=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 20 сентября 2006 г. ст.ст., вт 17-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Еф.2:19-3:7 или Еф.5:20-26; Лк.3:23-4:1 (18-й седм.). > C тех пор как причастие мiрян за каждой Литургией, как акт, > вытекающий из их участия в Литургии, перестало быть нормой и было > заменено практикой редкого, обычно ежегодного, причащения, > это последнее естественно стало предваряться таинством Покаяния, > т.е. исповедью и воссоединением с Церковью через отпустительную > молитву. Но практика эта, <> естественная и самоочевидная в случае > редкого, ежегодного, причастия, привела к возникновению > внутри Церкви теории, согласно которой причастие мiрян, в отличие > от духовенства, и вообще невозможно без таинства Покаяния, так что > исповедь является обязательным всегда и во всех случаях условием > причащения. Я дерзаю утверждать, что теория эта (утвердившаяся > преимущественно в Русской церкви) не только не имеет для себя > основания в Предании Церкви, но открыто противоречит церковному > учению о самой Церкви, о таинстве Причащения и о таинстве Покаяния. > Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы в нескольких словах > напомнить о сущности таинства Покаяния. Это таинство с первых же > веков было в сознании и учении Церкви таинством Воссоединения > с Церковью отлученных, что первоначальная, очень строгая дисциплина > допускала только одно такое воссоединение, на что в дальнейшем > развитии церковной жизни, особенно после наплыва в Церковь > всей народной массы, дисциплина была отчасти смягчена. Так > или иначе, в основе своей, по существу, таинство Покаяния, > как таинство Воссоединения с Церковью, совершалось лишь над теми, > кто был отлучен от Церкви за определенные грехи и проступки, > точно перечисленные в каноническом Предании Церкви. Об этом и сейчас > еще свидетельствует подлинная разрешительная молитва: примири > и соедини его со святой Твоей Церковью во Христе Иисусе Господе > нашем... (в отличие от второй, латинской по происхождению > и неведомой Востоку: и аз, недостойный иерей, властью > мне данной...). > Это совсем не значит, однако, что неотлученных, верных Церковь > считала безгрешными. Во-первых, Церковь никого из людей, > кроме Пресвятой Богородицы, никогда не считала безгрешными. > А во-вторых, соборное, литургическое исповедание грехов и мольба > об их прощении входит и в молитву Трисвятого, и в молитвы верных > на литургии. И наконец, само причащение Св. Тайн Церковь всегда > воспринимала как совершающееся во оставление грехов. Поэтому дело > тут не в безгрешности, которую не дарует и никакое отпущение грехов, > а в различии, которое всегда делала Церковь между грехами и актами, > отлучающими человека от благодати жизни Церкви, и той греховности, > которой неизбежно подвержен каждый человек плоть нося и в мiре живя, > но которая как бы растворяется в собрании Церкви и о прощении > которой и молится Церковь в молитвах верных, читаемых > перед преложением Св. Даров. Ведь и перед самой Св. Чашей, в самую > минуту причащения просим мы о прощении прегрешений вольных > и невольных, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением > и верим, что в меру нашего раскаяния получаем его. > Всё это означает, конечно, да этого по-настоящему никто > и не оспаривает, что единственным настоящим условием причащения > Св. Тайн является членство в Церкви, и обратно, что членство > в Церкви осуществляется и исполняется в причащении Таинству Церкви. > Причащение даруется во оставление грехов и во исцеление души и тела > и потому предполагает раскаяние, осознание человеком > своего совершенного недостоинства и причастия как небесного дара, > который никогда не может быть заслужен никем из земнородных. И вся > суть установленного Св. Церковью приуготовления к причастию (правило > ко св. Причащению) состоит, конечно, не в том, чтобы человек ощутил > себя достойным и заслуживающим причастия, напротив, в том как раз, > чтобы раскрылась ему бездна милосердия и любви Божией: верую, яко > сие