Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 23 октября ст.ст., сб (седмица 20-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 22-й седм.) /Память Апостола Иакова, брата Господня по плоти, - ок. 63/ литургические чтения: 2Кор.1:8-11 или 2Кор.5:1-10; Лк.7:2-10. > Всем нам по опыту знакомо то глубокое отождествление с кем-то, кто > нам дорог, которое происходит в трагические моменты; те, кто пережил > смерть глубоко любимого человека, несомненно знают, как смерть > дорогого для нас человека становится как водоразделом земной жизни, > жизни которая нас окружает, отделяя всё поверхностное, > всё недостойное того, что нас так потрясло, все события > и обстоятельства не соответствующие величию совершившегося, - > от событий, обладающих подлинной глубиной и величием смерти. Бывают > моменты - они могут длиться в зависимости от глубины нашего чувства > несколько мгновений, несколько дней, месяцы, а иногда целую жизнь, - > когда чья-то смерть уносит в могилу всё, что было в нас ничтожного, > суетного, пустого, всё, что не имело полноты подлинных человеческих > ценностей. И вот нечто подобное заключается в опыте, составляющем > самую основу крещения. Слово крещение означает погружение. > Креститься - значит погрузиться в смерть Христову и вернуться > к жизни, но жизни уже обновленной. Это погружение в смерть Христа - > событие одновременно психологическое, предмет личного опыта, > и событие объективное, в котором проявляется действие Бога. То, что > сознательно переживается в плане личного опыта в самый момент > события или осознается впоследствии, можно описать следующим > образом. Иногда какая-либо мысль, чувство увлекают нас вглубь самих > себя; все наши способности, все наши силы сосредоточиваются в самой > глубине нашего существа; в нас водворяется неизъяснимая тишина, > и мы настолько погружаемся внутрь, что всё вокруг нас меркнет, > замирает, а что-то внутреннее становится бесконечно живым, > интенсивным, трепетным. Если такое состояние вызвано воспоминанием, > чувством - наступает момент, когда это "внутрьпребывание" > прекращается; постепенно, а иногда почему-либо внезапно к нам > возвращается сознание вещей внешних, и остается лишь воспоминание, > порой грусть по этой утраченной глубине. И вот, если мы войдем > в себя с мыслью о Господе, если мы достаточно углубимся в себя > верой, любовью к Тому, Кто Спаситель наш, то в самой глубине > мы встретим Господа. Это встреча личная, живая, конкретная. Это > не образ, не воспоминание, это Он Сам. И эту встречу не может > разрушить ничто, мы не можем быть разлучены с Господом; никакая сила > на небе или на земле не в состоянии этого сделать. Здесь происходит > как бы глубокое погружение в присутствие Христа, после которого > мы возвращаемся к внешней жизни, но возвращаемся уже иными. Что же, > по существу, произошло в этом плане внутренней жизни, который > не является еще планом сакраментального чуда Церкви? Произошло то, > что наша встреча со Христом была встречей с вечностью, и, > возвращаясь во внешний мир, мы возвращаемся не просто, > чтобы продолжать там свое существование, а для того, чтобы жить там, > обогащенными вечностью, которую мы принесли с собой. > Когда Христос явился апостолам, которые в переживании Его смерти > на кресте пережили свою собственную смерть, Он не просто дал им > новое продолжение земной жизни: внутри этой земной жизни Он дал им > уже присутствие жизни вечной. Здесь приложим образ, приведенный > выше: любимый человек уносит в могилу всё, что чуждо ему; он как бы > совлекает с нас всё, что несовместимо с ним. Во время Своего > дружеского общения с апостолами, Своего учительства, > Своего духовного руководства Господь постепенно разделил для них > всё существующее в мире на то, что было в Нём и вокруг Него, и то, > что составляло вокруг как бы враждебное кольцо и тень смерти. > И потому смерть Христа была для них не только смертью Учителя, > смертью Друга; это была смерть Того, в Ком была их жизнь, > Кто обладал словами вечной жизни. С Его смертью погасла на земле > жизнь, и им оставалось только продолжать существовать. > Смерть Христа изъяла из мира апостолов самую жизнь. Не напрасно > Он сказал им: АЗ есмь путь, истина и жизнь (Ин.14,6). > И воскресение Христа было не только радостью встречи с Тем, Кого > они любили, Кто был их Учителем, их Наставником; это