Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 19 ноября ст.ст., пт (седмица 24-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 26-й седм. Рожд. пост) /Память прор. Авдия, IX в. до Р.Х.; свт. Филарета Московского, 1867/ литургические чтения: 1Фес.5:9-13,24-28 или 1Тим.4:4-8,16; Лк.16:15-18;17:1-4. > "Сказано также, что если кто разведется со своей женой, пусть даст > ей разводную. А Я говорю вам, кто разводится со своей женой, кроме > вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто > женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Мф.5,31-32). > К новому предмету Спаситель переходит лишь после того как раскроет > во всей полноте предыдущий. Так и в данном случае Он показывает нам > еще другой вид прелюбодеяния. Какой же это? Был в Ветхом Завете > закон, который всякому, кто не любит свою жену по какой бы то > ни было причине, не воспрещал отвергать ее и жениться вместо нее > на другой. Впрочем, закон повелевал делать это не просто, > а предписывал дать жене разводную, чтобы ей нельзя уже было опять > возвращаться к мужу, чтобы сохранить таким образом, по крайней мере, > вид брака. Если бы в законе такого повеления не было, и было бы > позволено одну жену отпустить, и взять другую, а потом опять > возвратить первую, то произошло бы великое смешение; тогда > все беспрестанно брали бы жен друг у друга, и это было бы уже явным > прелюбодеянием. Законодатель оказал немалое снисхождение, позволив > давать разводную; но это было сделано для избежания другого, гораздо > большего зла. В самом деле, если бы закон принуждал держать жену > и ненавистную, то ненавидевший легко мог бы убить ее. А народ > иудейский на это был способен. Если иудеи не щадили своих детей, > умерщвляли пророков и кровь проливали как воду, тем более они > не пощадили бы жен. Поэтому Законодатель и допустил меньшее зло, > чтобы пресечь большее. А что этот закон был не из числа > первоначальных, послушай, как об этом говорит Христос: Моисей > по жестокосердию вашему написал это (Мф.19, 8), - то есть, чтобы вы, > удерживая у себя жен, не убивали бы, но изгоняли бы от себя. Но так > как Спаситель воспретил всякий гнев, запрещая не только убийство, > но и всякое негодование без причины, то Ему легко было теперь > упомянуть и о законе касательно развода. А приводя всегда > слова Ветхого Завета, Он показывает тем, что учит не противному, > а согласному с ними, и только усиливает, а не ниспровергает, > исправляет, а не уничтожает древнее учение. Заметь, опять, как Он > везде обращает речь к мужу. "Кто разводится со своей женой, - > говорит Он, - тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится > на разведенной, тот прелюбодействует". Первый, хотя бы не взял > другой жены, делается виновным через то, что заставляет свою жену > прелюбодействовать, а другой становится прелюбодеем потому, что взял > чужую. Не говори мне, что тот изгнал жену, потому что она > и изгнанная всё-таки остается женой изгнавшего. Далее, чтобы, > возложив всю вину на изгоняющего, не сделать через то жену более > наглой, Христос заключил для нее двери ко вступлению в новый брак, > говоря: "кто женится на разведенной, тот прелюбодействует". > Устраняя, таким образом, для отпущенной жены всякую возможность > вступления в брак с другим мужем, Христос заставляет ее, хотя бы > против желания, быть целомудренной, а тем самым лишает и возможности > подавать мужу повод к малодушию. Зная, что ей безусловно необходимо > или оставаться с мужем, который ей достался сначала, или, по выходе > из его дома, лишиться всякого прибежища, она, хотя бы и против воли, > но должна будет любить своего мужа. Если Спаситель прямо не говорит > ей об этом, ты не должен удивляться. Жена существо слабое. > Поэтому-то, не говоря к ней прямо, Христос в угрозе, относящейся > к мужу, внушает и ей не быть легкомысленной. В этом случае > Он поступил точно так же, как если бы кто-нибудь, вместо того, > чтобы укорять своего распутного сына, стал бы обличать тех, которые > делают его таковым, и запрещал бы им быть с ним и приближаться > к нему. Если слова Христовы кажутся для тебя тягостными, то вспомни > вышесказанное, где Спаситель назвал блаженными слушающих, > и ты увидишь, что исполнение этих слов очень возможно и удобно. > Кроткий, миротворец, нищий духом и милостивый изгонит ли жену? Тот, > кто примиряет других, будет ли сам питать вражду к своей жене? > Кроме того, Христос еще и другим образом закон Свой касательно > развода соделал легким - именно, позволив его только по одной > причине: "кроме вины прелюбодеяния". Но и в этом случае Он имел > целью то же целомудрие. В самом деле, если бы Он позволил мужу > держать в своем доме и такую жену, которая жила со многими, то опять > вышло бы прелюбодеяние. Видишь ли, как эти слова согласны > с высказанными раньше. В самом деле, не взирающий на чужую жену > любострастными глазами не учинит и блуда; а не учинивший блуда > не подаст мужу случая удалить от себя свою жену. Вот почему Христос > весьма строго ограничивает свободу мужа и внушает ему страх, > представляя для него великую опасность, если он удалит жену свою, > поскольку в этом случае он становится <виновником> ее прелюбодеяния. > И чтобы ты, услышав слова: "вырви око", не подумал, что > это говорится о жене, Христос благовременно разрешил такое > неодоумение, позволяя разводиться с ней исключительно только > по причине прелюбодеяния. [ Свт. Иоанн Златоуст. ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА (17.4) www.krotov.info/library/i/zlatoust/mt_17.html ] + смотри также: + + + Альфонсо Лопес Кинтас о смысле и ценности супружеской любви www.messia.ru/r2/1/326.htm#0 + + продолжение: любовь как встреча; любовь эротическая и любовь к личности www.messia.ru/r2/1/328.htm#0 + + далее: Бывает ли любовь долгой? "супружеское целомудрие"; влюбленность www.messia.ru/r2/1/333.htm#0 + + еще: любовь и насилие; любовь и дружба; значение тела в любви www.messia.ru/r2/1/335.htm#0 ++ окончание: гармония; любовь как предмет воспитания и волевая готовность; добрачные связи; придать любви истинный смысл и значение; любовь и инстинкты www.messia.ru/r2/1/339.htm#0 + + + Николай Бердяев: евангельский радикальный переворот www.messia.ru/rasylka/002/248.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051202/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/2.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус сказал фарисеям: "В глазах людей вы хотите выглядеть праведниками, но Бог знает ваши сердца. То, что в цене у людей, отвратительно в глазах Божьих. Закон и Пророки были до Иоанна. А с тех пор Царство Бога возвещается и всех побуждают войти в него. Но скорее небо и земля исчезнут, чем в Законе пропадет хоть одна только черточка. Всякий, кто разводится с женой и женится на другой, грешит, нарушая верность. И тот, кто женится на разведенной, совершает тот же грех". ... А Своим ученикам Иисус сказал: "Всегда есть и будет много такого, что приводит к греху. Но г`оре тому, кто причиной греха! Лучше было бы тому человеку, что толкает на грех одного из этих простых и малых, если бы мельничный жернов на шею ему надели и бросили в море! Смотр`ите же, берегитесь! Если провинится твой брат, упрекни его и, если повинится, прости. И если семь раз на дню провинится перед тобой и семь раз вернется к тебе и скажет: "Виноват" - прости".* (Лк.16:15-18; 17:1-4) * * * *Бог предназначил нам не ярость гнева, а спасение, которое мы получим через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы - бодрствуем ли, спим ли смертным сном - жили вместе с Ним. Поэтому ободряйте друг друга и друг друга созидайте, что вы, конечно, и делаете. Просим вас, братья: будьте признательны тем, кто усердно трудится среди вас, кто вас направляет и наставляет в Господе. Относ`итесь к ним с величайшим уважением и любовью за то дело, которое они делают. Будьте в мире друг с другом. ... Пусть сам Бог, источник мира, освятит вас полностью. И пусть всё в вас: и дух, и душа, и тело - сохранится непорочным вплоть до Дня возвращения Господа нашего Иисуса Христа. Верен Тот, кто вас призывает, и Он совершит это! ... Милость Господа нашего Иисуса Христа да будет с вами!* (1Фес.5:9-13,23-24,28) * * * *Цельтесь в небо - попадете и в землю; цельтесь в землю - не попадете никуда!* (CSL) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |