=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 29 ноября 2006 г. ст.ст., вторник литургические чтения: 1Тим.5:11-21 или 2Тим.3:16-4:4; Лк.19:45-48. * 30 ноября 2006 г. ст.ст., среда литургические чтения: 1Тим.5:22-6:11 или 2Тим.4:9-22; Лк.20:1-8. /27-ая седмица по Пятидесятнице. Ев. чтения 28-ой седмицы/ {Рождественский пост} Этот выпуск не посвящен ниодному из литургических чтений. Три повода подвигли меня сделать выпуск, который я озаглавил "покорность царю?": спор с одной единоверицей, утверждавшей, что аполитичность, равнодушие к политике - это признак духовности; День Конституции, который сегодня отмечается в России, хотя теперь и не является выходным днем (и то, как к этой Конституции относятся "слуги народа" во главе с ее "гарантом" - стоит вспомнить хотя бы "запрещенный" властями "Марш несогласных", намеченный на ближайшую субботу); и третье - то, что начало текста, продолжение которого я сегодня помещаю, было дано в рассылке больше года назад... и надо же, сказав "а", говорить и "б". Начало этого текста: www.messia.ru/rasylka/005/1232.htm#0 > Христиане, власть, гражданское общество <....> > <...> "Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, > для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как > от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения > делающих добро, ... как свободные, не как употребляющие свободу > для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство > любите, Бога бойтесь, царя чтите". (1Пет.2:13-17)? Кто сегодня царь, > являющийся верховной властью? Кто "правитель, посылаемый <царем> > для воспрепятствования злым и для помощи добрым"? <...> > <...> ответ, который сам приходит в голову: <"царю" при демократии > соответствует Президент>. В самом деле, царь - это самый главный, > верховная власть. Кто у нас самый главный? Президент! > <....> о верховной власти написано и в Конституции Российской > Федерации <....>: "Носителем суверенитета и единственным источником > власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ > (ОЙ!). Народ осуществляет свою власть непосредственно (Ого!), > а также через органы государственной власти и органы местного > самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа > являются () референдум и свободные выборы (Упс!). Никто не может > присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти > или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному > закону (Да минует нас чаша сия!)" (ст.3). <.....> > Павел написал: "Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, > но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь > похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. > Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий > слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим.13:3-4). Но что > если начальник делает что-то противоречащее интересам высшей власти? > Что если он мстит добрым и поощряет зло? Что если его меч направлен > против собственного владыки? <...> Должны ли мы мириться с этим? > Имеем ли мы право вмешаться, если есть возможность? > Совсем о другой, но по сути похожей ситуации, Павел написал однажды: > "Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться > свободным, то лучшим воспользуйся" (1Кор.7:21). Речь здесь > о внешнем. Для Бога не так важно - раб ты или свободный, внутренне > Он уже освободил тебя. Но если можешь законно стать свободным > внешне - воспользуйся лучшим. Так и в нашем случае. Если мы можем > законно освободиться от узурпатора и тирана - президент ли это, > губернатор, мэр или глава администрации района - воспользуемся > лучшим. > Но можем ли мы стать свободными? Есть ли у нас доступ к царю? Можем > ли мы разбудить его от тяжелых сновидений, освободить его разум > от пут? > Да! Демократия предоставляет нам такие механизмы. Наш "царь" - > народ. Механизмы же доступа к царю самые разные. От проповеди - > до митинга. От разговора с соседом на кухне - до участия > в общественных движениях и объединениях. Политика - грязное дело? > Даже если и так - речь сейчас не о политике. Вопреки расхожему > мнению, демократия строится не на борьбе различных политических > партий - это лишь верхушка айсберга. Истинная же основа, фундамент > любой демократии - гражданское общество. > Многие из нас только слышали это выражение, но с трудом представляют > себе устройство такого общества. Поясню на примере. Три человека, > собравшись однажды вечером на кухне, обнаружили у себя одно общее > свойство. Все трое любили цветущие в лесу ландыши и просто зверели, > когда видели людей, продающих эти цветы, занесенные в "Красную > книгу". Обнаружив это, они решили учредить между собой некое > неформальное "Общество по защите ландышей". Целью общества стало > спасение ландышей. Средствами - убеждение друзей и знакомых > не покупать ландыши у торговцев и таким образом, отучить торговцев > цветами рвать ландыши в лесу. Через некоторое время, одному из