не была также > радость победы, одержанной тогда, когда поражение казалось > очевидным, - это было возвращение к жизни во всей ее полноте. > Вот почему апостол Павел, говоря о крещении (Рим., гл. б), проводит > параллель между смертью и воскресением Христа и погружением > крещаемого в крещальные воды для возвращения его к жизни. Крещальные > воды - символ; они символизируют смерть. Мы погружаемся в них, > как если бы погружались в смерть, и возвращаемся затем к новой > жизни. Но этот образ останется лишь мертвым образом, если в основе > его не лежит подлинный внутренний опыт живой, реальной связи > со Христом. Если нет этой связи со Христом, то такая смерть - только > образ, а не символ. Для апостолов смерть Христова была их смертью, > Его воскресение - новой жизнью. Если для нас не существует опыта, > подобного апостольскому, если он закрыт для нас, мы еще не поняли, > что означает наше собственное крещение. > Есть и другая сторона крещения, не только психологическая, > но и объективная, хотя в духовной жизни объективное неотъемлемо > от субъективного: не существует мертвой объективности, есть только > объективность, которая становится живой в момент, когда познается > лично, становится предметом живого опыта; это верно и в отношении > вероучения, и в отношении таинств. И вот, исходящим от Бога, > мистическим аспектом крещения является Божественное действие, > приобщающее нас к тайне Христовой. Акт веры и акт любви, которые > должны лежать в основе происходящего события, соединяют нас > со Христом, делают нас родными Ему, нераздельными с Ним. Здесь чудо, > Божественное действие. Без него нет крещения, без него нет > и христианина. И тут мы подходим к важнейшему положению > в православной концепции Церкви. Церковь по существу своему - > сакраментальное тело. Это не общество, объединенное на основе > определенного соглашения, пусть даже на основе общей веры; > это общество, в котором сила Божия действует и преображает, > где действует Сам Бог; без Божьего действия есть подготовка, > но нет еще полноты. [ митр. Антоний (Блум). О ЦЕРКВИ. Катехизическая беседа /Выступление в Женеве, 1966 г./ www.mitras.ru/besedy/besedy10.htm ] + к чтениям из 2Кор.1 и 2Кор.5 + + + Прп. Никодим Святогорец: ненадеяние на себя www.messia.ru/rasylka/003/490.htm#0 + + + Джироламо Савонарола: памятование о смерти www.messia.ru/rasylka/003/381.htm#0 + + + митр. Антоний - фрагменты об отношении к смерти www.messia.ru/rasylka/rzerv/smert_priniat-blum.txt Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051105/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Nov/5.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Мы хотим, братья, чтобы вы знали о бедах, постигших нас в Асии. Это были такие безмерные и невыносимые беды, что мы не надеялись остаться в живых. Нам казалось, что смертный приговор нам уже вынесен, и на себя мы больше не полагались, а на одного только Бога, который даже мертвых воскрешает. Это Он избавил и впредь избавит нас от грозной смерти! Мы надеемся на Него, что Он опять нас избавит, если вы тоже будете нам помогать своими молитвами. И тогда вознесется к Богу благодарность из множества уст за милость, дарованную нам в ответ на множество молитв за нас!* (2Кор.1:8-11) * * * *Мы знаем: если рухнет шалаш - наше земное жилище, у нас есть дом. Его нам даст Бог. Это нерукотворный, вечный дом на небесах. Пока мы здесь, мы горько стонем: так не терпится нам облечься в этот небесный покров! В нём мы, даже раздетые, не окажемся нагими. Но пока мы всё еще в своем телесном шалаше, мы тяжко стонем. Не оттого, что хотим лишиться земного крова, а оттого, что хотим облечься в небесный, чтобы смертное было поглощено жизнью. Вот цель, ради которой сотворил нас Бог, давший нам в залог Свой Дух. Итак, мы всегда отважны духом и знаем: пока мы живем дома - в собственном теле, мы на чужбине, не у Господа. Ведь мы живем верой, а не тем, что видим глазами. Так вот, мы отважны духом, мы предпочли бы скорее выселиться из тела и поселиться дома, у Господа. Потому и желаем больше всего - живем ли дома или на чужбине - понравиться Ему. Ведь всем нам придется предстать перед Судьей - Христом, чтобы каждый получил по заслугам за всё, что сделано им за время телесной жизни - и за доброе, и за дурное.* (2Кор.5:1-10) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|
![]() |