сотвориши... Перед трапезой Господней единственное достоинство > причастника в том, что +он понял и узрел бездну > своего недостоинства+. В этом состоит начало спасения. > Но потому-то так и важно понять, что превращение исповеди и таинства > Покаяния в обязательное условие причащения не только противоречит > Преданию, но его действительно искажает. Оно искажает учение > о Церкви, создавая в нем две категории членов, из коих одна мiряне, > в сущности отлучаются от Евхаристии, как самого содержания > и исполнения своего членства, как его духовного источника. > Не удивительно тогда, что члены Церкви, которых Апостол назвал > согражданами святым и своими Богу превращаются именно в мiрян, > т.е. секуляризуются, и их членство в Церкви начинает измеряться > деньгами (членские взносы) и правами... Искажается учение о таинстве > Причащения, которое начинает восприниматься как таинство > для немногих достойных и чистых, а не как Таинство Церкви: > грешников, безмерной любовью Божией всегда претворяемых в Тело > Христово. И искажается, наконец, само христианское понимание > покаяния: превращается в некое формальное условие для причастия, > и на деле всё очевиднее заменяет собою настоящую подготовку > к причащению, то подлинное внутреннее раскаяние, которым вдохновлены > все молитвы перед причащением. После трехминутной исповеди > и разрешительной молитвы человек чувствует себя вправе приступить > к Чаше, достойным и даже безгрешным, т.е. чувствует, по существу, > обратное тому, к чему ведет подлинное приготовление к причастию. > Как же могла возникнуть такая практика и претвориться в норму, > защищаемую многими как истинно православное учение? > Этому способствовало три фактора. <Один из них> - та теплохладность > христианского общества в вере и благочестии, что привела постепенно > к редкому, а затем и лишь к ежегодному причащению. Совершенно ясно, > что человек, приступающий к Св. Чаше раз в год, должен действительно > быть воссоединен с Церковью, через проверку его жизни и совести > в таинстве Покаяния. Вторым фактором следует признать влияние > на церковное общество, в целом бесспорно, конечно, благотворное, > монашества. В данном случае это монашеская практика духовного > руководства, открытия помыслов, постоянной духовной проверки более > опытным менее опытного. Только в монастырях это духовное > руководство, эта постоянная исповедь совсем не обязательно была > связана с таинством Покаяния. Духовный отец, старец, могли не быть, > и на деле очень часто не были даже и священниками, ибо этот тип > духовного руководства связан с духовным опытом, а не с таинством > священства как таковым. В византийских монашеских типиконах XII_XIII > веков монаху запрещается как приступать к Чаше, так и воздерживаться > от нее самовольно без разрешения духовного отца, ибо исключать себя > самовольно от причастия это поступать по своей воле. В женских > монастырях та же власть присваивается игумении. Таким образом, > мы имеем дело с исповедью не сакраментального типа, основанной > на духовном опыте и постоянном регулярном руководстве. Эта исповедь > оказала, однако, сильное влияние на развитие исповеди > сакраментальной. В эпоху духовного упадка (глубину которого хорошо > показывают постановления, например, т.н. Трулльского Собора, который > сказался в первую очередь на белом духовенстве) монастыри оказались > почти единственными центрами духовного окормления и руководства > и для мирян. В Греции даже и сейчас исповедовать может не каждый > священник, а только особо на это уполномоченный и поставленный > архиереем. Для мiрян, однако, эта исповедь руководство и наставление > в духовной жизни совершенно естественно соединились > с сакраментальной. Но следует признать, что на такое духовное > руководство, предполагающее большой личный духовный опыт, способен > совсем не каждый приходской священник, и это очень часто > при духовной неопытности; попытки все же осуществлять его, приводят > к подлинным духовным катастрофам. Так или иначе, но в церковном > сознании таинство Покаяния соединилось