них > пришла в голову мысль, что можно сделать акцию и раздать некоторое > количество корневищ ландыша населению, чтобы они посадили > эти корневища у себя рядом с домом и таким образом не стремились бы > купить сорванные цветы у продавцов. Однако для проведения этой акции > было необходимо напечатать рекламное объявление в газете и купить > в рассаднике некоторое количество корневищ ландыша. Всё это > потребовало средств и минимальной организации. Трое друзей, > посовещавшись, решили зарегистрировать свое общество и попросить > денег у местной лесопилки. Предприятие удалось, а в стране появилась > еще одна общественная организация. Ландыши были спасены, и сделано > это было не благодаря государственным программам по защите > окружающей среды, а благодаря энтузиазму трех друзей. > Когда таких обществ набирается много, они набирают серьезный вес > в обществе. Ведь один энтузиаст стоит десяти инертных сторонников. > Когда в обществе достаточно людей, которым не всё равно, никакой > тиран не сможет усыпить их бдительность и обманом или насилием > захватить власть в стране. Более того, они начинают влиять на этих > самых правителей, чтобы те принимали законы, согласующиеся с их > интересами, а поскольку таких обществ много, то проходят только те > законы, которые соответствуют интересам всего народа. > Да и вообще, демократия, в лучшем своем проявлении - это власть > закона. Закон же представляет записанное на бумаге общественное > соглашение. То есть только фиксирует волю всего народа > или подавляющей его части. Люди же в Парламенте или Правительстве - > только служители закона, слуги народа. > Однако у нас в стране ситуация несколько отличается от описанной. > Законы у нас пишутся под конкретную ситуацию, и когда меняется > политическая конъюнктура, происходит также и смена законодательства. > Думаю американцы с удивлением и негодованием восприняли бы ситуацию, > когда победившая на выборах Республиканская партия стала бы > проводить законы, прямо противоположные действующим, вносить > поправки в конституцию с единственной целью - упрочить положение > своей партии у власти. У нас закон - слуга людей у власти. А народ - > средство для прихода в эту власть. > Другая часть проблемы - в самом обществе. В свое время, пострадав > от пионерии, комсомола, ГТО, ДОСААФ и прочих обществ по охране > памятников, российский народ ринулся прочь от этих монстров > советского общественного строя. Слова "энтузиазм", "энтузиаст" > стали словами насмешливыми, поскольку в советском обществе > "энтузиазм" превращался, по словам сатирика, в "энтузазим". С тех > пор на члена любой общественной организации друзья и знакомые > смотрят как на чудака. Что, безусловно, не повышает престиж подобных > организаций. А в середине 90-х произошел, по сути, крах реформы > политической системы страны, который ознаменовался казусом > российской демократии - формированием "партии власти". То есть > телега и лошадь, в очередной раз в нашей истории, поменялись > местами: не партии формировали власть, а власть формировала партию. > И с тех пор, обманутые политиками люди стали также косо поглядывать > и на людей, состоящих в политической партии по убеждению, > а не по хозяйственным причинам. > Всё это недоверие к общественно-политической жизни привело к апатии, > равнодушному мировоззрению, слоганом которого стала фраза: > "Что изменит мой голос?". В итоге к избирательным урнам по привычке > потянулись лишь советские граждане, одни из которых по привычке > голосуют за коммунистов, а другие, тоже по привычке - за власть. > У тех же, чьи голоса в самом деле могли бы что-то изменить, > находится сотня дел, чтобы не ходить на выборы. Даже на выборы. > Не говоря уже о какой-то другой общественной деятельности. > Кроме того, сформировался некий стереотип: либо ты занимаешься > общественной деятельностью, тратишь уйму свободного времени и вообще > посвящаешь этому всю свою жизнь, возложив ее на алтарь общества, > либо не занимаешься этим вообще. И поскольку большинство не готовы > к таким жертвам ради ближних, то остается единственный вариант - > не делать ни-че-го. На самом деле это не так. Даже небольшие усилия > множества людей могут в корне изменить ситуацию. > Что же делать нам? Какова наша роль в этих процессах? Роль церкви, > христиан. > Сотни лет назад именно христианская идея о всеобщем равенстве > дала толчок развитию демократии. Иисус говорил ученикам: "князья > народа господствуют над ним, но у вас да не будет так". Но кто хочет > быть большим - будь всем слугою. Именно в этих словах коренится > утверждение, что государственные чиновники - "слуги народа". Уверен > на 100%, что построить Град Божий на земле не удастся никому. Но > мы можем приблизить условия своего существования к этим стандартам. > Без претензий на миллениум - просто улучшать жизнь свою и людей > вокруг, основывая ее на Его принципах. А уж когда придет День, > то дело