Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 2 апреля ст.ст., пт 5-й седмицы Великого поста. # Ис.45:11-17 [По поводу вопросов и недоумений израильтян о постигшей их судьбе, пророк от имени Бога утешает их обещанием облагодетельствовать через Кира, царя Персии - он, руководимый Богом, посстановит город Божий и отпустит пленный народ; перед Израилем повергнутся египтяне, эфиопляне и савейцы, говоря, что только у него истинный Бог; "Израиль будет спасен спасением вечным".] # Быт.22:1-18 [Бог испытывает Авраама, повелевая ему принести на одной и гор в жертву всесожжения единственного, любимого сына Исаака. Авраам направляется к указанному Богом месту. Когда всё готово для жертвоприношения, Авраам готов уже совершить заклание, Бог останавливает его. Засвидетельствовав Аврааму о его послушании воле Божьей и о его вере, Бог с клятвой обещает за это умножить его потомство, как звёзды на небе и как песок морской, дать этому потомству в наследие город`а врагов и что потомство его станет благословением для всех народов.]v # Притч.17:17-18:5 [Друг разделит с человеком несчастья; ручаться за другого опасно (17-18). Не будет добра любящим ссоры и жестокосердным, людям с коварным языком и сердцем; нет радости у родителей глупого человека (19-25). Воздержанность в словах - признак разумности; речь человека мудрого глубока и животворна, как вода; глупец, когда молчит, может показаться мудрым, но ему не нравится думать и слушать советы, ему любо хвалиться умом; дурное дело - отказ в правосудии (26-28,1-5).] * 3 апреля ст.ст., сб 5-й седмицы Великого поста. литургич. чтения: Евр.9:24-28; Мк.8:27-31 *. > Несколько слов о Евхаристии как о жертве. На жертвенное значение > Евхаристии указал Сам Иисус Христос, когда на Тайной вечери, > раздавая ученикам хлеб, назвал его Своим Телом 'ломимым' > (1Кор.11,24), а чашу - чашей Его Крови, проливаемой 'за вас' > (Лк.22,20), 'за многих' (Мк.14,24), 'во оставление грехов' > (Мф.26,28). Такое значение Тайной вечери уразумели апостолы > на следующий день, когда их Учитель был распят на кресте. > Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, именует Учителя Агнцем, > Который 'был заклан и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого > колена и языка и народа и племени' (Откр.5,9). На жертвенное > значение Евхаристии указывал апостол Павел, когда писал: 'Всякий > раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню > возвещаете' (1Кор.11,26). О значимости жертвы Христовой апостол > писал: 'Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу > истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас > пред Лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, > как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужой кровью... > Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою > Своею' (Евр.9,24-26). > Жертвой именуется Евхаристия в 'Дидахи': 'В день Господень, > собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде > грехи свои, дабы чиста была жертва ваша... Ибо таково изречение > Господа: на всяком месте и во всякое время должно приносить Мне > жертву чистую' {гл. 14}. Жертвой называет Евхаристию св. Иустин > Мученик: 'Итак, Бог вперед засвидетельствовал, что Ему приятны > все жертвы во имя Его, которые повелел совершать Иисус Христос, > то есть которые на всяком месте земли приносятся христианами > в Евхаристии хлеба и чаши' {Разговор с Трифоном иудеем, гл. 117}. > Жертвой Евхаристию называет св. Ипполит Римский {Апостольское > предание, гл.4,10}. > У отцов Церкви IV века понятие евхаристической жертвы > конкретизируется, в особенности это касается отцов Сирийской Церкви, > учение которых о Евхаристии можно назвать евхаристическим > богословием, потому что <это учение> оказывается непосредственно > связанным с учением Церкви о двух природах Богочеловека. > В зависимости от того, какая природа во Христе выступает на передний > план в представлении богослова - Божественная или человеческая, - > само участие Христа в Евхаристии представляется активным или, > наоборот, пассивным. Там, где св. Иоанн Златоуст говорит > о присутствии Христа в Евхаристии Своей божественной природой, > он называет совершителем данной Евхаристии Самого Христа, > священнодействующего же епископа или священника - только слугой > Христа. В беседе 'На предательство Иуды' св. Иоанн Златоуст говорит: > 'Не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христа, но Сам > распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, > произносящий те слова, а действует сила и благодать Божия' {Беседа > 1-я о предательстве Иуды ...}. В другом месте он говорит: > 'Кто сотворил их на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем > место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос' {Гомилия > 82-я на Матфея ...}. Когда же в богословии выступает на передний > план человеческая природа Христа, Златоуст говорит: 'Разве мы > не приносим (жертву) каждый день? Приносим, но мы совершаем > воспоминание о смерти Его, и эта жертва одна, а не много. Как одна, > а не много? Так, что она принесена однажды, подобно той, которая > была приносима во святом святых. Та была прообразом, и эта ее же > образ. Мы постоянно приносим одного и того же Агнца, а не одного > сегодня, а другого завтра, но всегда одного и того же. Таким > образом, эта жертва одна. Хотя она приносится во многих местах, > но разве много Христов? Нет, один Христос везде, и здесь полный, > и там полный, одно Тело Его. И как приносимый во многих местах > Он одно Тело, а не много тел, так и жертва одна. Он наш > Первосвященник, принесший жертву, очищающую нас. Ее приносим и мы > теперь, тогда принесенную, но не оскудевающую. Это совершается > в воспоминание бывшего тогда: "Сие творите, - сказано, - в Мое > воспоминание". Не другую жертву, как тогдашний Первосвященник, но > ту же мы приносим постоянно, или, лучше сказать, совершаем > воспоминание жертвы' {Беседа 17-я на Послание к евреям ...}. > Итак, по учению Златоуста, евхаристическая жертва, совершаемая всюду > и ежедневно, остается всегда одной и той же, потому что в жертву > всегда приносится один и тот же Агнец Божий. Поэтому она не является > какой-то новой жертвой, но одна и та же, и так как Голгофская жертва > была неоскудевающей, то и данная не служит к ее восполнению. > Заметим, что эти два богословских аспекта в понимании содержания > Евхаристии - как совершаемой Самим Христом и совершаемой Церковью - > позднее получили отражение в молитве 'Никтоже достоин', которую > священник читает перед перенесением на престол хлеба и вина, > приготовленных для Евхаристии, где сказано: 'Ты бо еси приносяй > и приносимый, приемляй и раздаваемый'. В одной из анафор > <{анафора, греч. возношение - центральная молитва литургии}> > александрийского происхождения, надписанной именем Григория > Богослова, это место изложено еще более пространно: 'Ты бо еси > святяй и освящаемый, приносяй же и приносимый, приемляй > и приемлемый, даяй и раздаваемый' {}. > Но если Златоуст называет Евхаристию воспоминанием, то он имеет > в виду не то, что обычно принято называть этим словом, а нечто > большее. Под воспоминанием он подразумевает созерцание смерти > Христовой и трепет души, в виду совершаемого по слову Господа. > Поэтому он часто называет Евхаристию страшной жертвой, > огнем опаляющим. 'Размышляй о приобщении этой страшной трапезы, - > говорит Златоуст, - о блеске исходящего отсюда огня и опаляющей силе > его, и о том, какая требуется от приступающего душа, чистая > от всякой скверны и нечистоты и изгнавшая из себя беззаконные > помыслы' {Гомилия 24-я на Бытие ...}. [ Николай Успенский. АНАФОРА www.krotov.info/libr_min/u/uspen_n3.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.16:13-22; Лк.9:18-22; эпизод N85 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#85) -> свящ. Александр Мень: "Бог усмотрит Себе ягненка для всесожжения" www.messia.ru/rasylka/003/398.htm#0 -> Клайв Стейплз Льюис о страдании по воле Божьей и ответе на вопрос "Если Господь всеведущ, Он знал, что сделает Авраам; так зачем же Он его мучил?" www.messia.ru/rasylka/003/341.htm#0 -> Антоний Блум: 'Дело Авраама - безграничное доверие Богу' www.messia.ru/rasylka/002/117.htm#0 -> Доминик Бартелеми об Аврааме www.messia.ru/rasylka/002/088.htm#0 -> В.Н.Кузнецова: Христос, Помазанник www.messia.ru/rasylka/004/746.htm#0 Чтения пятницы в синодальном переводе и на ц.-славянском: www.bible-center.ru/biblereadings/20050415/orth Чтения субботы в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050416/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/15.htm http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/16.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Христос вступил не в рукотворное святилище, которое есть не более чем отпечаток истинного, но в само небо, и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас. Он также не приносит Себя в жертву многократно, как это делает первосвященник, ежегодно входящий в святилище с чужой кровью, иначе Ему пришлось бы страдать множество раз с тех пор, как был сотворен мир. Но Он явился один раз, в самом конце веков, чтобы удалить грех Своей жертвой. Как человеку суждено только однажды умереть, а затем - Суд, так и Христос, однажды принесенный в жертву, чтобы унести грехи множества людей, во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом, но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.* (Евр.9:24-28) * * * *Спустя некоторое время после этих событий Бог подверг Авраама испытанию. - Авраам! - сказал ему Бог. - Да! - отозвался Авраам. И Бог сказал: - Возьми своего сына - единственного, любимого - Исаака, и иди с ним в землю Мориа. Там, на гор`е, которую Я укажу тебе, ты принесешь его в жертву всесожжения. Наутро Авраам оседлал осла, взял с собой двух слуг, взял Исаака, нарубил для всесожжения дров и отправился в путь - к тому месту, о котором говорил ему Бог. На третий день пути он увидел вдали это место. - Побудьте здесь, постерегите осла, - сказал он слугам. - А мы с мальчиком пойдем, поклонимся Богу и вернемся к вам. Он взял дрова для всесожжения и положил их на плечи Исааку. Потом взял огниво, взял нож и пошел дальше - вдвоем с Исааком. Исаак окликнул Авраама: - Отец! - Да, сынок? - отозвался Авраам. Тот спросил: - У нас есть и огниво, и дрова, но где ягненок для всесожжения? - Сынок, - сказал ему Авраам, - Бог видит, где ягненок для всесожжения! И они шли дальше, вдвоем. Дойдя до места, о котором говорил ему Бог, Авраам устроил жертвенник и разложил на нём дрова. Он связал Исаака, положил его поверх дров на жертвенник, достал нож и занес над сыном. И тогда воззвал к нему с неба ангел Господень: - Авраам, Авраам! - Да! - отозвался тот. - Не поднимай на него руки, - сказал ангел, - ничего ему не делай! Теперь Я знаю, что ты боишься Бога - ты не пожалел отдать Мне своего единственного сына! И Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в зарослях. Он подошел, взял барана и принес его в жертву всесожжения вместо сына. Место, где всё это было, Авраам назвал Яхв`е-Ирэ. (Отсюда и поговорка: 'На горе Господней будет видно.') И вновь ангел Господень воззвал к Аврааму с неба: - Самим Собою клянусь, - говорит Господь: за то, что ты это сделал - не пожалел отдать единственного сына - Я тебя благословлю! / Я дарую тебе потомков, числом - как звезды на небе, / как песок на морском берегу. И падут пред твоими детьми вражеские врата! Благословеньем будут дети твои для всех народов земли - за то, что ты Меня послушался.* (Быт.22:1-18, новый перевод РБО) |
||||
|
||||
|
|
![]() |