ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
* 1 мая ст.ст., сб (2-я седмица по Пасхе). {память прор. Иеремии, VI до н.э.} литургические чтения: Деян.5:21-33; Ин.6:14-27 *. ¤ Знак и учение. Содержание повествовательной части главы VI составляют два чуда Христа: насыщение пяти тысяч человек (ст. 1-15), имеющее параллель у всех трех синоптиков (ср. Мф.XIV.15-21; Мк.VI.35-44; Лк.IX.12-17), и хождение Иисуса по водам, с которым связано и чудесное окончание плавания учеников (ст. 16-26). Оба чуда имеют своим предметом вещество мира и понимаются евангелистом как знаки (знамения), то есть как выражение духовных реальностей. В собственном смысле это относится к первому чуду, которое в значении знака и получает свое раскрытие в последней речи Иисуса в Капернаумской синагоге (ср. ст. 59). Оно представляет собой символический акт, который является отправной точкой учения. Соотношения знамений и учения в гл. VI повторяет соотношение дела и слова в гл. V. ¤ Описание чуда насыщения, не только в повествовании Иоанна, но и в синоптических Евангелиях, вызывает евхаристические ассоциации. Евангелист Иоанн приводит некоторые подробности, которые усиливают это впечатление: указание на близость Пасхи (6:4) и то, как Иисус обосновывает Свое распоряжение после насыщения собрать оставшиеся куски - Он заботится о том, 'чтобы ничего не пропало' (6:12). (Синоптики этой детали не передают и о близости Пасхи не говорят.) Кроме того, в Ин. это чудо стало поводом для учения-беседы Христа о Хлебе Живом (Хлебе Жизни). ¤ Заслуживает внимания и упоминание манны в словах "иудеев" (ср. ст. 31). Иисус возвращается к манне в Своем ответе в ст. 49. (Возможно, упоминание манны было вызвано тем, что и собеседники Христа, и Он сам видели около себя: в Капернаумской синагоге, как показали произведенные на ее месте раскопки, было изображение чашечки с манной, вполне возможно, что на нее упал взор собеседников Христова, а затем и Его Самого.) Но Господь противополагает 'истинный хлеб с неба' как тому, который Он дал только что в пустыне, так и ветхозаветной манне. ¤ Хлеб жизни. Учение Христа начинается с контрастов. В ответ на вопрос "иудеев": когда Он прибыл в Капернаум? (VI.25) - Он укоряет их за то, что они Его ищут, 'потому что поели хлеб и насытились' (ст. 26). Чудо как знак ускользнуло от их внимания. Пище тленной Он противопоставляет 'пищу, пребывающую в жизнь вечную' (ст. 27), и манне, которую дал Моисей, противопоставляется сходящий с неба хлеб Божий, который дает Отец (ст. 31-33). В контексте беседы (ср. ст. 35) этот истинный хлеб есть Он Сам. Пище земной, каково бы ни было ее происхождение, противостоит Христос. Это возвращает нас к первой части беседы Господа с Самарянкой в начале гл. IV. И там естественной воде из колодца Иаковлева противополагается 'вода живая'. В Иоанновской терминологии 'вода живая' - это Святой Дух. И как Самарянка не поняла Иисуса (IV.15), так не поняли Его и Его слушатели в Капернауме. Но просят Его давать им всегда этот хлеб (VI.34) - 'тот, который сходит с неба и дает жизнь миру' (ст. 33). * По книге: Еп. Кассиан (Безобразов). Толкование на Евангелие от Иоанна. // Ж-л "Символ" N34 (дек. 1995г.); Париж-Москва, 2004; Пушкино: "Грааль", 2001. www.krotov.info/history/01/kern/page09.htm#08 ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.14:22-33; Лк.6:45-52; эпизоды NN 75, 77(~) по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#75) . . . . . . . . . . . > по теме евангельского чтения < +>> хождение по воде... (Я.Кротов; А.Поляков) \ : www.messia.ru/rasylka/004/774.htm#0 \ +>> Яков Кротов: хождение по воде и очерствение \ : www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/14_29.htm \ +>> Он же. ХОЖДЕНИЕ ПО КРАЙНОСТЯМ \ : www.messia.ru/rasylka/002/170.htm#0 \ *>> К.С.Льюис о том, возможны ли чудеса \ : www.messia.ru/rasylka/003/426.htm#0 \ *>> Он же: размышления о Небе - бегство от реальности или ... \ : www.messia.ru/rasylka/002/071.htm#0 \ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050514/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/May/14.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Люди, увидев, какой знак Им совершен, стали говорить: "Он и вправду тот самый Пророк, который должен прийти в мир!" Иисус, зная, что они собираются прийти и схватить Его, чтобы провозгласить царем, снова ушел один на гору. Когда наступил вечер, ученики Его спустились к морю и, сев в лодку, поплыли на другой берег, в Капернаум. Уже стемнело, а Иисус еще не пришел к ним. Тем временем подул сильный ветер, и море разбушевалось. Они уже отплыли на три или четыре мили, когда увидели, что Иисус идет по морю и уже рядом с лодкой. Им стало страшно. Иисус сказал: "Это Я, не бойтесь!" Они хотели взять Его в лодку, но в тот же миг лодка оказалась у берега, к которому они направлялись. На следующий день толпа, оставшаяся на другом берегу моря, увидела, что другой лодки там не было, только одна, и что Иисус не сел в нее с учениками, а ученики отправились одни. Тогда несколько лодок поплыло из Тибериады к тому месту, где они ели хлеб, после того как Господь произнес благодарственную молитву. И вот, когда толпа увидела, что там нет ни Иисуса, ни учеников, они снова сели в лодки и поплыли искать Его в Капернаум. Найдя Его на другом берегу моря, они спросили: "Равви, как Ты здесь оказался?" Иисус сказал им в ответ: "Говорю вам истинную правду: не потому вы ищете Меня, что вам Мои знаки понятны, а лишь потому, что наелись досыта хлеба! Но добивайтесь не тленной пищи, а той, что нетленна и способна дать вечную жизнь. Это пища, которую даст вам Сын человеческий, ибо Его Своей силой запечатлел Бог - Отец".* (Ин.6:14-27) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|