каждого из нас будет проверено - на каком основании > и из чего мы строили. Основывали мы нашу общественную деятельность > на любви к ближним, или на жажде известности. Воплощали ли мы > принципы Христа в своей деятельности или строили какое-то иное > будущее, с какими-то иными законами. > Когда-то мы дали обществу толчок к развитию. И сейчас, кажется, > Церкви необходимо вновь открыться к обществу. Мы слишком долго > варились в собственном соку. Слишком часто наши внутренние дела > казались нам много важнее внешних. Слишком усердно порой мы > не пускали мир в Церковь. Желание похвальное, но так уж получается > в этой жизни, что если человек не интересует тебя, то > и ты перестаешь интересовать его. "Как в воде лицо - к лицу, > так сердце человека - к человеку" (Прит.27:19). Мы перестали > интересоваться миром, мир перестал интересоваться нами. > Мы превратились в две непересекающиеся параллельные прямые, в своем > желании стать по отношению к миру в перпендикуляр. И от этого > проиграл мир, лишившийся здравого слова, духовной поддержки. > И от этого проиграла Церковь, получившая недоверчивое отношение мира > и даже потерявшая самокритичность, поскольку стала глуха к критике > со стороны мира. А ведь эта критика, часто неконструктивная, могла, > как ни странно, оказаться полезной. > Критика Церкви в обществе, как можно заметить, зачастую гораздо > жестче и непримиримей критики, скажем, какого-то философского > течения. Церковь сейчас ругают часто с той же остервенелостью, что > и демократов. И хотя чаще всего эти стрелы критики обращены к тому, > какие мы есть, подспудно они упрекают нас в том, какими мы должны > были быть, но не стали. Церковь упрекают за обманутые ожидания > святости. Демократов - за обманутые ожидания справедливости. Церкви > вменяют в вину, что, претендуя на духовное лидерство в обществе, она > не являет собой образца для подражания. Демократов - в том, что, > претендуя на самую передовую систему управления, они привели страну > к бардаку и развалу. И те и другие обвинения в чём-то обоснованы, > а в чем-то являются отражением обманутого идеализированного > представления о церкви, либо демократии. > Факт в том, что если мы закрываемся от этой критики, предоставляем > нашим критикам самим решать насколько мы хороши или плохи, мы > по сути уклоняемся от проповеди. Более того, часто обвинения адрес > Церкви являются лишь отражением проблем общества в целом, > и выработав адекватный ответ на эти обвинения, мы можем кардинально > изменить как отношение к себе, так и ситуацию в обществе. > С другой стороны, критика церкви часто бывает справедлива. И в этом > случае общество могло бы помочь Церкви отбросить хлам ненужных > "заповедей на заповеди" и "правил на правиле", очистится > от фарисейства. Железо острит железо, и взгляд человека изощряет > взгляд друга, сказал Соломон. Пока наши убеждения не будут открыты > для критики извне, мы не сможем понять, насколько они обоснованы. > Ведь и Иисус не скрывался и не пытался закрыться от критики фарисеев > и саддукеев, но всегда они уходили ни с чем. Ту же мудрость от Духа > он обещал нам как раз в такие моменты - когда поведут вас к царям > и в суды - то есть когда надо будет отстаивать свою точку зрения. > Тот, Кто в нас, сильнее того, кто в мире, однозначно. Нам не надо > бояться быть открытыми к миру. > Я не призываю к соединению с миром, к симбиозу с ним. Но в условиях, > когда судьба страны подвешена на тонких нитках налета > цивилизованности, когда маятник уже готов качнуться, в который раз > в истории нашей страны, в сторону жестокой тирании и истребления > неугодных, когда часы отсчитывают секунды, минуты, часы, неумолимо > приближая время, когда произойдет прорыв плотины, сдерживающей пока > еще животную жестокость маргинальной части общества, в условиях, > когда каждый из нас своим действием или бездействием кладет > свой маленький камешек на весы истории, мы можем стать > либо спасителями общества, либо его гробовщиками. И в последнем > случае волна гонений вновь неизбежно настигнет Церковь, > не пожелавшую взять на себя часть ответственности за страну. [ Олег Сальманов (http://okalman.livejournal.com) www.jesuschrist.ru/news/2005/06/29/8662/ ] //~~~ к 1Тим.5:18 смотри: * Яков Кротов: волы www.messia.ru/rasylka/005/1311.htm#0 к евангельскому чтению вторника - см. предыдущий выпуск (www.messia.ru/rasylka/006/1703.htm#0) Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061212/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=12-12-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Войдя в Храм, Иисус начал выгонять торговцев, говоря им: "В Писании сказано: 'Дом Мой будет домом молитвы', а вы превратили его в разбойничий притон!"* (Лк.19:45-46) * * * "я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю". (В.Франкл) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1704.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |