=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 23 марта 2006 г. ст.ст., ср 5-й седмицы Великого поста
церковные чтения (паремии):
# Ис.41:4-14 [Изобразив беспредельное величие Бога,
пророк утешает израильтян: хоть и малолюдный,
Израиль, избранный Богом, пусть не боится,
ибо Господь с ним и помогает ему; все его
противники будут постыжены и истреблены, хотя они
и соединились все против Израиля.]
# Быт.17:1-9 [Бог заключает с 99-летним Аврамом и его потомством
Завет до конца времен, условием которого является
непорочность и исполнение Божьей воли. Бог
обещает, что от Аврама произойдут многие народы
и цари, он получит в вечное владение
всю ханаанскую землю - в ознаменование этого
его имя теперь будет не Аврам, а Авраам.]
# Притч.15:20-16:9 [Мудрый человек - радость для родителей,
он идет обдуманным путем, он внимателен к добрым
советам других (20-24). Помышления неправедных -
мерзость перед Богом; мздоимец губит сам себя
(25-30). Внимательностью к учению жизни
и к наставлениям приобретается разум; страх Божий
научает смиренного мудрости (31-33). От Господа
зависит исполнение предположений человека;
Он видит все пути человека и потому Ему нужно
предавать свои дела; Он накажет злого и надменного
сердцем и даст разум и мир делающим правду
и ищущим Господа (1-9).]
> Черный цвет в одеждах великого поста - это цвет скорби, оплакивания,
> траура. Обычно говорят, что мы оплакиваем наши грехи - но это мягко
> сказано, настолько мягко, что, пожалуй, и неверно. Грехи-то наши
> живы, мертвы мы. Черный цвет Великого Поста - это траур по нам
> самим. Фактически, мы присутствуем на собственных похоронах. Если
> мы глубоко осознаем, что убиты грехом, умерщвлены - тогда
> мы встретим Пасху как Воскресение Христово и свое.
> В 1991 году совсем незадолго до начала Великого Поста Горбачев ввел
> в столице военные посты - к какому-то съезду, а вернее:
> примериваясь, боится ли народ армии. Посты военные и церковные схожи
> друг с другом, это не только созвучия. В Римской империи полтора
> месяца перед Пасхой христиане называли чисто военным термином,
> сравнивая себя с войском, поднятым по тревоге, где каждый занимает
> свой пост.
> Великий Пост выставляется в предвидении Пасхи. В древности многие
> крестились именно на Пасху (этот обычай сегодня оживает в России).
> Ведь крещение - это смерть с Христом и воскресение с Ним. Все силы
> этого мира, воюющие с Богом, пытающиеся заткнуть Источник Любви,
> Жизни, Истины - напрягаются, чтобы к Пасхе, к Воскресению Бога
> пришла как можно меньше верных Ему людей. Великий Пост - время
> испытаний, искушений, нападений, когда единственный иногда способ
> победить - пригнуться, закрыть глаза, положиться на Бога и: "вихри
> враждебные..."
> Конечно, много чести было бы сатане - объяснять Великий Пост одними
> его происками. Сам Господь выводит христиан на этот путь. И давно
> крещеные нуждаются в Великом Посте не меньше тех, кто лишь готовится
> к крещению. Все мы склонны уклоняться в какие-то тупички, забиваться
> по углам. Это очень на руку атеистам: они показывают наши тупички
> ханжества, формализма, лицемерия и говорят: "Полюбуйтесь! Это всё
> тупики! Улиц, ведущих к Храму, нет, и Бога нет, есть лишь ленивые,
> объевшиеся религией фарисеи!" Но вот наступает Великий Пост -
> и он прижмет хвост и нам, и атеистам. Господь выдергивается нас
> из нор и ставит на дорогу - с боем пробиваться к Пасхе.
> Ограничения в пище - древний военный обычай. Перед боем постились
> и римляне, и иудеи. Впрочем, с набитым желудком трудно сражаться
> даже в электронных боях. Затягивают пояса перед выступлением
> штангисты и цирковые силачи. Сын Божий постился сорок дней перед
> тем, как выйти на проповедь, которая вскоре окончилась Распятием
> и Воскресением. Сорок дней постятся и христиане - по-славянски
> Великий Пост поэтому называется "Четыредесятница" ("сороковница").
> Церковный устав строг. Мясное, рыбное, молочное, яйца исключаются
> совершенно из полевого рациона. Великим Постом должно есть раз
> в день, вечером, причем не сдабривать овощи или каши даже постным
> маслом. Более того, первые два дня указано просто голодать <...>.
> По субботам и воскресеньям разрешено постное масло, вино
> и "черепокожные" - ну, к примеру, можете вкушать черепаховый суп,
> запивая бургундским и заедая черным хлебцем, круто посоленным
> и политым подсолнечным маслом.
> Такой режим питания приведет к одному: все ваши мысли будут о еде,
> и кусочком хлеба с маслом вы будете наслаждаться просто непристойно.
> Церковный устав составлен в монастырях. Монахи - вот передовые посты
> Церкви, а всем прочим до устава надо еще дорасти. Поэтому с чистой
> совестью ешьте и утром, и днем, лейте масло (постное), пейте чай
> с вареньем. На здоровье! Если у кого по старости или по болезни
> натура требует мяса или рыба, молока или яиц - ешьте, помолясь Богу.
> Только о режиме Великого Поста советуйтесь не только со своей
> совестью или врачом, но и со священником: с его стороны, со стороны
> алтаря - виднее.
> На алтаре ведь, совершается Евхаристия - таинство, в котором
> Иисус распинается за нас, воскресает и дарит вечную жизнь нам.
> Грозные ограничения в пище - всего лишь сигнал трубы, который
> поднимает христиан к Пасхальной Евхаристии. Поэтому русская
> православная традиция и разрешает щадящий пост - в походе всегда
> примеряются к слабейшим. Поэтому на протяжении Великого Поста
> выделяют "говения": на первой недели и на третьей или четвертой
> люди, готовясь к участию в Евхаристии, к причащению, и пост
> соблюдают строже, и в церковь ходят каждый вечер, и молятся
> усиленнее.
> Христос как-то сказал о бесах, что изгнать их можно "только молитвою
> и постом" (Мф.17:21). Если пост - форма христианской армии,
> то молитва - табельное оружие. Из спецсредств на протяжении Великого
> Поста (кроме суббот и воскресений) читается молитва св. Ефрема
> Сирина:
> Господи и Владыко живота моего!
> Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
> Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве
> даруй ми, рабу Твоему.
> Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
> и не осуждати брата моего,
> яко благословен еси во веки веков. Аминь.
> "Живот", конечно - "жизнь". "Любоначалие" - "властолюбие". Молитва
> читается дважды, по особому чину. Зайдите вечером любого буднего дня
> в храм и увидите, как.
> Не случайно главная молитва Великого Поста - чужая, записанная.
> Представьте себе армию, где каждый сам себе впопыхах мастерит
> оружие! Мы не то что справиться с бесами не в силах - мы не можем
> даже понять, кто из них опаснее. Мы шарахаемся от безобидных
> полтергайстов - а духа ("гайста") лени не замечаем в собственной
> душе, где всё им расколошматено. Мы приглядываемся к духам,
> с которыми забавляются политики - а в это время дух уныния
> приглядывается к нам и без особого труда нами овладевает.
> Мы возмущенно тычем пальцем в людей, рассуждающих умно и о дельных
> вещах, обзываем их трепачами, а дух празднословия гнездится-то
> в нас. В общем, чем больше мы видим и осуждаем бесов в других,
> тем уютнее тем же самым бесам в нас.
> "Видеть свои прегрешения" - значит, увидеть своих врагов. Первая
> реакция штатского на поле боя - испуг, уверенность в своей
> неминуемой погибели. Когда неверующий в Бога человек видит в других
> дух ханжества или похоти, лжи или предательства, он, как штатский,
> впадает в цинизм - в неверие в силу добра, в мрачное отчаяние.
> Христианин, если он Великий Пост проводит действительно в покаянии -
> в разведке боем: а ну, какие там грехи засели во мне - оказывается
> в состоянии светлой печали. Печаль - своя, свет - Христов.
> В сущности, весь Великий Пост - это одно огромное таинство покаяния.
> Огромное - пропорционально огромности Пасхи, Воскресения Христова.
> Огромное - потому что покаяние должно охватить всё наше существо.
> Интеллект пусть займется самоанализом, глаза пусть заплачут
> над увиденным внутри себя, тело пусть постоит на долгой службе,
> словно в очереди за умилением и смирением. И тогда, может быть,
> в конце концов, где-то в глубине сердца и воли поднимется, наконец
> и закричит к Богу желание отдать нашу жизнь Ему - Любви, Ему - Миру,
> Ему - Свету. Если мы в результате Великого Поста хотя заикнемся Ему
> об этом своем желании - Он ответит. Великий Пост - военный поход,
> в котором цель - быть убитым. Если мы умрем для греха - значит,
> мы постились. И тогда мы воскреснем на Пасху вместе с Иисусом
> Христом - Победителем Смерти.
[ Яков Кротов. ВЕЛИКИЙ ПОСТ
www.krotov.info/yakov/3_vera/2_veruyusch/26_velikiy_post.htm ]
+ + + www.messia.ru/rasylka/005/1120.htm#0
+ + + Свящ. Александр Мень:
Покаяние... подлинная жизнь... наши усилия...
www.messia.ru/rasylka/004/743.htm#0
Чтения этого дня и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060405/orth
Этот день в календаре РПЦ:
www.days.ru/day.php?date=20060323&key=days
Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 4-5.
Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 2 Фессалоникийцам.
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Мудрый сын радует отца, / а глупец позорит мать.
Тешится дурью скудоумный, / а разумный ступает прямо.
Нет совета - не будет успеха в деле,
а если советников достаточно - всё выйдет.
Радостно, если можешь ответить, / и как хорошо уместное слово!
Разумный поднимается по дороге жизни, / прочь от глубин Шеола.
Дома гордецов ГОСПОДЬ сметет, / но надел вдовы Он защитит.
Мерзки ГОСПОДУ злые замыслы, / а добрые слова пред Ним чисты.
Стяжатель на свой дом навлекает беду,
а кто взяток не терпит - будет жить.
Праведное сердце подскажет ответ, / а уста нечестивые изрыгают зло.
Далек ГОСПОДЬ от нечестивцев, / но молитву праведников слышит.
Светлый взор радует сердце, / добрая весть укрепляет кости.
Кто внемлет здравым упрекам, / неразлучен будет с мудрецами.
Кто отвергает наставления - себе повредит,
а кто внемлет упрекам, обретает разум.
Страх ГОСПОДЕНЬ научит мудрости, / славе предшествует смирение.
Сердце человека вынашивает замыслы, / но решение - от уст ГОСПОДНИХ.
Каждый считает свой путь непорочным, / но ГОСПОДЬ испытывает души.
Вверяй ГОСПОДУ свои дела - / и замыслы твои свершатся.
Всё создано ГОСПОДОМ для своей цели, / и нечестивец - для дня беды.
Надменное сердце - мерзко ГОСПОДУ,
ни за что не уйти ему от наказания.
Вера и правда искупают вину, / страх ГОСПОДЕНЬ отводит беду.
Если угодны ГОСПОДУ пути человека, / Он примирит с ним даже врагов.
Лучше малость, да с праведностью,
чем богатая прибыль, да с беззаконием.
Человек избирает свой путь, / но твердость шагам придает ГОСПОДЬ.*
(Пр.15:20-16:9, новый перевод РБО)
|