с идеей духовного > руководства, разрешения духовных трудностей и проблем, что > в условиях нашей приходской жизни, наших массовых, на несколько > вечеров Великого поста сосредоточенных и потому минутных исповедей, > вряд ли осуществим, и это ведет к полной номинализации исповеди > и очень часто приносит больше вреда, чем пользы. Духовное > руководство, особенно в наш век глубочайшей духовной искалеченности, > необходимо; но чтобы быть подлинным, глубоким, полезным, оно должно > быть отделено от исповеди сакраментальной, хотя, конечно, > эта последняя и составляет его конечную цель. > Третьим же решающим фактором оказалось, конечно, влияние западного, > схоластического и юридического понимания таинства. <.....> [ Протопресвитер Александр Шмеман. Исповедь и причастие (4) www.agnuz.info/reading_room/shmeman_ispoved/ ] по теме выпуска и к чтению Еф.2:19-3:7: + + + протопр. Александр Шмеман: евхаристия и исповедь (из очерка "СВЯТАЯ СВЯТЫМ") www.messia.ru/rasylka/005/1288.htm#0 + + + Прп. Симеон Новый Богослов: кто может прощать грехи? www.messia.ru/rasylka/005/1256.htm#0 + + + свящ. Александр Мень: Храм Божий. Церковь. Божьи домочадцы www.messia.ru/rasylka/004/917.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061003/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=03-10-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *помните, что вы, язычники по рождению, люди, которых называли "необрезанными" так называемые обрезанные с их телесным обрезанием, - помните, что в то время вы жили без Христа. Вы были чужестранцами, а не входили в число народа Божьего Израиля. Обещания, которые Бог дал Своему народу, к вам не относились. Вы жили в этом мире без надежды и без Бога! *А теперь - в единении с Христом Иисусом - вы, некогда далекие, стали близкими благодаря жертвенной смерти Христа. *Ведь это Он - наш мир, Он, соединивший евреев и язычников в один народ; Своим телом разрушивший стену вражды, которая разъединяла нас; отменивший Закон с его уставами и правилами, чтобы, установив мир, создать в единении с собой из двух человек одного нового и обоих, в едином теле, примирить с Богом через смерть на кресте, уничтожив собою вражду. И Он, придя, принес Радостную Весть о мире вам, жившим вдали от Бога, и тем, кто рядом с Ним. Так что благодаря Ему мы оба - и евреи, и язычники - имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом. *Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы, вы равноправные члены Божьего народа и Божьи домочадцы. Вы тоже воздвигнуты на фундаменте, заложенном апостолами и пророками, краеугольный камень которого - Христос Иисус. Он скрепляет Собой всё здание и воздвигает его, превращая в храм, посвященный Господу. В единении с Ним и вы созидаетесь, чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога. *... Мне в откровении дано было узнать Его тайну, как я вкратце писал выше. ... В прежних поколениях человечеству не дано было знать этой тайны, но теперь Дух открыл ее святым Божьим апостолам и пророкам. Она в том, что и язычники получают то же наследие, и они - часть единого тела, и им тоже даны обещания Бога через Христа Иисуса в Радостной Вести, служителем которой я стал благодаря великой Божьей доброте ко мне, через действие Его силы. Мне, самому ничтожнейшему из всего народа Божьего, был дан этот дар: возвестить язычникам Радостную Весть о непостижимом богатстве Христа, а также просветить всех, какой Божественный замысел спасения заключен в этой тайне, от века сокрытой Богом, Творцом всего, чтобы только теперь всем Началам и Властям на небесах - через Церковь - стала ведома мудрость Бога во всём ее многообразии. Бог воплотил Свой извечный замысел в Христе Иисусе, нашем Господе. В единении с Ним, через веру в Него мы смело и уверенно приближаемся к Богу.* (Еф.2:11-22; 3:3,5-12) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1635.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/eph.htm#2:19 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu1.htm#6:37 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|