалившихся от сложившихся поместных общин. И католичество нашло > простое и ясное решение: пусть в большой Церкви появляются > и действуют монашеские ордена как особые церковные объединения, > имеющие целью жить по Евангелию. Это как бы "церкви в Церкви", > говорил о. <Александр>, особые духовно обновлённые общины > внутри огромного церковного организма, составленного из множества > обычных приходов и епархий. В такие общины и вовлекались те, > кто настойчиво искали путь Христов. Подобное решение не потеряло > своего значения и в ХХ веке. > Но не только "церкви в Церкви", а вся Церковь должна, как это и было > возвещено в древнехристианские времена, стать свидетельством Божьего > присутствия и Его действия в мире. Апостол Пётр писал: "Вы - > род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые > в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный > Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий" (1Петр.2.9-10). > В комментариях на Послание к Ефесянам, пока не опубликованных, > о. Александр писал: "Церковь - это новый народ Божий, в нём исчезают > все племенные различия; она есть также Тело Христово, в котором > воплощается Сам Господь. Христос пришёл возродить и обновить > творение, и это Его дело совершается в Церкви. Она есть не нечто > неподвижное, но живой растущий организм. Сознание причастности > к Церкви, пребывания в ней должно проявляться во всей жизни > христианина, в его семейных и общественных отношениях. В Церкви > каждый несёт свою долю ответственности за дело Божие, подобно воину, > сражающемуся в рядах войска". > Древние христиане предпочитали называть себя учениками Христовыми - > теми, кто пошёл вслед за Учителем по Его пути. Они не просто > присоединялись к Церкви, чтобы числиться среди христиан, а брали > на себя самые серьёзные обязательства под знаком вечности. К этому > и призывает Слово Божие: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, > и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк.8.34). И мы тоже, > решительно настаивал о. Александр, должны становиться учениками > Христовыми, чтобы наше единство превратилось в народ Божий. > Не просто делаться верующими, не просто участвовать в таинствах, > соблюдать церковную дисциплину и быть послушными духовным > наставникам, но быть верными в глубинах своих сердец. Ученики > Христовы - те, кто полностью примирился с Богом и запечатлён Духом > Святым, те, кто вместе идут Его путём и чьи взаимоотношения основаны > на вечной и незыблемой духовной связи - Самом Христе. Как и сказано: > "Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; > ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин.15.5). Община верных - > не просто братство единомышленников, подобное многим другим > чисто человеческим союзам, а "Тело Христово". Его ученики, когда > они едины, обретают то духовное горение, которое оказывает серьёзное > воздействие на многих. Они все вместе убедительно являют внешним > живое присутствие Бога в Церкви. > "В сущности говоря, народ Божий может быть даже тогда, когда > он насчитывает единицы; когда существует один приход, он уже есть > Церковь, в нём есть всё: в нём есть Христос, Св. Писание и Таинства, > которые и есть присутствие Христа. Если рассматривать > не административно, не регионально, не организационно, > не инстанционно, а реально. И так говорили и Отцы Церкви: каждая > поместная церковь, т.е. каждое место, где совершается Литургия, - > уже есть Церковь во всей полноте, такая, как она есть" (Мень А. > Домашние беседы...). Здесь происходит общение учеников Христовых > в вере, таинствах, молитве и взаимопомощи. И ныне мы должны > вспомнить, а значит, восстановить, вернуть к жизни то, > что изначально уже осуществилось в первохристианской общине: "Были > и общие молитвы, и беседы, и чтение Слова Божия, и проповеди, > и взаимопомощь, и совместный труд, но в центре всего стояла Трапеза > Нового Завета... Они жили Им и в Нём. Не "память о великом > Человеке", Которого больше нет, соединяла их, а Его реальное, > таинственное присутствие. Обетование "Я с вами" не обмануло. > Он воскрес, чтобы остаться с ними. На этой встрече с живым Сыном > Человеческим, Который грядёт, но и Который уже здесь, среди людей, > стояла отныне и будет всегда стоять Его Церковь, Церковь Нового > Завета" (Мень А. Апостолы). > Любовь, деятельное добро, служение ближним - вот признаки > подлинности веры учеников Христовых. Их братская любовь превосходит > все остальные харизмы, она бессмертна. Они прекрасно понимают > при этом, что основа церковного строя - это послушание в любви, > строгость образа жизни, самая серьёзная ответственность каждого > за всех других и за общину в целом. Вся жизнь верных принадлежит > Богу, посвящается Ему как жертва. [ Леонид Василенко. "Христианство, друзья мои, только началось" www.alexandrmen.ru/biogr/vasilnk.html www.krotov.info/library/13_m/myen/de_menn/vasilenk.html ] -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Я хотел бы сказать что-нибудь более радужное; но должен говорить то, что считаю правдой.* (К.Л.:ПХ1.5) |
|||
|
![]() |
|